Слово | Татьяна Шишова | 11.08.2007 |
СИМВОЛИКА РИСУНКОВ
Я не отношусь к приверженцам тех, кто любую деталь в рисунке ребенка трактует символически, делая из этого далеко идущие выводы. Скажем, мне не верится, что вода, дождь, звезды, холодильник — «символы депрессивного настроения», детская кроватка — «символ „пленения“, наказания», грузовики — «символ власти или угрозы», а воздушные шарики — «символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться» (см. «Альманах психологических тестов», М., изд-во КСП, 1995 г.). Очень многое тут зависит от контекста, от частоты повторения образа и от иных факторов. Грудничков всегда рисуют в коляске, кроватке или у мамы на руках. А как их еще рисовать, если сами они ходить не умеют и всегда где-то лежат? А какая современная кухня без холодильника?Ну, а звезды на темном небе — вообще классика, дети каждый вечер видят этот образ в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!» и в множестве детских книжек.
Но, конечно, есть вещи, с которыми не поспоришь. Открытый кричащий рот, особенно с нарисованными зубами, это признак агрессии и, вполне вероятно, страхов. Тогда агрессия будет защитного характера. Кулаки, когти, острые зубы, шипы, колючки тоже указывают на агрессию или страхи. Об этом же свидетельствует увлечение «портретами» хищников, динозавров, киборгов, роботов-убийц и прочих современных «героев детских сказок». Оружие, опасные для жизни предметы — вклад в ту же копилку. Пожары, взрывы, аварии, стихийные бедствия прямо-таки вопиют о детских страхах. Грязь (испачканная одежда, пятна на полу, грязная посуда и т. п.) — символ внутреннего беспокойства, дисгармонии, может быть, хронического чувства вины.
Фигуры людей без рук (напр., в рисунке семьи) тоже не бывают «просто так». Это признак пассивности или выключенности из трудовой семейной жизни. Вроде бы ребенок вполне активный и даже претендует на лидерство, но весь пар уходит в свисток, т. е., в капризы. В то время как сверстники уже и то умеют, и это, и пятое, и десятое, для него «доброе дело» или, бери выше «подвиг» — придержать маме дверь, когда она возвращается домой, навьюченная покупками, или полчаса посидеть утром тихо, дав родителям немного поспать. Люди без ног лишены опоры, так может проявляться неуверенность в себе.
Очень тревожный признак, когда людей рисуют с половыми органами. Эта тема настолько табуирована в нашей культуре, что здоровые, адекватные дети не отражают ее в рисунках, хотя с раннего возраста прекрасно отличают мальчиков от девочек и мужчин от женщин."Дядя" - потому, что с бородой, «тетя» — с длинными волосами, в платье, с украшениями. Как правило, фиксация на половых органах начинается после стресса, полученного от раннего сексуального просвещения, от присутствия при какой-то сцене, не предназначенной для детских глаз, от вовлечения ребенка в непристойные игры и занятия. У таких детей появляется повышенный интерес к проблемам пола, происходит ранняя сексуализация поведения, а то и растормаживание сферы влечений, которое может повлечь за собой задержку психического развития.
Даже изображение пупка небезобидно! У маленьких детей, по трактовке К. Маховера, автора теста «Нарисуй человека», который он разработал еще в 1946 году, это признак эгоцентризма. А если пупок рисует ребенок старшего возраста, это признак инфантильности или стремления уйти в себя, т. е., аутизации. Сейчас, когда такая мода на обнажение пупков и пирсинги, внимание детей опять-таки может искусственно привлекаться к традиционно «непривлекательной» части тела, и рисунков «с пупками», наверное, станет больше. Но нарушение культурных даром норм не проходит. Психика реагирует на это болезненно.
КАЧЕСТВО ЛИНИЙ И КОМПОЗИЦИЯ
Анализируя рисунок, можно сделать некоторые выводы и по качеству линий, по их форме. Твердые, уверенные линии говорят о решительности, об эмоциональном равновесии. Чрезмерно сильный нажим, при котором может сломаться карандаш или вдавиться вовнутрь стержень фломастера трактуется как проявление агрессивности или тревожности. Слишком легкий нажим — признак неуверенности, робости. Прерывистость, неточность линий — подверженность колебаниям, боязнь совершить ошибку.Такой ребенок часто зачеркивает рисунок, стирает изображение, нервничает, что у него «плохо получилось». Кривые, почти волнистые линии, неспособность начертить прямую нередко свидетельствуют о нарушении эмоционального состояния или о проблемах психического характера. Нажим, слабеющий в процессе рисования, наводит на мысли о быстрой утомляемости испытуемого и даже, возможно, о депрессии.
Рисунки на весь лист часто свидетельствуют о завышенной самооценке, компенсаторном превознесении себя в воображении, о склонности к тщеславию. Хотя опять-таки всегда нужно поподробнее ознакомиться с ситуацией. Может быть, ребенок занимается в изостудии, где их учат именно такому заполнению листа. Разные ведь бывают преподаватели, разные методики.
Малые размеры рисунков предполагают, наоборот, заниженную самооценку, эмоциональную зависимость, возможную предрасположенность к депрессии.
Преобладание черного, серого или коричневого цвета в детском творчестве — тоже тревожные звоночки. Тут «в анамнезе» могут быть и страхи, и повышенная агрессивность, и нервное истощение, и депрессия, и какие-то другие, не менее серьезные медицинские проблемы. Мир здорового, психически и психологически благополучного ребенка — яркий, красочный, разноцветный.
СЕМЬЯ — БОЛЕВАЯ ТОЧКА
Как я уже говорила, дети с аутистистическими чертами часто отказываются рисовать людей. Но к сожалению, в последние годы даже вполне нормальный ребенок может наотрез отказаться рисовать семью и очень занервничает, если начнешь на этом настаивать. Как бы он ни мотивировал свой отказ («не умею», «не хочу», «устал», «не люблю рисовать людей»), скорее всего, за нежеланием изобразить своих близких стоят какие-то травматические переживания, связанные с семьей: ревность, конфликты между родителями, пьянство или отсутствие отца. А поскольку неблагополучных семей сейчас больше, чем раньше, то число отказов заметно выросло.В памяти, как заноза, застрял рисунок одиннадцатилетнего мальчика. «Семья» — это телевизор, он и кошка. А бывают (опять же все чаще!) рисунки просто чудовищные. Смотришь — и не можешь поверить, что ребенок ТАК рисует родителей. Хотя он нарисовал это при тебе, перед твоими глазами. Семилетний Вова, требовавший, чтобы его называли «Вованом» и с упоением подражавший бандитским ухваткам, изобразил свою семью в виде жутких страшилищ-инопланетян. Вот его комментарий: «У мамки в животе аквариум с лягушками и жабами. Она самая злая.» «Вовану» казалось, что все это страшно смешно, а мама от стыда не знала, куда девать глаза. Потом, когда «Вован» вышел в другую комнату, сказала, что мальчик всегда был непослушным, а после того, как отец их бросил, совсем пошел вразнос.
Но ведь еще недавно даже самый непослушный ребенок не смел так позорить мать перед малознакомыми взрослыми! Ему и в голову не приходили такие издевательские образы. Может быть, врачи в психиатрических больницах сталкивались с чем-то подобным, но мы такого не видели. А сейчас видим и не скажу, что очень редко. И дело тут не в психотравме из-за развода, а в том, что такие «Вованы» подражают модным эталонам. В широко разрекламированных мультфильмах типа «Симпсонов» можно услышать, как матери говорят: «Заткнись, вонючая жаба (или „старая потаскуха“)». В сборниках детских анекдотов (теперь это модное детское развлечение) часто муссируется тема родительской глупости. А то и кое-что похлеще. Например, папино пристрастие к… скотоложеству. Примерно год назад такой анекдот читал сидевший рядом со мной в метро мальчик лет восьми-девяти, ехавший куда-то в сопровождении собственного папы. А какие изображения взрослых видит ребенок в рекламе, во многих книжках, комиксах, журналах и даже учебниках? Это же не люди, а пародия на людей, карикатуры. Выпученные глаза, высунутые языки, обезьяньи гримасы…
Уродливая баба со скалкой — разъяренная мать. Толстый, похожий на бегемота, дядька с малюсенькими глазками и тремя волосинками на голове, изображает подвыпившего отца… Тут не «семье инопланетян» с жабами в животе приходится удивляться, а тому, что еще не все дети сорвались с цепи.
Сейчас уже по рисункам пяти-шестилетних малышей можно четко определить, отравлен ребенок современной масс-культурой или родители позаботились о его душевной экологии. К сожалению, многие взрослые до сих пор недооценивают опасности духовного отравления. А ведь оно ничуть не менее опасно, чем физическое.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ РИСОВАТЬ…
В таком случае родителям стоит насторожиться, а не оправдывать его отказы «свободой выбора»: дескать, не надо давить, пусть делает то, что ему нравится. В дошкольном и младшем школьном возрасте (а речь сейчас именно о нем) детям, как правило, нравится то, что дается легко. А то, с чем у них трудности, кажется скучным и вызывает стойкий отказ.Позволите ребенку идти по пути наименьшего сопротивления — трудности так и не будут преодолены, что в дальнейшем отразится как на обучении, так и на формировании личности.
Чаще всего дети отказываются рисовать по следующим причинам:
— НЕДОРАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Руки не слушаются, не получается правильно держать карандаш — короче, никакого удовольствия, одна морока с этим рисованием. Без «адресной» помощи, т. е. развития моторики, трудности будут только увеличиваться. В начальных классах, когда учителя обращают повышенное внимание на почерк, письменные задания станут для ребенка источником постоянного стресса. И учение, соответственно, превратится в мучение. Поэтому развитием мелкой моторики следует заниматься загодя, благо в последние годы появилось множество методических пособий, занимательных прописей, раскрасок и прочих материалов для данной работы. Не мешает также показать ребенка нейропсихологу и психоневрологу, поскольку недоразвитие моторики может указывать на какое-то органическое поражение головного мозга, неравномерное созревание мозговых зон и на прочие «отягчающие обстоятельства», устранить (или хотя бы смягчить) которые без помощи специалистов обычно не удается.
— БЕДНОСТЬ ФАНТАЗИИ. Это тесно связано и с ростом задержек психического развития, и с тем, насколько ребенок успел за свою недолгую жизнь пристраститься к телевизору и компьютеру. Психологи в нашей стране уже лет десять назад заговорили о том, что дети, НЕ смотрящие телевизор и тем более, НЕ играющие в компьютерные игры, развиваются лучше.
Тогда, в середине 90-х, это казалось спорным. «Как же так? Ведь ребенок, наоборот, обогащает свою фантазию множеством образов и сюжетов. Да и игры бывают разные, — рассуждали оппоненты. — Есть же не только „стрелялки“, но и развивающие…» Однако теперь споры, похоже, поутихли. Слишком уж явны плоды такого «развития». Но даже если ребенок смотрит в большом количестве не западные, а наши, хорошие и добрые мультики, это отрицательно влияет на развитие его творческой фантазии. В памяти всплывают готовые зрительные образы, заслоняя собой те картины, которые могли бы возникнуть в детском воображении. Если это происходит часто (а «мультяшные» образы красочные, эмоционально заряженные, быстро запоминающиеся), то мышление ребенка становится заштампованным. Какой уж тут простор для фантазии? Для простоа нужно освободить место: поменьше смотреть телевизор, побольше подпитывать ребенка яркими, живыми впечатлениями, пробуждать у него интерес к чтению, к сочинительству сказок, разнообразить ролевые игры. На наших занятиях очень многие дети, дотоле наотрез отказывавшиеся брать в руки карандаш, «вдруг» начинают рисовать. А ведь мы всего-то навсего привлекаем их к совместному придумыванию сказочных сценок. Поистине, ребенку порой нужен совсем небольшой толчок, чтобы фантазия забила ключом.
— НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, БОЯЗНЬ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ. Поскольку нынче в моде раннее обучение, малыши нередко получают эмоциональную травму, не справившись с каким-то заданием или почувствовав неодобрение педагога. Осознать свои переживания и тем более, внятно рассказать о них они еще не в состоянии, так что родители зачастую не подозревают о происшедшем. Но зато у ребенка появляется стойкая неприязнь к тому виду деятельности, в котором он потерпел фиаско.
Боясь совершить ошибку, он отказывается повторять неудачный опыт. И тут все зависит от взрослого. От его такта, терпения и настойчивости. Ободряя ребенка, помогая ему (а на первых порах, и выполняя за него большую часть работы), взрослый может вывести малыша из угнетенного состояния. А может — если будет раздражаться, стыдить и сравнивать его с более успешными детьми — усугубить чувство неполноценности. Я знаю случаи, когда маме приходилось рисовать практически все.
Сын лишь после долгих уговоров соглашался пририсовать рыбке хвостик. А через пару месяцев рисовал сам уже не только рыбку, но и птичку, и мишку, и елку, и деда Мороза.
Как любое творчество, рисование способно не только раскрыть внутренний мир ребенка, но и повлиять на него. В этом, собственно говоря, суть любой арт-терапии. Настраивая ребят на оптимистический лад, переключая их внимание с отрицательных впечатлений на положительные, подсказывая новые идеи и сюжеты рисунков, насыщая детскую фантазию светлыми, чистыми образами, каждый родитель может стать домашним арт-терапевтом. И многие дети получат психологическую помощь, в которой они так сейчас нуждаются, без обращения к специалистам.
http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/209/10 433/&part=2