Татьянин день | Ольга Богданова | 10.08.2007 |
Мать Пантолеона Еввула была христианкой, а отец Евсторгий — язычником. Сначала воспитанием мальчика занималась мать, которая научила его верить во Христа и следовать Его заповедям. Вскоре мать умерла, и о сыне стал заботиться исключительно отец. Он решил воспитать мальчика по-своему, отучить его верить в неизвестного и чуждого ему Бога и привить почитание к местным языческим богам. В отношении этих богов Евсторгий был очень благочестив, приносил им частые и обильные жертвы, чему стал следовать и юный Пантолеон.
По-видимому, Пантолеон принадлежал к достаточно состоятельной семье, где было принято обучать мальчиков философии. Когда Пантолеон прошел курс обучения в грамматической школе, он был отдан в обучение врачу Евфросину. Пантолеон был очень способным учеником, к тому же отличался красотой и красноречием. Он сопровождал своего учителя во время его визитов ко двору и так понравился Максимиану, что император повелел, чтобы юношу учили как можно лучше, чтобы Пантолеон мог стать его личным врачом.
Пантолеон рос кротким и послушным юношей. Как — то раз, он проходил мимо дома старца Ермолая. Ермолай был христианином и ему открылось, что юноше суждено пострадать за веру Христову. Старец пригласил Пантолеона к себе, расспросил его о семье и об учебе и стал наставлять в христианской вере. Для себя старец отметил, что юноша особенно хочет приносить пользу людям, исцелять больных и избавлять их от страданий. Поэтому Ермолай рассказал Пантолеону о тех людях, которых исцелил Христос и о том, какое утешение человеку дает вера.
Вспомнив что об этом же ему рассказывала мать, Пантелеимон начал каждый день приходить к старцу и учиться у него.
Слова старца были убедительны, но так хотелось самому проверить, истинны они или нет!
Однажды Пантолеон увидел на улице мертвого ребенка и лежавшую рядом с ним огромную ехидну. Пантолеон помолился Богу и попросил, чтобы ребенок ожил, а змея рассеклась пополам. Когда все было исполнено, Пантолеон со слезами на глазах возблагодарил Господа и побежал рассказать Ермолаю о произошедшем. После этого старец окрестил и причастил юношу. Неделю Пантолеон жил и поучался в доме старца. Когда через 7 дней он пришел домой и отец спросил, где он пропадал, Пантолеон ответил:
— Был с учителем у царя во дворце, — лечили больного, которого царь очень любит, и не отходили от него семь дней, пока не возвратили ему здоровье.
Так святой под видом притчи сообщил истину: в уме своем учителем он называл святого Ермолая пресвитера, под царской палатой разумел внутренний покой, в котором совершалось божественное таинство, а больным называл свою душу, которую возлюбил небесный Царь и которая была пользуема семь дней духовным врачеванием.
Не меньше отца за ученика переживал и врач Евфросин.
— Отец мой, купив имение, послал меня принять его, и я замедлил, внимательно осматривая всё, что там есть: потому что оно куплено за дорогую цену, — объяснил Пантолеон.
И это он говорил иносказательно о святом крещении, которое он принял, и о прочих таинствах христианской веры, которые он узнал и которые все необычайной цены, превосходящей всякие богатства, ведь они приобретены кровью Христовой.
Пантолеона очень печалило то, что отец оставался убежденным язычником. Юноша пытался убедить его в том, что почитаемые отцом идолы — бездушные глиняные статуи, не способные ничего сотворить. Отец внял словам сына и начал сомневаться насчет могущества богов, однако христианство пока не принял.
В то время к Пантолеону привели слепого, который почти все свое имущество роздал врачам, но те так и не смогли его вылечить. Пантолеону он обещал дать оставшуюся часть имения в том случае, если тот его вылечит.
— Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри.
Тотчас открылись очи слепого — и он стал видеть. И в ту минуту отец Пантолеона, Евсторгий вместе с прозревшим человеком, уверовали во Христа и были крещены святым пресвитером Ермолаем, и преисполнились они великой духовной радости о благодати и силе Христовой.
Тогда Евсторгий начал сокрушать в своем доме всех идолов, в чем помогал ему и сын его святой Пантолеон; раздробив идолов на части, они бросили последние в один глубокий ров и засыпали землею. Обещанные ему пациентом деньги Пантелеимон попросил отдать нищим. Прожив, после этого недолгое время, Евсторгий преставился ко Господу.
Сделавшись наследником весьма богатого отцовского имения, Пантолеон, даровал свободу рабам и рабыням, щедро наградив их; имущество стал раздавать нуждающимся: убогим, нищим, вдовам и сиротам. Он обходил темницы и утешал узников врачеванием и подаянием того, в чем они нуждались. В лечении Пантолеону помогала благодать Божия.
Он лечил всех безвозмездно, прибегая не столько к травам и минералам, сколько к имени Иисуса Христа. Ведь телесные болезни происходят от болезней душевных, а в исцелении души помогает только один Врач — Христос.
Тогда-то Пантолеон явился, в действительности, Пантелеимоном, то есть всемилостивым, и по имени, и на деле оказывая всем милость и не отпуская от себя никого без подаяния или не утешенным, ибо недостаточным вручал вспоможения, а больных лечил, не требуя платы.
Вполне естественно, что через какое-то время люди оставили остальных врачей и стали обращаться только к Пантелеимону. Не удивительно, что другие врачи стали завидовать святому и враждебно к нему относиться, а началось это еще когда по молитвам Пантелеимона прозрел слепец.
Бывший слепой не стал таить, кто его исцелил, и охотно рассказывал, как обрел способность видеть. Зная, что раньше Пантелеимон учился у Евфросина, талантливого и известного врача, его коллеги назвали Пантелеимона великим учеником великого учителя, разумея при этом придворного врача.
Однако, как говорится в «Житии», «не догадываясь, исповедали истину, что Пантелеимон — великий ученик великого Учителя — Иисуса Христа».
Врачи не могли потерпеть такой конкуренции со стороны юноши и донесли на него Максимиану. Вина Пантелеимона была в том, что «врачебное искусство, которым Пантолеон исцеляет, он приписывает не Эскулапу или другому из богов, а какому-то Христу и все, кого он лечит, веруют в Него».
Сначала Максимиан допросил исцеленного Пантелеимоном слепого. Тот рассказал ему, как все было и добавил:
— Теперь ты уж сам, о, царь! рассуди и реши, кто лучший и настоящий врач: Эскулап ли и прочие боги, в течение долгого времени призываемые и нисколько не помогшие, или Христос, только один раз Пантелеимоном призванный и тотчас давший мне исцеление.
Царь принялся убеждать этого человека, что на самом деле его исцелили боги, а когда тот отказался признать это, велел усечь его голову мечом. Впоследствии Пантелеимон купил тело своего пациента и похоронил его близ могилы своего отца.
Потом Максимиан призвал к себе Пантелеимона и стал увещевать его, чтобы тот принес жертвы богам. Пантелеимон решил не тратить слов, видя, что с помощью красноречия не сможет переубедить правителя, а велел принести самого безнадежного больного, лежащего уже на смертном одре. Его условия были таковы: пусть сначала жрецы языческих богов призовут своих божеств, а потом и он, Пантелеимом, воззовет ко Господу. Кто исцелит больного, тот и истинный Бог. (За несколько веков до этого очень похожий эпизод произошел с пророком Илией, когда он и жрецы Ваала молили каждый своего бога о ниспослании с неба огня на приготовленные жертвы. «Победил» в споре, конечно, Илия).
Как и следовало ожидать, больного исцелил Господь, а языческие жрецы были посрамлены. Многие из видевших чудо уверовали во Христа, прочими же овладела еще большая зависть и ненависть. Они еще сильнее стали просить Максимиана покарать Пантелеимона:
— Если он останется в живых, то уничтожатся жертвоприношения богам, и мы будем осмеяны христианами; погуби его, о, царь! как можно скорее.
Здесь мы видим удивительную вещь: император, человек знающий и образованный, отказывается верить очевидному — виденному собственными очами. Он действует, словно слепец, ничего не видя вокруг себя, а только следуя наветам своих приближенных. Что это — нежелание принять правду, злоба, которой нужно найти выход, зависимость от своих приближенных?
Император приказывает повесить обнаженного мученика на мучилищном дереве и железными когтями строгать его тело, опаляя ребра горячими свечами. Пантелеимон,
перенося эти страдания, воззрел на небо и сказал:
— Господи Иисусе Христе! предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, дабы я до конца мог вынести мучения.
Господь явился ему в образе пресвитера Ермолая и сказал:
— Не бойся, Я с тобою.
И тотчас руки мучителей ослабели и как бы омертвели, так что из них выпали орудия пытки и свечи погасли.
Максимиан отказывается верить во всемогущество Бога и объясняет произошедшее тем, что Пантелеимон околдовал своих мучителей.
— Волшебство мое — Христос, всемогущая сила Которого всё соделывает, — ответил Пантелеимон.
— А что ты сделаешь, если я назначу еще сильнейшие муки? — поинтересовался царь.
— В бо льших муках, — отвечал мученик, — бо льшую силу явит Христос мой, посылая мне бо льшее терпение на то, чтобы посрамить тебя. А я, понесши за Него более тяжкие муки, получу от него бо льшие воздаяния.
Максимиан словно не обращает внимания на слова мученика. Он велит растопить в большом котле олово и бросить туда Пантелеимона. Идя на страдания, святой помолился, и ему снова явился Господь в образе Ермолая, вошел с ним в котел — и огонь угас, а олово остыло.
Но и это не остановило царя. Вместо того, чтобы покаяться, смириться перед Божественной силой, он вместе с приближенными размышляет, какой бы еще муке подвергнуть Пантелеимона.
— Пусть он будет ввергнут в морскую глубину, потому что не может же он всё море околдовать, — и тотчас погибнет, — посоветовали придворные.
Пантелеимона сажают в лодку, отвозят далеко от берега, вешают на шею тяжелый камень и бросают в воду. Как и раньше, Господь приходит к нему в образе Ермолая, камень делается легче перышка, а мученик спокойно идет по воде, прославляя Бога.
Тогда царь решает отдать Пантелеимона на растерзание зверям, но на арене цирка хищники сделались кроткими, словно овцы, ласкались к юноше и лизали ему ноги.
— Велик Бог христианский! да будет отпущен неповинный и праведный юноша! — воскликнул народ.
Многие из зрителей по приказу Максимиана были тут же убиты, убили солдат и зверей. Причем тела животных лежали много дней, не издавая никакого запаха, и их не тронули насекомые и псы.
Узнав о том, кто учил Пантелеимона, император приказал ему позвать ко двору Ермолая и двух его слуг Ермиппа и Ермократа, которые тоже были христианами. Он предложил им богатства и высокое положение при дворе, если они принесут жертвы богам, но христиане отказались, понимая, что на небесах их ждет гораздо более ценная награда. Сказав это, они стали молиться. Свыше им явился Спаситель, а земля в царстве Максимиана поколебалась.
— Видите, как боги прогневались на вас, — провозгласил царь, — они колеблют землю!
-Ты правду сказал, — согласились святые, — что из-за ваших богов поколебалась земля, ибо они упали с своих мест наземь и разбились, низверженные силою Бога нашего, прогневавшегося на вас!
Когда они так говорили, прибежал к царю вестник из капища с известием, что все их идолы пали на землю и рассыпались в прах.
Максимиан во всем этом видел волшебство христиан, а потому приказал убить их, пока из-за них не погиб весь город.
Потом он сказал Пантелеимону, что ему следует принести жертвы богам, поскольку его учитель Ермолай уже поклонился идолам и теперь имеют высокий сан при дворе.
Мученик знал, что они были убиты по приказу царя.
— Прикажи им придти сюда, чтобы я видел их пред тобою.
— Нет их теперь здесь, — солгал царь, — потому что я отослал их в другой город, где они получат великое богатство.
— Вот ты, против желания, изрек истину, — разъяснил ему святой, — ты отослал их отсюда, предав смерти, и они действительно отошли в град небесный Христа получить богатства, которых невозможно видеть глазу.
Царь снова приказал мучить Пантелеимона, а после отвести его за город, отсечь голову мечом, а тело сжечь. Идя на смерть, Пантелеимон молился Господу и пел псалом.
Воины привязали мученика к маслине. Когда палач ударил мечом святого по вые, но железо перегнулось, как воск, а тело святого не приняло удара; потому что он еще не окончил своей молитвы.
Воины в ужасе воскликнули:
— Велик Бог христианский!
И, упавши к ногам святого, просили:
— Молим тебя, раб Божий! помолись за нас, да отпустятся грехи наши, что мы сделали тебе по повелению царя.
Когда святой молился, послышался с неба голос, обращенный к нему и утверждающий переименование его; потому что Господь, вместо Пантолеона назвал его Пантелеимоном, явно сообщая ему благодать, чтобы миловать всех прибегающих к нему во всяких бедах и горестях — и призывал его Господь на небо. Святой, исполненный радости, повелел воинам, чтобы усекли его мечом; но те не хотели, потому что боялись и трепет напал на них. — Тогда святой обратился к ним с такими словами:
— Если вы не исполните порученного вам, не получите милости от Христа моего.
Воины приступили и сначала облобызали всё тело его; потом поручили одному — и он отсек мученику голову и вместо крови потекло молоко. Маслина же та с той минуты покрылась плодами с корня до вершины. Видя это, многие из народа, бывшего при усечении, уверовали во Христа.
Максимиан разгневался и велел сжечь маслину вместе с телом мученика. Когда дерево сгорело, люди увидели, что тело Пантелеимона осталось неповрежденным, и захоронили его в близлежащей земле схоластика Адамантия.
Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.
На Руси мученика почитали уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного. А еще из-за своего первого имени Пантолеон («во всем лев») он считается грозным святым и покровителем воинов.