Русская линия
Невское время Дарья Осинская09.08.2007 

Реставраторы разгадали тайну креста
В Музее истории религии обнаружили неизвестную работу школы Джотто

Практически каждый экспонат любого музея хранит тайну своего создания и предназначения, авторства и владения. Кое-что из тайной жизни музейных предметов посетителям рассказывают экскурсоводы, значительно большую часть историй о музейных сокровищах знают научные сотрудники. Но самой полной информацией владеют реставраторы — только они могут заглянуть «в душу» любого произведения искусства, узнать о том, что скрывается под видимым нам красочным слоем, и именно они зачастую и делают тайное явным.

В экспозиции Государственного музея истории религии, рассказывающей о католицизме, есть старинный трехстворчатый алтарь, вертикальные крылья которого — двусторонние расписанные доски. Посетители, естественно, могут увидеть только одну сторону алтаря, а реставратор Юрий Ивлев тщательно изучал живопись на недоступной нашему глазу стороне. Средневековый художник изобразил здесь архангела Михаила, протыкающего копьем пасть страшному чудовищу. На лапу этого невиданного зверя наступает нога второго героя картины.

— Начинаю снимать верхний слой краски шаг за шагом и в какой-то момент под этой ногой, наступающей на чудище, я вдруг вижу глаз, — рассказывает Юрий Павлович. — Двигаюсь дальше — вижу нос. Оказалось, что на колене у зверя была нарисована морда, а нога человека — за ней. Позднее морду записали, сочли, наверное, что не надо таких страстей, и спрятали ее под человеческой ногой. Такие находки бывают удивительные. Раскрывать авторский слой — это, пожалуй, самое интересное, хотя в это верится с трудом, когда видишь, как человек сидит и под микроскопом часами постепенно убирает и убирает краску миллиметр за миллиметром.

— А вы всегда уверены, что первый слой лучше, чем последующие?

— Вопрос любопытный. Когда я только начинал работать, часто думал: вдруг изначально был неудачный вариант, а спустя сотню лет взяли и сделали что-то более интересное? Но мои опытные коллеги очень настойчиво убеждали — в их практике такого не бывало, чтобы верхний слой был лучше первоначального. Хотя бывают такие ситуации, когда верхний слой тоже представляет интерес. И тут начинаешь чесать затылок: оставить его или нет?

В реставрационной мастерской музея стоит удивительной красоты деревянный крест, чуть выше человеческого роста, расписанный ликами святых. Искусствоведы считают, что он сделан не позже 1310 года. Крест еще не экспонировался, да и в нынешнем виде эту вещь не видел никто в течение нескольких сотен лет, в том числе и коллекционер, который до революции купил его в Италии и привез в Россию. Крест висел в хранилище, когда Музей истории религии еще находился в Казанском соборе, лицевой стороной к стенке, и на него никто не обращал внимания.

— Тыльная сторона сплошь изъедена жуком. Очень аппетитное, видимо, дерево — южная разновидность тополя, — вспоминает Юрий Ивлев, — а на лицевой стороне было множество старых «профзаклеек», то есть бумажек, которыми заклеивали отслоения красочного слоя.

На забытый экспонат, точнее, на состояние дерева обратила внимание реставратор Галина Преображенская, она спасла и вернула к жизни не один десяток деревянных произведений искусства. Чтобы перенести крест в мастерскую (изъеденный жуком, он мог развалиться под собственной тяжестью), друзья реставраторов на одном судостроительном заводе сделали по чертежам металлический каркас. И с тех пор началась работа, которая длится уже более 10 лет.

— Дерево ветхое, если чуть тронешь рукой, сразу осыпается мелкой-мелкой крошкой. Надо было найти, чем его пропитать, чтобы оно стало более прочным. Много разных способов пытались раньше применять реставраторы разных стран, — рассказывает Галина Преображенская, — приезжали к нам испанцы и сказали, что они сейчас уже пропитывают сахарным сиропом — нет других средств. А этот крест удачно укрепили.

— Сделали это благодаря новому, разработанному Галиной Александровной методу, с помощью специального клея, который надежно пропитывает дерево, выдерживает низкие температуры и сырость, — объясняет Юрий Ивлев.

Под профзаклейками обнаружился вздыбленный красочный слой, который надо было аккуратно приклеить обратно. Затем оказалось, что за семь столетий крест расписывали несколько раз, накладывая один слой живописи на другой. Реставраторам пришлось все это расчищать.

— Сейчас все верхние слои уже убраны, теперь будем крест «приводить к экспозиционному виду». Тут каждый шаг будут обсуждать специалисты на реставрационных советах. Возможно, примем решение закрыть реставрационным грунтом те участки, где обнажилось дерево, чтобы выровнять поверхность. А потом встанет еще более серьезный вопрос: как затонировать эти куски, чтобы, с одной стороны, было видно, где утраты, а где — первоначальный слой, а с другой — чтобы это не лезло в глаза и давало возможность зрителю представить, как крест выглядел первоначально, — говорит реставратор.

Пока, разглядывая лики святых, изображенные средневековым художником, специалисты размышляют над авторством, сравнивают крест с аналогами из других музеев и находят все новые подтверждения тому, что после многолетнего труда обнаружили неизвестную до сих пор работу школы Джотто.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?mday=9&mon=7&year=2007&art=280 285 807


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика