Труд | Максим Кузнецов | 09.08.2007 |
…К литургии народ идет с самого утра. Если честно, даже не совсем понятно, что именно влечет сюда всех этих людей: родственников казненных среди них немного, прихожан далекого от города храма, пожалуй, и того меньше. Но они все идут сплошным потоком: старушки-богомолки и молодые девчонки в легких платьицах, серьезные мужики на иномарках и пенсионеры в древних костюмах…
- Это наша общая память, — говорит одна из них, Ольга Леонидовна. — Мой дед погиб где-то в Сибири в сороковых. Мне никогда не найти его могилы — палачи постарались надежно скрыть следы своих преступлений. Но я часто прихожу сюда, в Бутово, и молюсь здесь и за моего деда, и за всех, кто погиб в те страшные годы. В конце концов, ведь не важно, в какой именно могиле лежат наши предки. Главное, мы о них помним…
Сотни людей до начала литургии вполголоса переговариваются на небольшом церковном дворике, ставят, крестясь, свечки у подножия Поклонного креста или молча бродят по узким тропинкам между тринадцатью засыпанными рвами, заметно выделяющимися на фоне земли. Двадцать тысяч немых черепов под этой землей, двадцать тысяч неприкаянных душ среди этих редких деревьев… Это трудно не почувствовать. И даже молоденькие милиционеры, находящиеся здесь исключительно по долгу службы, серьезно говорят друг другу:
- Не надо здесь курить, ребята. Нехорошо это…
На литургии многие, не скрываясь, плачут…
- Установить Поклонный крест на Бутовском полигоне мы уже давно собирались — такова древняя православная традиция: ставить кресты на месте массовой трагической гибели людей, — рассказывает нам отец Кирилл, настоятель храма св. Новомучеников. — А вот сказать, чья была идея превратить перевозку креста из Соловков в Бутово по каналу имени Москвы и Беломоро-Балтийскому каналу в крестный ход, затрудняюсь. Как-то разом все решили — так будет правильнее. Многие из тех, кто лежит в бутовских рвах, этот путь прошли тогда не по своей воле, и он стал для каждого из них своим восхождением на Голгофу. Например, для моего деда, Владимира Абрамцева, расстрелянного здесь вместе с тысячей других православных священников. Его останки до сих пор лежат где-то тут, рядом с храмом, в котором теперь служит его внук…
Мечты перезахоронить деда в отдельной могиле отец Кирилл давно оставил — идентифицировать отдельные останки сейчас просто невозможно: казненные лежат столь плотно, что проводившие недавно раскопки археологи на двенадцати квадратных метрах обнаружили останки 149 человек. Все, естественно, без каких-либо опознавательных знаков…
- Наверное, это даже к лучшему, — говорит отец Кирилл. — В этих рвах — 60 различных национальностей, десятки вероисповеданий, сотни профессий. Смерть раз и навсегда объединила их всех — профессоров и рабочих, православных и мусульман, верующих и атеистов… Так мы за них и будем молиться — как за весь наш многострадальный народ…