Нескучный сад | Священник Геннадий Егоров | 08.08.2007 |
Студенты из сети
Студенты каждый день занимаются по несколько часов. Они выступают с докладами на семинарах, сдают экзамены, делают домашние задания и получают оценки, но при этом однокурсники не встречаются друг с другом и не видят своих преподавателей — это и есть дистанционное образование. Интернет позволяет смоделировать ситуацию очного обучения для тех, кто не может ходить на занятия. Таким нетрадиционным на первый взгляд способом можно изучать почти все теоретические дисциплины.Идея создать в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете отделение интернет-обучения появилась в 2003 году. Для начала решили адаптировать короткий курс «основы Православия», который обычно читается на подготовительном отделении, и через несколько месяцев уже собрали первую экспериментальную интернет-группу из 17 человек. Курс длился 12 недель, его успешно окончили пятеро студентов. Тогда сделали еще набор и еще. А весной 2005 года запустили большую четырехгодичную программу по специальности «теология», которая включила в себя 20 предметов.
«Дистанционное образование, — объяснил декан факультета дополнительного образования иерей Геннадий Егоров, — это когда учащийся и обучающий разделены либо местом, либо временем. То есть мы можем с вами заниматься и в одной аудитории — но я буду приходить вечером, например, а вы — днем, и мы с вами будем обмениваться надписями на доске. В нашем случае вместо доски используется интернет».
Мужчин на отделении интернет-обучения учится вдвое больше, чем женщин. Средний возраст студентов — тридцать пять лет. Почти все они уже устроили свою карьеру и богословское образование получают «для себя» или для «воспитания детей». Редкое исключение — будущие преподаватели воскресных школ и учителя основ православной культуры, которым знания и диплом нужны для работы. Преподаватели и студенты часто живут не только в разных городах, но даже в разных странах. «Системе все равно, где вы находитесь, — говорит отец Геннадий Егоров. — Наши преподаватели живут по всей европейской части России и на Украине, а студенты есть из Канады, США, Германии, Франции, Финляндии, Швеции, Испании, Японии, Новой Зеландии и из России, конечно, тоже».
«Столкнувшись с европейской культурой и бытом, я начал осознавать себя русским, — рассказал студент из Дублина, программист Сергей Соколов, — понял, что поговорка „что имеем, не храним, потерявши плачем“ родилась не на пустом месте. Проснувшийся патриотизм вкупе с внутренними исканиями постепенно привел меня к Православию. Но совместить отпуск дома на Урале с заочной учебой в Москве мне было не по карману. Поэтому я поступил на отделение интернет-обучения в ПСТГУ».
Вера Шишкова, жена священника из Сибири: «У меня сейчас два фронта работы: первый — матушка со всеми вытекающими послушаниями: воскресная школа, клирос и просфорня; второй — мама двух неугомонных ребятишек четырех и пяти лет. Богословское образование мне понадобилось для преподавания в нашей воскресной школе, да и литургику стоит получше знать. Мне больше подошел бы педагогический факультет, но там нельзя учиться дистанционно, а для меня это важно, так как мы живем в поселке Приобье Тобольско-Тюменской епархии. Поэтому мы с батюшкой решили так: главное — получить основные знания, а опыт преподавания со временем придет».
Владимир Голов, полковник мотострелковых войск: «С сентября 2005 года по май 2006-го я был в командировке на Северном Кавказе, где и начал учиться по интернету. Сослуживцы сначала смотрели на мою учебу скептически — „чудит дед“. А потом стали задавать вопросы. Когда жизнь и смерть в обнимку ходят — враз о Боге начинаешь задумываться. Мы работали тогда в горных районах Чечни и Ингушетии, там во многих селениях нет света, а о связи и речи быть не может. Я писал контрольные на ноутбуке, затем при любой возможности из Ханкалы или с оказией отправлял их на „большую землю“».
Игумения Мария, настоятельница Свято-Благовещенского Киржачского монастыря: «Монахам трудно выезжать из своего монастыря на сессию, но насельникам современных монастырей очень не хватает системы знаний, которая давала бы целостное представление о спасении. Сейчас в нашей обители чуть больше двадцати насельниц. Трое из них закончили иконописную школу при МДАиС. Так что с богословами у нас негусто. Больше десяти лет мы строили монастырь, налаживали свой быт, выстраивали устав монастырской жизни. А потом я поняла, что все мои знания о Боге, о Церкви, о православном вероучении очень поверхностные и несистемные. Тогда по благословению нашего правящего архиерея я поступила в ПСТГУ».
Eвгения Ульева, мать шестерых детей: «Недавно старшая дочь поразила своих друзей рассказами о супермаме, которая получает второе высшее образование, сидя дома с таким количеством детей! Кстати, и с детьми мне теперь легче обсуждать богословские вопросы. На многие из них у меня уже есть ясные ответы!»
Экзамен в чате
Всю необходимую литературу студенты получают в электронном виде, а само обучение происходит в рамках общения в интернет-форуме. Преподаватели пишут в нем задания и контрольные вопросы, а студенты отвечают на них или переспрашивают то, что недопоняли из конспектов. Предметы изучаются последовательно, каждый из них разбит на темы. На изучение темы отводится три-четыре дня. Например, по предмету «Священное Писание Ветхого Завета» по одной теме необходимо прочитать около двадцати страниц конспекта и пять-десять глав из Библии. Итогом изучения каждой темы могут стать четыре-семь контрольных вопросов в форуме и пара вопросов для общего обсуждения на семинаре. В конце каждого предмета зачет или экзамен. «У нас фактически на каждый день года есть задание. И это задание ежедневно проверяется. За счет этого обеспечен постоянный контакт учащегося с преподавателем», — пояснил отец Геннадий разницу между заочным и интернет-обучением.Синхронность не важна для написания ответов в форуме, главное — успеть в срок, так что студенты сами выбирают себе удобное время для занятий. Но когда семинары проводятся не в форуме, а в чате, их нужно посещать всем одновременно. Поэтому учащихся делят на небольшие группы, в том числе и с учетом разницы во времени. Ведь когда у студента во Владивостоке день, у преподавателя в Москве — ночь. «На чат-семинарах у студентов есть две площадки для общения, — рассказал отец Геннадий. — Одна, где можно разговаривать с преподавателем лично, и другая, для общей дискуссии. Некоторые преподаватели принимают в чате экзамены. Самые смелые студенты по очереди заходят в окошко для приватного общения и отвечают на вопросы преподавателя, он им ставит оценку в электронной ведомости, а остальные виртуально толпятся „за дверью“ в общем окошке, ожидают выхода одногруппника и наперебой спрашивают: „Ну как, о чем он тебя спрашивал?“ Получается полная имитация реальной студенческой жизни».
По ходу занятий могут быть и другие задания: групповые доклады, сочинения, тестирование. При подготовке группового доклада студенты делят большую тему на части, каждый готовит свой кусок, а тот, кого выбрали или назначили координатором, собирает все в стройную композицию и готовит окончательную редакцию текста, который и отдается на суд преподавателю.
Взрослые люди
«Наши студенты — люди взрослые, — сказал отец Геннадий, — здесь не нужно замечаний: Иванов, не списывай, Петров, не разговаривай. Эти люди, чтобы учиться, вынуждены чем-то в своей жизни жертвовать. У нас есть и профессора, и доктора, и оказаться на студенческой скамье для них — это тоже некоторый акт самопожертвования ради учебы. Поэтому вопрос о том, как их уговорить учиться, не стоит». И тем не менее преподаватели могут контролировать все, что происходит на учебном форуме, вплоть до того, кто, сколько раз и на какое время открывал контрольное задание или учебные материалы. Это дает возможность отслеживать усердие студентов. Отец Геннадий: «На обычный семинар приходят, скажем, двадцать человек, длится он полтора часа. Я троих спросил, остальные залегли и ничего не ответили, а я так и не узнал, что они поняли из лекций. А в интернете у меня стопроцентный отклик от каждого учащегося, я вижу реакцию на каждую мою реплику».Казалось бы, на любой вопрос преподавателя можно найти в сети подходящий ответ и просто скопировать его. Но, по словам отца Геннадия, с этим можно бороться: «Я задаю такие вопросы, на которые нельзя ответить цитатой. Например, прошу сгруппировать имена иудейских царей по какому-нибудь значимому признаку. Или ответить, в чем неправота собеседников Иова и прав ли он сам в своих речах? Да и вообще, если ты с кем-то месяц пообщался в переписке, то уже и настроение его чувствуешь, и стилистику знаешь. Один студент начал перезадавать мои вопросы на одном православном сайте в разделе „Вопросы батюшке“. Я его быстро вычислил, забив ответы в поисковую систему в интернете».
Ольга Фролова, студентка, учительница из Великих Лук: «Что мне нравится, так это неравнодушие преподавателя к каждому студенту в отдельности. Все твои ответы разбирают досконально, ни слова не пропустят, дают рецензии. Такой тут порядок. А учась раньше на заочном, я чувствовала себя безликим существом, стремящимся к диплому в общей массе студентов».
Главная трудность, на которую жалуются студенты: мало времени. «С тех пор как я начал здесь учиться, — рассказал Сергей Соколов, — я забыл про все свои хобби. Времени не хватает катастрофически». Каждый день на учебу уходит несколько часов, в зависимости от заданий и от способностей студента. «Я соображаю медленно, — призналась одна студентка. — Пока я, раскрыв рот, обдумываю на чат-семинаре вопрос, остальные уже все поняли и поместили ответы. Бывает трудно. Хотя это, пожалуй, мне полезно для смирения». Ольга Фролова: «Интернет-обучение требует вставать в 6 утра. И ложиться за полночь. Вообще-то муж не разрешает мне сидеть позже 23.00 за компьютером. Это сегодня он смотрит футбол и меня прозевал, а я вам пишу».
Но время, потраченное на учебу, уходит именно на нее, а не на болтовню в аудитории между парами. «Хорошо, что обучение продолжается регулярно, а не наскоками, — считает другая студентка, — как было у меня, когда я училась на заочном отделении в другом вузе. Во время сессии я просто выпадала из всякой жизни: семейной, церковной и производственной. И потом месяц зализывала раны, чтобы через некоторое время снова впасть в этот транс. Это была жизнь наркомана, а не студента».
Основная цель проекта — обеспечить качественную возможность повысить уровень богословского образования тем, кто по тем или иным причинам не может воспользоваться для этого традиционными формами обучения. «Мы не говорим, что это хорошо, когда студенты не встречаются, когда все по компьютеру. Хорошо, конечно, вместе быть, — говорит отец Геннадий Егоров. — Но представьте: человек живет в какой-нибудь далекой стране, где один-единственный православный храм на триста километров в округе. Ему и в церковь-то некуда сходить, а здесь хоть и не церковь, но есть возможность приобщиться к церковной культуре, традиции — хотя бы интеллектуально». «У нас в дублинском храме теперь весь алтарь учится, — похвастался Сергей Соколов. — Правда, тяжелее всего от этого приходится нашим настоятелю и диакону, потому что алтарники, вместо того чтобы помогать на службе, теперь сидят по домам за электронными конспектами!» Ради образования своих прихожан некоторые священники готовы мириться с такими неудобствами: отец Георгий Завершинский, настоятель храма в Дублине, кандидат технических наук, магистр богословия и философии, сам и направил Сергея и остальных алтарников учиться. Игумения Мария: «Я тоже буду рекомендовать своим сестрам учиться и уже сейчас делаю все, что от меня зависит. Изучение богословия заставляет думать, анализировать, меняет мировосприятие, делает его объемнее, помогает с большим вниманием и трепетом относиться к богослужению и смиряет человека. Потому что чем больше человек узнает, тем больше он понимает, что ничего не знает».
Факультет дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 6 августа по 26 августа 2007 г. проводит набор слушателей с высшим образованием на дистанционное обучение по программе профессиональной переподготовки «Теология» (срок обучения 4,5 года).
Программа разработана на базе государственного стандарта по специальности «Теология» и включает в себя только богословские дисциплины. Все обучение (кроме итогового экзамена) проходит через Интернет с помощью специальной учебной системы. Выпускникам выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, дающий право вести профессиональную деятельность в области теологии, в том числе образовательную.
Кроме программы профессиональной переподготовки в этом семестре будут проводиться краткосрочные курсы:
«Основы Православия», рассчитанный на начинающих систематическое изучение Православия и включающий в себя базовые основы Священной Истории, православного вероучения и богослужения; курс также может быть полезен для готовящихся к поступлению в ПСТГУ; новый курс «Систематическая философия», который имеет целью получение слушателями специальных знаний и навыков, необходимых для более глубокого усвоения различных богословских дисциплин.
Кроме того, в предстоящем семестре планируется проведение других тематических курсов.
Для поступления необходимо пройти регистрацию на сайте факультета дополнительного образования ПСТГУ. Набор на интернет-программы и курсы ограничен. Более подробно об учебных программах и курсах факультета, условиях поступления и порядке обучения можно узнать на сайте факультета дополнительного образования ПСТГУ.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=40§ion=13&article=680