Русская линия
Радонеж Владимир Тюшагин08.08.2007 

Старая месса лучше новых двух?

7 июля 2007 года, в день «трех семерок», вызвавший свадебный бум во всем мире, в мире католическом свершилось событие, ожидавшееся почти полтора года: Папа Римский Бенедикт XVI подписал послание, разрешающее служить мессу по старому обряду, по так называемому Тридентскому чину, употреблявшемуся в Римско-католической Церкви до 1970-х годов. Апостольское послание в форме motu proprio (выпущенное по личному почину) в соответствии с традицией получило название по первым словам оригинального латинского текста — «Summorum Pontificum».

Вопреки часто встречающейся трактовке события, речь вовсе не идет о дозволении служить мессу на латыни, вместо современных национальных языков. Новую мессу тоже достаточно часто служат на латыни, но проблема ее неприятия некоторыми католиками находится выше филологических изысков. Корень проблемы заключается в литургической реформе, состоявшейся в Римско-католической Церкви после II Ватиканского Собора (1962−1965), и в главном ее моменте — введении нового чина мессы (1969), в составлении которого активное участие принимали эксперты-протестанты. Тогда был введен новый, принципиально иной чин мессы, который в соответствии с гуманистическими идеями II Ватиканского Собора был более ориентирован на человека, чем на Бога. Новая месса, служащаяся теперь лицом к народу, а не к Распятию и алтарю, вводилась в достаточно жесткой форме, без права служения старого чина, что стало основной причиной образования в католицизме движения католиков-традиционалистов. Значительная их часть последовала за архиепископом Марселем Лефевром (1905−1991), основателем Братства святого Пия X, объединившего священников, которые продолжали служить старую мессу, вопреки санкциям и препятствиям со стороны Ватикана и официальных церковных властей. Благодаря Братству, широкое распространение получила критика II Ватиканского Собора: в его решениях традиционалисты выделяют либерализм и модернизм, обличают начатые Собором экуменизм и межрелигиозный диалог. В 1988 году Лефевр и епископ Антонио де Кастро Майер рукоположили для Братства 4 епископов без Папского мандата, за что они были объявлены отлученными от католической Церкви.

Ранее Ватикан уже пытался решить «традиционалистскую проблему». Еще в 1984 году Папа Иоанн-Павел II разрешил служить старую мессу в строго ограниченных рамках, а в 1988 году он выпустил послание «Ecclesia Dei», которым учреждалась одноименная Папская комиссия, призванная объединить с Ватиканом тех клириков и мирян, которые хотели покинуть Лефевра после его отлучения, но желали сохранять старый обряд. На деле, однако, эти инициативы остались бездейственными: Лефевра покинуло лишь незначительное число последователей.

Новое послание «Summorum Pontificum» содержит 12 статей, определяющих нормы служения старой мессы. Документ провозглашает, что новый чин остается обычной формой мессы для всей Римско-католической Церкви, а Тридентский чин становится ее «чрезвычайной» формой. Отныне любой католический священник имеет право служить старую мессу для себя (без народа) в любой день года, кроме «священного Триденствия», то есть четверга, пятницы и субботы Страстной недели. На такую мессу, впрочем, могут быть допущены и миряне, однако эта месса не должна иметь общинный характер (о ней, например, не должно быть заявлено в расписании приходских богослужений). Разрешение старой мессы на приходе относится теперь к компетенции его настоятеля, если его об этом попросит группа верующих, «приверженных старой литургической традиции». Если же настоятель откажет этим верующим, они вправе обратиться с прошением к епископу, которому «настоятельно рекомендуется исполнить их пожелание». Если же и епископ откажет в просимом, прихожане имеют право обратиться в Папскую комиссию «Ecclesia Dei» (смею предположить, что при этом их прошение рискует умереть обычной бюрократической смертью, и так будет обстоять дело в большинстве случаев). Помимо Евхаристии по старому обряду разрешается совершать другие Таинства, за исключением Таинства Священства, о котором в документе нет четких указаний. Между тем, многие традиционалисты выражают сомнение в действительности рукоположений по новому обряду, так как посвящающая формула чина рукоположения после реформы оказалась почти идентична англиканской.

В послании указывается, что священник, желающий совершать старую мессу, должен быть способен к этому. Дело в том, что служение Тридентского чина предполагает не только хорошее знание латыни служащим, но и практическое умение ее совершать. В старой мессе жестко регламентирован каждый шаг и жест священника, вплоть до интонации голоса в отдельные моменты службы. Данная оговорка, сделанная в motu proprio, подчеркивает полную продуманность новой ватиканской инициативы. Осенью 2006 года почти во всех католических диоцезах (епархиях) был проведен опрос священников относительно их готовности служить старую мессу. Поскольку лишь священники старого поколения еще помнили, как и что нужно делать во время ее совершения, желающим предоставлялся видеодиск с записью Тридентской мессы, по которому они могли бы «тренироваться» в ее совершении. В тот момент выяснилось, что количество желающих колебалось от разной страны в пределах 10−20% от общего числа клириков. Соответственно, уже в тот момент стало понятно, что разрешение служить мессу по старому обряду почти никак не затронет подавляющее большинство католического духовенства.

Едва ли старый обряд будет востребован и большинством современных католиков, привыкших и к форме, и к «идеологии» нового чина мессы. Недавние социологические исследования показали, что почти 70% французских католиков, регулярно посещающих богослужения, не верят в реальное и действительное присутствие Христа в Евхаристии; они склонны рассматривать евхаристический хлеб скорее как символ Христа, но не как Его подлинное Тело. Для таких католиков предпочтительнее 20-минутная служба на французском, чем полуторачасовое богослужение на латыни и на коленях (во время большей части старой мессы миряне либо стоят, либо преклоняют колени).

Папа также особо подчеркнул, что все богослужебные вопросы диоцеза остаются в безусловном ведении правящего епископа, поэтому расширение служения по старому обряду будет проходить под контролем епископата, как правило, критически настроенного к традиционализму. Папа отметил, что в тех общинах, где будет служиться старый чин мессы, ни в коем случае не может идти речи ни об отвержении нового ее чина, ни об отвержении решений II Ватиканского Собора.

Сразу же после обнародования Папского motu proprio «лефевристское» Братство святого Пия Х выпустило коммюнике, в котором подчеркнуло, что «либерализация» старой мессы всегда была лишь предварительным условием для начала каких-либо переговоров с Ватиканом. В тот же день вышло письмо к верующим генерального настоятеля Братства епископа Бернара Фелле, где он с радостью отметил фактическое признание Папским престолом правильности позиции архиепископа Лефевра и тех священников и мирян, которые на протяжении 40 лет подвергались преследованиям за преданность старой мессе. Одобрив принятые положения в целом, монсеньор Фелле подчеркнул, что Братство будет внимательно наблюдать за их реализацией, от которой и будут зависеть дальнейшие шаги «лефевристов» в диалоге с Ватиканом. В то же время им критиковалась неизменная позиция Ватикана о равенстве древнего и нового чинов мессы, которая, по его мнению, мешает осмыслению ошибок, допущенных при составлении последнего, а также пониманию «вредных для Церкви» итогов II Ватиканского Собора.

Более жесткую оценку озвучил другой епископ Братства, Ричард Уильямсон, заявивший, что до тех пор, пока не отменен «вредоносный и еретический» чин мессы 1969 года, невозможно говорить о подлинной свободе для традиционной мессы. От внимания монсеньора Уильямсона не ускользнул и факт ограничения Папским документом богослужений по старому обряду в последние дни Страстной недели. Как и в Православии, традиционное католическое богослужение в эти дни изобилует упреками иудеев в Богоотступничестве и Богоубийстве, молитвами по их обращению к истинному Мессии — Христу. Иудео-христианский диалог, начавшийся со времен Собора, привел к удалению этих выражений, и сразу же после выхода послания некоторые еврейские организации выразили обеспокоенность возможным возрождением «антииудейских» молитв в католическом богослужении. С точки зрения «лефевристского» епископа, прямое ограничение на служение по старому обряду в эти дни лишь подтверждает неизменность «предательского» курса II Ватиканского Собора.

Послание вступит в силу в сентябре, но можно предположить, что в ближайшее время взаимоотношения между Ватиканом и католиками-традиционалистами кардинально не изменятся. Скорее всего, активные действия (частые служения старой мессы, открытия приходов старого обряда и т. д.) будут предприниматься Ватиканом лишь в тех местах, где до сих пор силен традиционалистский «раскол». Как поведет себя в этом случае паства, окормляющаяся у «лефевристов» — покажет время. Однако большинство католиков-традиционалистов по своему мировоззрению просто неспособно уровнять древнюю и новую мессы, ибо они все же верят в освящающий характер Евхаристии, верят в то, что Христос присутствует в Святых Дарах реально и действительно, в отличие от многих своих современников, лишь по названию и крещению являющихся католиками.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2368


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

пробирная палата