Пресс-служба Псковской епархии | 04.08.2007 |
По сообщению наместника Святогорского монастыря и благочинного Печорского района, озвученного на епархиальном совете 15. 06. 2007 г., с подобными проблемами Церковных канонов столкнулись Г. Н. Василевич в с. Михайловском и М.С. Гавунас в п. Круп. Поэтому информационная служба Псковской епархии обратилась за комментариями к псковскому духовенству, которые помогут правильно поступать строителям храмов.
Священник Димитрий Куминов, секретарь Епархиального управления:
Если у кого-то появляется желание и возможность построить храм, потребуется регистрация прихода, как юридического лица. В этом случае необходимо создать десятку, которая обращается с инициативой о строительстве храма к Благочинному. Благочинный рассматривает возможность строительства храма и пишет рапорт правящему Архиерею. Владыка рассматривает заявление, уточняет, где будет храм, кто его строит и благословляет начало строительства храма в честь того или иного святого. Но здесь есть один момент: согласно уставу РПЦ, необходимо сразу предоставить эскиз, потому что, если эскиз не будет утвержден Архиереем, то и благословения на строительство и регистрацию не будет.
Проект тоже рассматривается Архиереем и, если он согласен с проектом, то накладывает письменную резолюцию, разрешающую начинать строительство. По благословению Архиерея на месте, где будет строиться храм, совершается специальный чин на начало строительства и закладывается камень. Нужно понимать, что храм это не просто здание, поэтому жизненно необходимо в строительстве храма все этапы согласовывать с правящим Архиереем. В противном случае храм становится памятником своей гордости и самолюбия.
Ректор псковского Духовного училища протоиерей Виталий Герусов:
«Думаю, не все люди, которые собираются делать такое благое дело, как строительство храма, понимают, что такое благословение, особенно, благословение епископа, и почему оно так важно. Поэтому попробуем разобраться. Благо (с лат.) — конечный предмет, стремление, движение человека к которому не нуждается в дальнейшем обосновании. В богословии «Благо» — одно из божественных имен. Благо — это вообще цель всякой деятельности, потому что цели должны быть благими, добрыми. В Ветхом Завете у евреев понятие блага имело не только нравственно-религиозный смысл, но и практическо-эстетический.
Благом обозначались преимущественно лица или предметы, вызывавшие приятные чувства. В Новом Завете понятие блага уже не есть пища и питие, а благо как высшее блаженство Богообщения. В Святоотеческом богословии тоже существует понятие высшего блага, которое по самой своей природе привлекательно и желательно, и всё стремится к нему — по определению св. Иоанна Дамаскина. В древнерусском языке термин «благо» употреблялся в значении «добро». Различение понятий «благо» и «добро» представляет особенность русского языка. Понятие блага относится к метафизической реальности — Богу, а добро понятийно относится к этической характеристике. Благо — понятие духовное.
Благословение — это пожелание получения либо особой благосклонности Божией для отдельной личности, либо общности людей посредством соответствующих слов, или символических жестов. По отношению к Богу благословение — одна из составляющих религиозного почитания. Тварь зависима от Творца, поэтому благословение представляет собой основную сакральную категорию религии. В церковной практике термин «благословение» может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову «освящение».
В Христианстве благословение- неотъемлемая часть жизни каждого христианина, ежедневно испрашивающего Божьего благословения на все свои дела: перед приемом пищи, перед отходом ко сну, при выходе из дома. Слово «благословение» употребляется как синоним согласия духовного наставника с намерением пасомого — такое благословение является основной формой пасторского руководства. Если священник благословил, значит, так и надо поступить, как благословил. Благодатное действие благословения подтверждается не только аскетической и житийной литературой, но и практической жизнью христианина.
Абсолютное благословение в Церкви преподает только епископ. Даже священник ничего не может делать без благословения епископа. А если собираются строить храм, то без благословения епископа это делать невозможно и неполезно. Без благословения все наши добрые дела могут оказаться безплодными, и тогда получится то, что мы знаем все: хотели как лучше, а получилось как всегда. Окажемся у разбитого корыта, потому что без благословения.
Настоятель храма святителя Василия на Горке в Пскове протоиерей Андрей Большанин:
Вся территория России поделена в Русской Православной Церкви на Епархии, Епархию возглавляет правящий Архиерей. Без благословения Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия на территории нашей Псковской епархии не могут быть построены ни храмы, ни часовни, ни молельные дома, даже молельная комната не может быть открыта без благословения правящего Архиерея. Храм не может быть чьей-то личной собственностью, а после благословения епископа он становится собственностью нашей Церкви, если он не принадлежит секте, или другой конфессии — там свои законы, и в этом случае его строительство не благословляется. Храм, в котором по православному обряду совершается Божественная Литургия, может принадлежать только Русской Православной Церкви.
Поэтому, если кто-то собрал средства на строительство храма, или они пожертвованы для этой цели, надо, прежде всего, получить благословение Архиерея, которое узаконит строительство церкви и будет помощь Божия этому строительству. При этом, Владыка должен знать, откуда появилось желание построить храм, в каком месте он будет строиться, подходит ли это выбранное место для строительства храма, чтобы решить сообразуется ли его строительство с традициями нашей Святой Церкви. Проект строительства храма также должен быть согласован с Архиереем, после чего на проект накладывается резолюция правящего Архиерея, скрепленная печатью, разрешающая строительство храма по данному проекту.
Храм — это не просто здание, это — церковь, где совершается Литургия, где должен быть священник, а священника назначает на приход правящий Архиерей. Если храм строится без благословения, то, вполне возможно, Архиерей не будет назначать туда священника, значит, там не будет совершаться Литургия, и строительство храма окажется безполезным, что может вызвать смущение в народе. Православный храм строить без благословения Архиерея нельзя, но если вы хотите построить храм для себя, для удовлетворения своих личных желаний, то его можно строить, хоть на огороде, но это здание не будет православным храмом, а только личным местом молитвы хозяина.
Богоугодное дело надо делать соответственно православным законам. Наш Владыка всегда идет навстречу такому желанию, как строительство нового храма, если к нему обратиться за благословением на такое великое дело. Архиерей всегда прислушается к голосу благотворителей и жертвователей на богоугодное дело, но без благословения правящего Архиерея церкви быть не может. Храм — это благотворительность во имя Господа, и на него нельзя смотреть как на свою собственность. Всякое богоугодное дело должно твориться по православному закону.
Руководитель информационной службы священник Андрей Таскаев:
Есть хорошая пословица по этому поводу: «В чужой монастырь со своим уставом не входят». Всем понятно, что существуют правила строительства для любого здания. Для здания банка они одни, для вокзала — другие, наконец, существуют правила для почты, магазина или театра. Тем паче, существуют правила для строительства храма, т.к. это не обычное здание, то и правила нужны не только функционального направления, но и сакрального, духовного. Человек, построивший в нарушение правил, допустим, школу или больницу, прекрасно понимает, что это здание разумные люди считать школой не будут, сколько бы сил строители в рекламу не вложили.
Еще более серьезней происходит, когда человек строит храм в нарушение церковных канонов и традиций. Если человек по незнанию строит храм в нарушение канонов, это одно дело, здесь еще можно внести функциональные изменения, согласовать и получить благословение Правящего Архиерея. Но если человек осознанно игнорирует Владыку, то это четкий показатель того, что человек делает не богоугодное дело, а тешит свое самолюбие и тщеславие. Нарушая весь истинный и метафизический смысл храмоздания, человек возводит не храм, а обычные стены здания. Не один разумный человек это здание за храм принимать не будет.
В Псковской епархии за два десятка лет построены деревянные и каменные храмы: в Гдове построен собор из камня в честь Державной иконы Божией Матери в традициях XYI столетия; в Пскове — из камня храм Воскресения Господня (в Орлецах), построен собор во имя великомученика Георгия Победоносца в Стругах Красных, в Пустошке — храм преподобного Сергия Радонежского тоже в камне. Построены новые деревянные храмы в Никандровой пустыни, в Творожковском монастыре, в Идрице, в Плюссе, в Лядах, Новоселье и др.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3107