Русская линия
Нескучный сад Алиса Орлова04.08.2007 

Как серебро становится крестом

Сколько человек работает над созданием нательного креста? В некоторых случаях — около двадцати. Секреты своей работы корреспонденту «НС» Алисе ОРЛОВОЙ раскрыли православные ювелиры мастерской «Софийская набережная»

Что лучше: золото или олово?

В нашей семье хранится нательный крест, который мой дедушка носил в сталинском лагере зашитым в шов телогрейки. Одна из сотрудниц храма царевича Димитрия (Москва) носит наследственный крест позапрошлого века, чудом уцелевший в период гонений. Кто-то из семьи, поддавшись общему атеистическому настрою, сжег в печке церковную утварь, а этот крест целым и невредимым нашли в золе. А вот такое признание я нашла на одном из сайтов: «В детстве мне бабушка изредка показывала мой крестильный крестик из червонного золота. И у меня всегда к нему было благоговение. Вера в Бога, во Христа представлялась чем-то золотым и таинственным. Это чувство до сих пор со мной».

Православный крест не ювелирное изделие, а святыня, поэтому важно, как и кем он делается. При храме Софии Премудрости Божией по благословению Святейшего Патриарха с 2002 года работает мастерская «Софийская набережная». Обычно нательные кресты просто штампуют, а там их отливают. Работа над крестом или образком начинается с эскиза. Художник, глядя в микроскоп, вырезает на кусочке серебра — будущем крестике или иконке — образ Спасителя или святого. Наталья САЖИНА, художник мастерской «Софийская набережная», поясняет: «Задача художника — с помощью резьбы передать горний мир. Я часто удивляюсь: смотрю в микроскоп на какую-то деталь и понимаю — сама я никогда так не сумею. Моя работа — это скорее служение, чем самовыражение. Свою личность я выражать не хочу. Не тесно ли мне в рамках канона? Канон — это не рамки, это отправная точка, фундамент. На нем мы и пытаемся строить дальше».

Эскиз художника дорабатывает мастер-модельер. Вручную вырезает надпись, орнамент, рамку образка, прорабатывает мелкие детали.

Готовую модель помещают между пластинами мягкой, как пластилин, сырой резины. После тепловой обработки затвердевшую резину аккуратно разрезают, заготовку вынимают, а в полученную форму заливают ювелирный воск. Восковые модели соединяют в виде елочки. Ветки елочки станут каналами для заливки металла, это позволит отлить много заготовок одновременно. Елочку помещают в литейную форму и заливают гипсом. После того как гипс застынет, воск удаляют, а гипсовую форму закаляют. Вот теперь можно залить в гипсовую форму расплавленное серебро. «Елочку» (теперь она стала серебряной) вынимают из формы и срезают с ее «веток» кресты или составные части сложных изделий.

Дальше будущий крестик или образок попадает к монтировщикам, они соединяют детали и устраняют мелкие дефекты. Смонтированные изделия взвешиваются на особо точных весах и отправляются в Государственную пробирную палату, где проверяется качество сплава и ставится проба. Затем крестик или иконка полируются. Отдел технического контроля проверяет качество. Иногда на финальном этапе изделие золотят или чернят (покрывают оксидом серебра). Чернение, подчеркивая отдельные детали, как бы прорисовывает лик заново, это похоже на рисунок карандашом. Работа эта настолько тонкая, что начальник производства, увидев готовое изделие, может сказать, кто именно из специалистов его окончательно обрабатывал. Весь процесс занимает от двух до шести месяцев, в изготовлении одного креста принимают участие около 20 человек.

В «Софийской набережной» стараются брать на работу православных людей, но не всегда необходимый специалист бывает воцерковленным. И все-таки на общей молитве, которая проходит в мастерской дважды в день, постепенно молящихся становится все больше.

Но зачем христианину дорогой крест, не лучше ли носить просто оловянный? Этот вопрос мы адресовали Надежде ЗУБАНОВОЙ, научному сотруднику отдела драгоценных металлов Государственного Исторического музея: «Материал, из которого создан крест, не имеет значения, важны вера и то чувство, с которым человек его носит. Просто драгоценные металлы практически вечные. По крайней мере, более долговечные, чем дерево или олово. Крест из золота или серебра может передаваться из поколения в поколение, становясь семейной ре ликвией. Должен ли быть крест красив? Крест должен быть каноничен. В таком кресте нет ничего лишнего или эстетского, каждый узор, символ наполнены смыслом, который раскрывается для человека по мере углубления его веры. Крест — символ Жизни, Спаситель умер за нас, смертию смерть поправ. Поэтому уже самые первые славянские надписи на крестах — это славословие Кресту».

Какой крест правильный?

«На рубеже IV—V вв.еков Римская империя сделалась христианской, прекратились гонения, крест перестал быть для основного населения символом страдания и стал символом воскресения, — рассказывает протоиерей Михаил ВОРОБЬЕВ, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска. — Древнейшие русские кресты (X-XI века) найдены на территории Киева и Херсонеса. Они были четвероконечными с равными концами и не имели никаких изображений, кроме простого геометрического орнамента. Позднее формы нательных крестов становятся более многообразными. На лицевой стороне появляется изображение распятого Христа, в медальонах на поперечной перекладине — изображение Божией Матери и апостола Иоанна Богослова».
Приходилось встречать мнение, что изображение Распятия на нательных крестах не канонично. Поясняет протоиерей Александр САЛТЫКОВ, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: «Изображения Распятия на кресте появились только около VI века. Но я считаю, что сейчас носить кресты с изображением Распятия вполне допустимо. Сейчас нужно чаще напоминать людям, во что они верят, потому что они, к сожалению, не всегда об этом помнят. Напоминать о том, какие страдания принял за нас Спаситель, приходится даже на исповеди».

Допустимо ли носить крест поверх одежды?

Протоиерей Александр Салтыков: «Нет. Священник носит крест поверх одежды, чтобы было видно, что он священник. А мирянину зачем?»

Канонической утвержденной соборами формы нательного креста не существует. По выражению прп. Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест». Православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов. В церковном изобразительном искусстве встречается лепестковый крест, похожий на две перпендикулярно соединенные восьмерки. Один из самых распространенных сегодня крестов — это крест-распятие. Православная традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения. Череп у подножия креста — голова Адама — символизирует победу над смертью.

Иеромонах ДОРОФЕЙ (Баранов), клирик саратовского храма «Утоли моя печали», отвечая на вопрос, какие сейчас встречаются нарушения канона в продаваемых нательных крестиках, сказал: «В основном на крестах с Распятием — ошибки в изображении Голгофы: Спаситель без нимба; нет головы Адама, т. е. черепа с костями под Распятием. Но в ювелирных изделиях, выпускаемых церковными фирмами, такие ошибки встречаются редко».

В России распространены также шестиконечный «патриарший» крест (с верхней перекладиной), четырехконечный — «латинский» (римский) крест, шестиконечный «русский» (с нижней перекладиной). У восьмиконечного креста над средней, самой длинной, перекладиной находится прямая короткая перекладина, которая символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Понтия Пилата на трех языках: «Сей есть Царь Иудейский» (Лк. 23, 38), «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19), а под средней перекладиной — короткая косая перекладина (подножие, на которое опирались ноги Спасителя). Равносторонний крест (корсунский) — крест такой формы князь Владимир вывез из Корсуни (Херсонес). Встречается четырехконечный крест с вариациями: к такому типу крестов относится каплевидный крест, на концах которого круглые завершения, а также крест-трилистник, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков.

Какой из этих крестов лучше? Исчерпывающе ответил святитель Димитрий Ростовский: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился» (Розыск, кн. 2, гл. 24).

http://www.nsad.ru/index.php?issue=41§ ion=14&article=679


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика