Русская линия
Православие и современность Наталья Волкова01.08.2007 

Открытие красоты

В мае 2007 года в Саратове с визитом побывала председатель парижского Общества «Икона» Зинаида Евгеньевна Залесская. Приехала она к нам со своим мужем, Юрием Павловичем, посещала саратовские храмы, рассматривала иконы, молилась… Мы предлагаем вашему вниманию исторический материал об Обществе «Икона».

Общество «Икона» в Париже. Коротко о главном

Трудно переоценить значение Общества «Икона», созданное эмигрантами из России в Париже. В нелегкие годы XX века его деятельность была направлена на то, чтобы сохранить и популяризовать то, что являлось главной ценностью русской жизни. В этом году ему исполняется уже 80 лет. Николай Иванович Исцеленнов, второй председатель Общества, говорил о нем так: «Открытие красоты и значения древней русской иконы».

Общество «Икона» было создано в 1927 году (первое учредительное собрание состоялось 24 июня) по инициативе известного общественного деятеля и совладельца крупного коммерческого и банковского дела Владимира Павловича Рябушинского, который стал первым его председателем. Оно объединяло многих художников-иконописцев, архитекторов, ученых и писателей Франции, Англии, Чехии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, оказавшихся после революции за пределами России.

Членами-основателями Общества «Икона» были В.П. Рябушинский, его брат С.П. Рябушинский, П.П. Муратов, С.К. Маковский, Д.С. Стеллецкий, И.Я. Билибин, кн. Г. Н. Трубецкой, кн. М.А. Трубецкая, кн. С.А. Щербатов, Н.Т. Каштанов, В.Ф. Грюнейзен и И.В. Шнейдер. После основания общества в него вступили Н.И. Исцеленнов, Н.В. Глоба, Н.Л. Лихачев, Ф.И. Бокач, Н.Н. Шебеко, Л.И. Савич, А.П. Калитинский, Альберт А. Бенуа и А.С. Мерзлюкин, а также иконописцы княжна Е.С. Львова, В.В. Сергеев, П. Федоров, Г. В. Морозов, гр. О.Б. Орлова-Денисова, С.Я. Рыжкова-Чекунова, Ю.Н. Рейтлингер, Т.В. Ельчанинова, монах Григорий (Круг) и Л.А. Успенский.

Цель у «Иконы» — распространение знаний о русской иконе как в русской, так и французской среде. Н.И. Исцеленнов так писал об этом: «С первых же лет деятельности общества его работа определилась сама собой. В зарубежье повсеместно создавались храмы, и для них были необходимы иконы и иконостасы. В общество вступил ряд начинающих иконописцев, чтобы общими силами овладеть этим искусством, имеющим свою особую технику, приемы композиции и требующим знаний по иконографии, подчиненных каноническим правилам. Многие православные русские в рассеянии не были в курсе возрождения древней иконы и в большинстве случаев стремились иметь иконы в духе Васнецова или академического письма XIX века. Таким образом, Обществу пришлось заниматься пропагандой в защиту древней иконы.

Среди почитателей искусства древней иконы с самого начала его открытия определилось три главных устремления:

1) изучение икон как памятников национального русского творчества и понимания красоты их;

2) богословское и каноническое изучение икон с точки зрения их церковного и литургического содержания;

3) продолжение искусства иконы для церковных целей и для молитвенных надобностей.

Упомянем также попытку создания современного светского искусства, опиравшегося на красоты древней иконы, подобно тому, как русскими композиторами были созданы замечательные музыкальные произведения исходя из народных русских напевов. Все эти устремления были представлены в парижском Обществе „Икона“. К группе ценителей искусства принадлежали П.П. Муратов, С.К. Маковский, А.Н. Грабар и Н.Л. Окунев. К богословско-литургической — В.П. и С.П. Рябушинские, к группе продолжателей искусства иконы — почти все иконописцы, [в частности] Д.С. Стеллецкий и И.Я. Билибин. Архитекторы Н.И. Исцеленнов и Альберт Бенуа были в третьей группе как создатели храмов в старорусском стиле и соответствующих иконостасов».

Общество «Икона» приобрело прибежище при Свято-Сергиевском Подворье, основанном в Париже в 1924 году и возглавляемом митрополитом Евлогием (Георгиевским), почетным членом Общества. Храм, перестроенный из протестантского храма в русскую православную церковь, был расписан Дмитрием Семеновичем Стеллецким (1925−1927), много позже звонницу спроектировал и построил Н.И. Исцеленнов. На Подворье жила талантливая художница сестра Иоанна (Юлия Рейтлингер), церковные работы которой, как и Д.С. Стеллецкого, наиболее ярко характеризуют так называемую парижскую школу иконописи.

В начале 30-х годов при Обществе была создана иконописная артель, куда вошли не только иконописцы, но и резчики, архитекторы, золотошвейки. В «Иконе» появилось два подразделения: одно занималось историко-теоретической деятельностью, второе — производственной. Развитие артели соответствовало интенсивному росту приходов в местах расселения русских во Франции и других европейских странах. Как писал об этом Г. И. Вздорнов, «храмы возникали во всех городах и поселках, приютивших беженцев. Почти нищие по наполнению утварью и иконами, такие храмы держались исключительно верой и сердечной молитвой прихожан. Со временем, когда произошла концентрация русского населения в столицах, горнозаводских и фабричных городках, число малых церквей уменьшилось, а окрепшие большие общины получили возможность строить более поместительные храмы, заказывать для их украшения иконы, резные кресты, иконостасные рамы, утварь, даже стенные росписи. И Общество „Икона“ явилось идеальным посредником между заказчиками и исполнителями таких художественных задач».

Довоенное время было временем расцвета Общества: существовали контакты с известными учеными, проводились многочисленные выставки, устраивались лекции, иконописцы достигали высокого уровня иконописи. Немало усилий было положено на строительное дело, Общество «Икона» содействовало сооружению и украшению трех известнейших храмов, объединявших беженцев из России: Успенской церкви на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (архитектор А.А. Бенуа, 1939), храма праведного Иова Многострадального — памятника императору Николаю II, царской семье и всем русским людям, в смуте убиенным, в Брюсселе (архитектор Н.И. Исцеленнов, 1836−1950) и Успенской церкви на Ольшанах в Праге (архитектор В.А. Брандт, 1924−1925).

Обществом была организована школа иконописи для начинающих иконописцев, создана собственная библиотека, включавшая в себя важные документы и книги по иконографии. Общество вело работу по составлению на основании древних иконописных образов иконописного лицевого подлинника в фотографиях; собирало сведения по устройству иконостасов, правильному изображению праздников и малоизвестных святых. Обществом была издана книга «Техника иконописи» (авторы — И.В. Шнейдер и П.А. Федоров), которая является теперь библиографической редкостью.

Вторая мировая война повлияла на положение Общества. Яркой личностью его был в тот период Н.И. Исцеленнов — архитектор, инженер, художник, исследователь. Сменив В.П. Рябушинского в 1952 году, он возродил лекционную и выставочную деятельность «Иконы», искал и находил новые заработки для иконописцев.

В состав Общества входил и Леонид Александрович Успенский, с именем которого связано рождение почти новой научной дисциплины — богословия иконы, где соединены понятия красоты и ценности православной иконографии.

Со смертью Николая Ивановича Исцеленнова Общество впало в творческий кризис. Преодолеть его помог организаторский талант и неутомимость последнего председателя Общества «Икона» Зинаиды Евгеньевны Залесской. Ей удалось поддержать его выставочное направление: в 1988 и 1996 годах состоялись две фундаментальные выставки иконописи.

Сегодня в России повсеместно открыто и действует большое число иконописных мастерских, созданы специальные факультеты церковных художеств в богословских вузах. Ведется научно-исследовательская деятельность по изучению христианского искусства. Профессионализм современных отечественных мастеров и исследователей значительно превышает уровень аналогичных специалистов, работающих во Франции. По мере того, как Общество «Икона» покидали или уходили в мир иной старые мастера, падало также и мастерство, на первый план выступало любительство, и «парижская школа» иконописи перешла из разряда живых художественных явлений в историческое прошлое.

И, тем не менее, опыт многолетней деятельности Общества «Икона» незаменим для развития международного сотрудничества в области церковного искусства в наше время.

«Парижская школа»

Общая черта «парижской школы» иконописи — не всегда заметное, но явственное желание авторов выйти за пределы уже известных иконографических сюжетов. Чрезвычайно показательным в этом отношении является написанный в 1925 году Д.С. Стеллецким большой образ «Собор святых новомучеников Российских, от безбожников убиенных» — своего рода каноническое изображение для всех последующих подобных икон. Так же, заново, была задумана и исполнена И.А. Кюлевым совместно с монахом Григорием (Кругом) житийная икона преподобного Андрея Рублева и «Собор святых русских иконописцев». Но подавляющее большинство работ других авторов — точные копии либо «парафразы» русских икон, известных художникам по цветным репродукциям в русских и зарубежных изданиях.

Люди. Коротко о каждом

Владимир Павлович Рябушинский (1873−1955)

Основатель и первый председатель Общества «Икона». Происходил из семьи старообрядцев, именитых купцов, банкиров и заводчиков. Ученик Гейдельбергского университета, с началом Первой мировой войны добровольно ушел на фронт, воевал в Галиции, был ранен, произведен в прапорщики, заслужил Георгия четвертой степени.

Оказавшись в эмиграции, пробовал начать крупное промышленное дело. Потерпев неудачу, не пал духом, нашел применение своим силам в литературном труде и в организации Общества «Икона».

Убежденный патриот, говорил, что процветание России зависит исключительно от деятельной любви к родине, армии и культуре. Для него икона была проявлением древнего русского благочестия, которое должно быть восстановлено.

Иван Яковлевич Билибин (1876−1942)

График, сценограф, живописец, член-основатель Общества «Икона». Окончил юридический факультет Петербургского университета, в годы учебы увлекался русской стариной, фольклором.

В 1920 году на пароходе «Саратов» прибыл из Новороссийска в Александрию, остановился в Каире. В 1925 году обосновался в Париже. Выполнил эскизы мозаик и росписей для русского храма на Ольшанском кладбище в Праге. В 1936 году вернулся в СССР, умер в блокадном Ленинграде.

Об Иване Яковлевиче современники писали так: «Замечательный график, художник раздумывающий и размышляющий, художник не одной безудержной фантазии, но фантазии, умеренной подлинным знанием….И во всем, что передает своим творчеством, запечатлевает принесенный свой собственный взрощенный и взлелеянный мир. Этот мир — мир русской сказки и мир истории».

Сергей Константинович Маковский (1887−1962)

Член-основатель Общества, художественный критик, поэт, издатель, мемуарист. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, однако его подлинные интересы с ранних лет лежали в области литературы, поэзии и музыки. Один из основателей журналов «Старые годы» и «Аполлон». Интерес к иконе и иконописи проявился у С.К. Маковского в 1898 году, когда дебютировал с актуальной по сей день статьей «В.М. Васнецов и Владимирский собор».

Юрий Анненков писал о Сергее Константиновиче, что он был совершенно чужд материалистическому миропониманию и интересовался только духовными проблемами.

Павел Павлович Муратов (1881−1950)

Широко известный в России и за рубежом историк искусства, писатель, публицист, эссеист и переводчик. Один из основателей и почетный член Общества «Икона».

Известность Павел Павлович приобрел после выхода в свет в 1912 году двухтомного труда «Образы Италии», которые переиздавались неоднократно, последний раз в 90-х годах.

П.П. Муратов стоял у истоков возрождения интереса в русских культурных кругах к новым открытиям старых русских икон и фресок в Москве, Новгороде и на Русском Севере. Автор первой научной капитальной работы о древнерусской живописи, изданной в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Уже в эмиграции написал книги «Русская икона», «Византийская живопись» и др.

Дмитрий Семенович Стеллецкий (1875−1947)

Живописец, скульптор, график, иконописец, член-основатель Общества «Икона», многолетний его участник. С 1910-х годов неоднократно выезжал на Русский Север, изучал иконы и стенописи, мечтал о создании нового жанра и стиля русской живописи, основываясь на мотивах древнерусского искусства. Но отказался от своей идеи после росписи Свято-Сергиевского храма в Париже.

Н.И. Исцеленнов писал об этом: «Художник Д.С. Стеллецкий, создатель росписи этого храма, всю жизнь мечтавший о возрождении русской живописи на основе изучения икон и фресок, увековечил свое имя замечательным ансамблем, превратившим протестантский храм в русскую православную церковь. Он пользовался только живописью и обнаружил при этом, что иконная роспись так органически связана с православным храмом, что отделение ее от природной сферы невозможно, как и использование ее принципов для светского искусства».

Выполнил также иконостас русского храма в Гренобле. Его любимым детищем были иллюстрации к «Слову о полку Игореве».

Николай Иванович Исцеленнов (1891−1981)

Второй председатель Общества «Икона», с 1952 по 1979 годы.

Родился в Иркутске, учился на архитектурном отделении императорской Академии художеств, по окончании получил звание художника-архитектора. В годы учебы принимал участие в реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме, в проектировании и строительстве храмов в неорусском стиле.

В 1920 году поселился в Финляндии, жил в Берлине. Сотрудничал с русскими издательствами в качестве художника-иллюстратора и оформителя. Издал два альбома с рисунками, много выставлялся. В 1925 году переехал в Париж. Нашел свое призвание в строительстве и оформлении русских православных храмов за рубежом. Живо интересовался русской иконой и ее возрождением в новых художественных формах.

Принимал участие во всех выставках Общества «Икона», показывая не только иконописные работы, но и большие графические листы с видами старинных русских церквей. Он проектировал храмы и иконостасы, руководил отливкой колоколов, исполнял инженерные работы при строительстве новых церквей, писал статьи на тему русской живописи, древнерусской архитектуры, церковного строительства и музыки.

К числу его лучших «инженерных» работ относятся звонница Сергиевского Подворья в Париже, храм-памятник в Брюсселе, русская церковь в Льеже, архитектура иконостасов Знаменской церкви в Париже, Ильинской церкви в Хельсинки.

Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Монахиня Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер) (1898−1988)

Иконописец.

Самобытный мастер, занявший первостепенное место в возрождении языка иконы. Она встречалась с отцом Сергием Булгаковым, училась в ателье сакрального искусства у Мориса Дени, затем приняла постриг, но оставалась монахиней в миру, чтобы не бросать искусство. Уже на первых выставках Общества «Икона» ее иконы отмечались как «единственно живые». Объясняется это тем, что она решительно отказалась от слепого копирования, пусть и с лучших образцов XV или XVI века.

Владимир Вейдле, известный философ искусства, так писал о ее росписях церкви в Медоне под Парижем: «Опасности стилизации Ю.Н. Рейтлингер избежала вполне. Ей удалось найти точку пересечения, в которой приемы современной живописи оказываются совместимы с православным стилистическим преданием… Во всех ее созданиях наличествуют оба условия, вне которых религиозное искусство одинаково невозможно: подлинное художественное творчество во всей его свободе и подлинная религиозная жизнь».

В конце жизни вернулась в СССР, была отправлена Ташкент, где и скончалась. С ранних лет она страдала глухотой, а в старости ослепла. Но, по свидетельству Никиты Струве, это не умалило горения ее духа. Она была и осталась «легкой, светлой, непринужденной, веселой несмотря ни на что». К сожалению, часть ее наследия утрачена, иконостас в Медоне сгорел, а росписи были повреждены. До сих пор они ждут реставрации.

Монах Григорий (Георгий Иванович Круг) (1908−1969)

Один из учеников монахини Иоанны, крупнейший из иконописцев русского Парижа. Был членом Общества до принятия монашества. Основные его работы: иконостасы и фрески в храме преподобного Серафима Саровского в Монжероне, в церкви Святого Духа в Кламаре и другие. Исполнил множество икон по частным заказам во Франции, Голландии, Англии и Италии.

Совместно с Леонидом Александровичем Успенским расписали Трехсвятительское подворье в Париже. О них писали: «Художники, чье развитие происходило в русской артистической среде парижского квартала Монпарнас, они пришли к Церкви в 1930-х годах. Они оставили светскую живопись, чтобы полностью посвятить себя писанию икон. Каждый в своем стиле, Успенский и отец Григорий достигли того неустойчивого равновесия между глубинным соответствием традиции и подлинным творческим порывом, которое позволило им выйти за рамки ремесла и оживить древнюю икону». Как в своих литературных трудах, так и в живописных и скульптурных работах они пытались проникнуть в сущность иконы, понимая ее как образное выражение догматов Церкви. Если литературные труды Успенского и отца Григория («Богословие иконы Православной Церкви» и др.) достаточно хорошо известны в России, то с многочисленными иконами и стенными росписями, созданными ими в Париже, мало кто знаком.

Леонид Александрович Успенский (1902−1987)

В эмиграции с 1920 года, член Общества с 1934-го. Под влиянием отца Григория увлекся православной иконой.

Выдающийся иконописец и резчик по дереву, автор работ «Смысл икон» (в соавторстве с В.Н. Лосским), «Богословие иконы», «На путях иконы» и других, которые многократно переиздавались. В числе его знаменитых икон — образ святителя Григория Паламы.

Зинаида Евгеньевна Залесская (род. 1928)

Председатель Общества «Икона» с 1979 года по настоящее время.

Родилась в Марселе, в течение тридцати лет состояла сотрудником Научно-исследовательского института керамических материалов в Париже. Занималась общественной деятельностью в русских организациях во Франции. В 1963 году вместе с мужем совершила поездку в Россию, где посетила экспозицию икон в московском Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева. После возвращения во Францию стала брать уроки иконописи. Знаток старого и нового религиозного искусства.

В 1965 году вступила в Общество «Икона». В 1979 году была избрана его председателем.

В 1990-е годы Зинаида Евгеньевна неоднократно приезжала в Россию, бывала в Москве, Петербурге, Пскове, Новгороде, Ярославле, Вологде, Иркутске. В Иркутске был создан филиал парижского Общества «Икона».

Подготовила Наталья Волкова



По: 1. Вздорнов Г. И., Залесская З.Е., Лелекова О.В. Общество «Икона» в Париже. Москва-Париж: Прогресс-Традиция, 2002.

2. Николаева А. Общество «Икона» в Париже // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/40 630 015 049

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4189&Itemid=4


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru