Нескучный сад | 01.08.2007 |
Ты — слабое звено?
Увольнение — вещь неприятная как для подчиненного, так и для начальника. И именно начальник должен сделать правильный выбор между целесообразностью и милосердием. Опытом в этом непростом деле мы попросили поделиться двух начальников — генерального директора ABBYY Software House Сергея АНДРЕЕВА и протоиерея Александра СТЕПАНОВА, основателя и главного редактора радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров».
Сергей АНДРЕЕВ:
«Если человек грозит небесными карами — у меня ответ простой»
- С человеком, которого решено уволить, надо расстаться так, чтобы он понимал, почему это произошло. И желательно — был согласен.
К нам в компанию попасть очень тяжело. И люди, которые прошли отбор, работают подолгу. При этом они отнюдь не всегда на той позиции, на которую пришли изначально. Бывает, что склонности, таланты, возможности человека лежат где-то рядом с той предметной областью, в которую он пришел. И если мы видим, что существует способ применения человека в другом качестве, мы его переставляем на другое место. Ситуация доходит до увольнения, если складывается отчетливое понимание, что человек у нас нигде неприменим.
Если в чьей-то работе проявляются ошибки, сначала ему скажут, что так не делают. Понял, сделал — молодец! Не понял, не сделал — еще раз объяснят. Если после многократных объяснений видишь, что дело не идет, — понятно, что человек не соответствует занимаемой должности. И тогда начинаются раздумья, кем его заменить. А замену найти непросто. Потому что всегда существует риск, что новый работник будет в чем-то другом хуже прежнего. Замена происходит, когда находится более сильный кандидат. И как раз от этого зависит «долготерпение» начальника. Появился кандидат — терпение кончилось.
Конечно, мы смотрим на обстоятельства наших сотрудников. Но только до некоторой степени. Потому что коммерческая организация вынуждена быть прибыльной. А для этого она должна следить за тем, сколько денег тратит и сколько зарабатывает. За тем, чтобы на каждом кусочке своей работы она была максимально эффективной. Иначе она станет убыточной, и тогда придется опять же увольнять людей. Со всеми их проблемами и болячками. Сотруднику в тяжелых обстоятельствах можно дать материальную помощь, как-то помочь. Но если он не выполняет работу, значит, за него ее должен делать кто-то другой. Придется нанять еще одного человека. А дальше все это превращается в благотворительность. Благотворительность можно обеспечить на какое-то разумное время. Но если я приму такое решение один раз, другой, третий, вся моя живая, большая организация, со всеми сотрудниками, их семьями, детьми и домочадцами, просто грохнется. И я, уйдя от маленькой беды, приду к большой. Так что из двух зол выбираешь меньшее.
Если же человек грозится небесными карами или просто судом, ответ у меня будет простой: «Покарают меня или нет — не тебе решать». Но тебя-то терпеть здесь уже не могут. Когда я слышу, что кто-то, если его пытаются уволить, требует через суд восстановления на работе, я недоумеваю. Семьдесят, может быть, даже восемьдесят процентов своей сознательной жизни человек проводит на работе. Было бы неплrjохо, чтобы ему там нравилось. Но если окружающие его терпеть не могут — какое уж тут удовольствие?
Протоиерей Александр СТЕПАНОВ:
«В религиозной организации порог терпения выше. Но он все равно существует»
Конечно, в организации, где работают церковные люди, мера терпения к работникам (к их жизненным обстоятельствам и так далее) должна быть выше, люди должны друг к другу относиться с большим терпением и пониманием, потому что работа не самое главное, что есть у нас в жизни. И евангельский должник говорит Царю, пожелавшему сосчитаться со своими рабами и потребовавшему от них вернуть долги: «…потерпи на мне…» (Мф. 18, 26). В религиозной организации или там, где работают воцерковленные люди, порог терпения выше. Но он все равно существует. Если человек совсем не справляется, совсем не делает того, что должен делать, можно попытаться найти ему другое применение. Если он в силу семейных обстоятельств или болезни не может работать в том графике, который от него требуется, его можно перевести на полставки. Поговорить с ним, объяснить. Но если человек невменяемый, он опять будет все рассматривать с точки зрения, что его незаслуженно обижают. Ему уже ничего не объяснишь. Тут работодателю надо иметь определенную трезвость. Именно эти компоненты создают христианскую атмосферу в организации: трезвость, с одной стороны, и любовь — с другой.
Если при попытке его уволить работник начинает грозить Божией карой — мало ли, какие хулы говорят люди безумные! Конечно, с человеком могут поступить действительно очень несправедливо. И возможно, работодателя накажет Бог. Но это не дает права человеку выносить суд от лица Божия.
То пост, то праздник
Коммерческий директор одной фирмы, сотрудничающей с православными организациями, жаловался, что его партнеры работают, по сути, только три месяца в году — осенью. В остальное время как ни позвонишь — у них то пост, то праздник. Как строить работу, если вы светский партнер такой православной организации? Или православный партнер светской фирмы? Об этом мы спросили Андрея АСТАХОВА, основателя издательства «Белый город», и протоиерея Игоря ПЧЕЛИНЦЕВА, главного редактора СМИ Нижегородской епархии, пресс-секретаря архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.
Андрей АСТАХОВ:
«Люди — везде люди»
- В своей деятельности мы сталкиваемся с православными организациями, реализующими христианскую литературу, и православными издательствами. Но в их отношении, наверное, точнее было бы говорить о недостаточной деловой хватке, да и то далеко не всегда. Во взаимоотношениях с неправославными организациями тоже хватает проблем. И они часто сложнее. Однако нестыковки с православными организациями бросаются в глаза сильнее. Ведь имея дело с православной организацией, настраиваешься на беспроблемность, участие. А люди — они везде люди.
Православие — это не занятие и не хобби. Плохой работник будет плохим вне зависимости от исполнения того или иного религиозного обряда. И даже осознанное принятие Православия как Истины не развивает сразу все возможные таланты. Среди православных хватает работящих людей, замечательных священников, хороших воспитателей, матерей и отцов. Другое дело — наша досада, когда мы ждем от человека больше, чем он может, надеясь на его православие. И конечно, у многих существует соблазн прикрыться своей верой от вызовов и проблем мира. Поставить обряд чуть выше усилия.
Между тем данные социологических исследований несколько расходятся со стереотипом «православной вялости» — вспомните исследование, опубликованное в журнале «Фома» (N 1−4 за 2007 год). Оказалось, что среди православных почти в два раза больше людей, занятых частным предпринимательством, они больше читают, более мотивированы в карьере.
Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ:
почему православные бывают похожи на дохлых рыбок
По праздникам бывают важные мероприятия, на которые нам нужно выслать корреспондента. Но как рассудить, чем становится такое мероприятие для корреспондента — работой или молитвой? Конечно, мы были бы рады, если бы можно было четко разделить время трудиться и время отдыхать. Но это, увы, не всегда удается.
Неразумный подход к посту и молитве, к ритму жизни отнимает все силы. Бывает, новоначальные не умеют правильно расставлять акценты, пытаются надевать на себя вериги великих подвижников древности, и это не приводит к положительным результатам, а только подрывает духовные и телесные силы. Например, одна женщина задала мне вопрос: «Вот у меня дома все плохо, муж и сын пьют, все разваливается, я читаю каждый день семь акафистов. Что мне еще почитать?» Понятно, что в такой ситуации надо бы отставить акафисты и заняться домом и семьей.
Святоотеческий подход сочетает труд и молитву — труд при этом становился благодатным, а молитва благородной (если так можно выразиться). Даже отцы-пустынники находили время для рукоделия, труда. То же самое пост — мера каждому своя, смотря по здоровью и силам, по трудовой нагрузке и так далее. Пост — подспорье молитве и труду, а не препятствие. Непонимание всего этого, однозначный прямолинейный подход приводит к тому, что православные бывают похожи на работе на полудохлых рыбок. А Православие ведь — творческая вера, пробуждающая весь потенциал человека. «Только творчество, заквашенное на святости, мы сможем перенести через черту смерти», — говорит преподобный Исаак Сирин.
Служение мамоне?
В Православии стремление к богатству не поощряется. Но как быть, если «делать деньги» — твоя работа? К нам обратился менеджер по продажам, назовем его Р. Профессиональная задача Р. — зарабатывание денег для своей фирмы. Как в такой работе найти христианский смысл? В поисках смысла Р. стал все чаще ходить в церковь и сейчас перешел работать в одну из православных организаций. Но и там Р. снова работает менеджером по продажам, снова зарабатывает деньги. Получается, вернулся к тому же самому. Наши эксперты: руководитель компании «Сатори» Андрей ГУСАРОВ и протоиерей Александр АЛЬТМАРК, настоятель Благовещенского храма г. Перми.
Андрей ГУСАРОВ:
«Деньги — это инструмент»
- Кто сказал, что менеджер по продажам делает деньги? В моем понимании, делают деньги те, кто их печатает. Остальные или оказывают услугу, или производят товар (продавать — тоже оказывать услугу). Заниматься бизнесом — это прежде всего значит трудиться, а в Православии труд очень ценная категория. Когда Адам был изгнан из рая, ему было сказано, что он будет в поте лица добывать хлеб свой. И сейчас мы живем в обществе, где товарно-денежные отношения никто не отменял. Если ты человек верующий, думающий о спасении души, то как ни крути — трудиться надо. Вопрос в том — прилепляешься ты к деньгам душой или нет.
Если я строитель — я должен строить, если продавец — должен хорошо продавать свой товар, а деньги — показатель успешности, профессионализма. Деньги — это инструмент, и от человека зависит, как он с ними обращается. А если говорить про верблюда и игольное ухо, то я сам споткнулся об это в свое время, даже хотел бизнес бросать. Потом поискал ответ, поговорил со священниками. Ведь не сказано, что быть богатым — плохо, что невозможно богатому в рай войти. Юноша сказал, что исполнил все заповеди и спросил, как ему дальше совершенствоваться. То есть речь шла не о богатстве, а о совершенствовании. И получил ответ — если хочешь стать совершенным, откажись от всего иди за мной. Но такой призыв не для каждого. Чтобы исполнить первоначальные десять заповедей, тоже надо поработать над собой. Мне кажется, в такой ситуации важно расти по-христиански и развивается профессионально. Самое главное, чтоб деньги не были твоей самой большой ценностью. Если ты глубоко верующий человек, ты понимаешь, что главная твоя ценность — вера в Бога.
Протоиерей Александр АЛЬТМАРК:
«Церковь не бежит от мира, но преображает его»
В выборе жизненного пути не существует шаблонных подходов. В подобных ситуациях надо советоваться с духовником, который, много испытав «экономиста», сможет понять, бежит человек от креста своего или же хочет взять. Послушание выше поста и молитвы, поэтому если смиренно выполнять послушание, то и работа с деньгами будет на благо ближнего.
Церковь не бежит от мира, но она — надмирна. Мир она не оставляет, но преображает. Поэтому любой человек, связанный по долгу службы «с деньгами», должен заниматься не деньгами, но служением Господу и ближним «всем своим имением». Мы занимаемся деньгами, когда имеем о них излишнее попечение, когда они из средства превращаются в цель! А духовный смысл каждого действия лежит за его пределами. Поэтому совершенно неважно, что делает человек, если это делается для Господа и в духе Евангельском. Воистину «Возлюби Бога и делай, что хочешь!»
Конкуренция
Что правильнее — жестко давить конкурентов или пытаться с ними сотрудничать? Существует ли вообще здоровая конкуренция, позволяющая сохранять мир с товарищами по бизнесу? Можно ли строить бизнес, не нападая? Нам отвечали директор по маркетингу телеканала «Домашний» Мария ЛАВРЕНТЬЕВА и иерей Михаил ГУЛЯЕВ, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Знаменье» на Шереметьевом дворе, до рукоположения был директором российско-германского совместного предприятия.
Мария ЛАВРЕНТЬЕВА:
«Конкурент — не враг, но его надо знать в лицо»
- Я против жестких мер по отношению к конкуренту. Если после принятия таких мер и происходит какой-то результат, то только кратковременный. Если путем жесткости чего-то достигаешь, то быстро это потеряешь, так всегда бывает.
С конкурентами нужно действовать иначе — использовать не только профессиональные способности менеджера. Чтобы победить конкурента, нужно быть достаточно умным и гибким, совершать разумные поступательные шаги. Необходимо проанализировать слабые и сильные стороны конкурента, чтобы использовать эту информацию для собственного планирования бизнеса. Конкуренция — это замечательно, это двигатель культуры торговли и бизнеса в целом.
Например, в советские времена на рынке не было понятия «конкуренция». Наоборот, живо в памяти время страшного слова «дефицит», при котором понятие качества товара ставилось на самое последнее место. Можно было спокойно производить некрасивые детские игрушки, неудобную обувь, некачественные продукты питания, оказывать услуги низкого качества, потому что потребитель все равно будет вынужден их купить, поскольку у него нет выбора.
Только при появлении конкуренции на рынке производители стали задумываться над качеством предлагаемых товаров и услуг, а теперь и постоянно стремиться к получению преимущественных качеств своего товара по отношению к конкурентам. Мы стремимся быть лучше по сравнению с нашими конкурентами, и во многом именно благодаря нашим конкурентам мы достигаем высоких результатов в работе.
Как можно победить конкурента? Внимательно проанализировав товар и стратегию продаж конкурента, сделать определенные выводы и поставить свой товар или услугу на более высокий конкурентный уровень, не забывая при этом о сети сбыта.
Я считаю, с конкурентами нужно дружить, общаясь на профессиональном уровне. Мы для них точно такие же конкуренты, как они для нас, а в жизни это такие же люди, как и мы, и чаще всего люди хорошие. Конечно, общение с конкурентами должно быть подчинено определенной этике, есть информация, которую мы не можем давать им, а они не могут дать нам, это нормально. Конкурент совсем не враг, но его надо знать в лицо. Не для того, чтобы напрямую выведать секреты ведения бизнеса. Нужно знать характер этих людей, их подход к работе, понимать, за счет чего они добились успеха.
Иерей Михаил ГУЛЯЕВ:
«Совестливый человек со временем уходит из бизнеса»
Получается, что все совестливые бизнесмены со временем уходят из бизнеса. Конечно, есть сферы бизнеса достаточно нейтральные, но в основном сейчас конкуренция очень жесткая. И выживает не тот, кто делает лучше. А тот, кто использует менее качественное сырье, делает быстрее, у кого ниже себестоимость.
Любимый святой наших бизнесменов — св. Серафим Вырицкий был успешным бизнесменом, но и он в результате оставил предпринимательство.
ПОДГОТОВИЛИ Анна ПАЛЬЧЕВА, Алиса ОРЛОВА, Светлана ГАДЖИНСКАЯ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=41§ ion=15&article=678