Фома | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл | 01.08.2007 |
Если из мировоззрения человека исчезает знание о Боге, то рано или поздно искажается и разрушается вся его жизнь, поскольку личность теряет ориентиры для приложения своих сил. В послании к Римлянам святой апостол Павел следующим образом описывает последствия забвения истинного Бога: И как они не заботились иметь Бога в разуме, предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены завести, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим 1:28−31).
Жизнь в обществе, в котором многие из вышеперечисленных пороков почитаются нормой, не может быть счастливой. Чтобы не терять способность отличать добро от зла, а в случае ошибок — быстро замечать и исправлять их, Богом открыта людям истинная вера. Понимая все это, русские люди со времен крещения Руси старались бережно хранить апостольскую норму веры. На этом поприще проявил себя и Смоленск. Этот город, современник Киева, Новгорода, Пскова, возник на пути «из варяг в греки» и стал одним из главных городов Киевской Руси. Принятие смолянами христианства началось с 990 года, когда князь Владимир и митрополит Михаил провели первое крещение в Смоленске. Распространение новой веры в Смоленской земле, населенной кривичами и вятичами, происходило быстро и без сопротивления со стороны местных жителей. Вскоре Смоленск стал одним из центров христианской духовности и культуры, который привлекал греков-книжников и воспитывал собственных просвещенных мужей. В XII веке на Киевский митрополичий престол был возведен Климент Смолятич, книжный и мудрый человек с широким кругозором, вероятнее всего родом происходивший со Смоленщины.
Из различных исторических источников известно, что в домонгольский период в Смоленске существовали приходские школы, а многие местные церковные и государственные деятели проявляли себя как любители книжности. При этом речь шла не о простом обучении грамоте, а о преподавании основ логики, риторики, изучении некоторых образцов словесности. Также известно, что образованная часть населения владела иностранными языками — греческим, латинским, немецким, что обнаруживается из сохранившихся торговых договоров на иностранных языках. Кроме того, на Смоленской земле сложились свои архитектурные артели, которые вели большое каменное строительство не только на своей родине, но и за ее пределами — в Киеве, Рязани, Новгороде, Пскове. К сожалению, от былого домонгольского великолепия в Смоленске остались только три каменные храма XII века — святых апостолов Петра и Павла, Архангела Михаила, святого апостола Иоанна Богослова, которые можно увидеть и сегодня в нашем городе. Есть свидетельства и о том, что на Смоленщине существовала и своя оригинальная иконописная школа. Смутные времена и вынужденная борьба за свое выживание, привели к тому, что возрождение просвещения произошло только в XVIII веке, после того, как Смоленск окончательно вернулся в состав России. В те времена одной из главных задач была защита православной веры перед лицом католического влияния, так как многие дворяне направляли своих детей учиться в Польшу, да и сами, следуя моде, перенимали католические обычаи. Центром просвещения стала церковная школа при архиерейском доме, которая была преобразована в 1728 году в духовную семинарию. Позже в ряде уездных городов Смоленской губернии были открыты духовные училища. Из смоленских духовных школ вышли такие церковные деятели, как преподобный Макарий (Глухарев), просветитель Алтая, святитель Николай (Касаткин), апостол Японии, а также светские ученые — почвовед В. В. Докучаев, поэт и переводчик И. И. Виноградов, писатель-фантаст А. Р. Беляев и другие.
Сегодня в Смоленской земле при взаимодействии епархии, общества и государства возрождаются традиции духовного просвещения. Полагаю, очень важно дать современному человеку знания о его духовной традиции, которые бы являлись для него ориентиром в прохождении его собственного жизненного пути. С чего вновь начиналось духовное просвещение на Смоленской земле? Конечно, с подготовки грамотных и благочестивых пастырей. Для этой цели в 1990 году было открыто межепархиальное духовное училище, которое подготовило почву для восстановления семинарии.
Еще одной заботой в программе духовного просвещения смолян стало воссоздание системы религиозного образования для верующих мирян. Ее выстраивание идет по двум направлениям. С одной стороны, в епархии развиваются воскресные школы, существует две епархиальные православные гимназии, четыре детских сада. С другой стороны в средней школе ведется преподавание «Основ православной культуры» и «Истории православной культуры земли Смоленской». В рамках этих дисциплин даются знания о традиции, к которой принадлежат дети и их семьи и которая оказывает большое влияние на культуру России. Кроме того, убежден, что Церковь и светская школа должны сегодня дорожить возможностью не противостоять друг другу, как это было еще совсем недавно, а объединять усилия по образованию и воспитанию молодежи.
Однако преподавание основ православной культуры в школах требует решения многих вспомогательных вопросов: правового обеспечения предмета, подготовки преподавательских кадров и учебных пособий. Епархия уделяет важное внимание тому, чтобы преподавание культуроведческой дисциплины об основах Православия имело серьезное правовое обоснование. Над этим совместно работают и представители Церкви, и представители власти, и представители общественности. С каждым губернатором Смоленской области мы подписывали соглашение о сотрудничестве в области образования. Это дало возможность официально, начиная с 1991 года, вводить факультативы православной культуры в школах, колледжах и вузах.
Предпринимаются усилия по подготовке преподавательских кадров. Епархия проводит двухгодичные курсы для педагогов. На базе Смоленского педагогического колледжа ведется подготовка преподавателей начальной школы со специализацией «Православная культура и этика». Кроме того, в Смоленском межепархиальном православном духовном училище есть богословско-педагогическое отделение, имеющее очную и заочную форму обучения, готовящее православных педагогов. Мы стараемся не только готовить педагогов, но также координировать их деятельность после окончания курсов. Этой цели служит сестричество православных педагогов, которое стало формой самоорганизации православных педагогов в области. Одной из задач является воцерковление педагогов. Мы стараемся, чтобы в сферу православной педагогики не пришли люди случайные, с сомнительными взглядами и плохой подготовкой. Для этого, в частности, создана епархиальная инспекторская служба.
Еще одной важной задачей в обеспечении религиозного образования является подготовка учебных пособий и методических материалов. Известно, насколько трудно этот процесс идет в общероссийском масштабе и как сложно достигнуть консенсуса по поводу того, каким должен быть учебный материал, на основании которого православная культура может преподаваться в общеобразовательных школах. Существует несколько опытов написания учебника по данному предмету, одним из которых является учебное пособие, подготовленное смоленскими специалистами — «Основы православной культуры и этики». Также нашими специалистами был написан учебник для регионального использования: «История православной культуры земли Смоленской». С моей точки зрения при принятии каких-либо решений в области религиозного образования на федеральном уровне необходимо изучать и использовать положительный опыт, существующий уже на протяжении многих лет в регионах России, в том числе в Смоленске.
Порой защита веры означает твердое стояние за нее, даже до положения живота своего. Ценность веры для верующего человека настолько высока, что он готов отдать за нее свою земную жизнь. Если его лишают возможности строить свою жизнь по правой вере, то такая жизнь теряет всякий смысл и даже становится опасной для спасения души. В связи с этим надо прежде всего вспомнить князя Глеба, который был настигнут убийцами под Смоленском и который не хотел запятнать свою душу убийством своих братьев по крови, хотя и имел возможность защищаться. В первые годы принятия христианства смиренная смерть Бориса и Глеба, предотвратившая новый веток междусобиц, поразила и сплотила Русь, показала ей образец братской любви. Такой же подвиг защиты веры явил мученик Меркурий, вступивший в неравную схватку с врагами во время нашествия монголо-татар.
В позднейшее время Смоленск терпел многочисленные нападения с Запада. В середине XV века войска великого князя литовского Казимира, захватив город, выжгли его третью часть. В Смутные времена начала XVII века город на протяжении двадцати месяцев находился в осаде польского короля Сигизмунда III, сдерживая его поход на Москву. Когда полякам вследствие измены удалось сделать пролом в стене и ворваться в город, они взорвали городской собор, в котором укрылись прихожане. В результате погибло более трех тысяч человек. В 1812 году город оказался на пути наполеоновской армии, которая, не имея возможности захватить его в прямом сражении, нещадно расстреляла его из артиллерийских орудий. Однако это не сломило дух русских войск и жителей Смоленска, которые смогли резко остудить захватнический пыл Наполеона, понесшего под Смоленском значительные потери. Серьезной преградой стал Смоленск и на пути немецко-фашистских войск, мечтавших блиц-кригом завоевать Россию.
Очень часто в истории Смоленск первый испытывал на себе удары врагов нашего Отечества. Недаром Смоленск называют ключом к России. На протяжении всей его истории на него оказывали влияние и Восток, и Запад. Так, например, долгое время город жил по Магдебургскому праву. Многие храмы сегодня здесь построены в барочном стиле, а для других зданий характерен классицизм, ампир, барокко. Но всегда Смоленск хранил верность России, потому что его неизменно связывала с ней — единая Православная вера, формировавшая общий с остальной Русью взгляд на все исторические события и устроение национальной жизни.
В XX веке Смоленской земле вместе с остальной страной довелось испытать гонения на веру и разрушение многих святынь. Богатейшее духовное наследие, уцелевшее в прежние века, было разрушено руками собственных варваров, отступивших от Бога. В этих неимоверно сложных условиях многие священнослужители и миряне хранили живую веру и нормы христианской жизни, как и их благочестивые предки. Смиренно думаю, что, попустив поругание святынь и разрушение веры в нашем Отечестве, Господь дал нам серьезный исторический урок истинности евангельской заповеди: без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5). Без Бога невозможно построить добрую жизнь, а для этого надо уметь хранить и защищать Православную веру. ¦
Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
http://www.taday.ru/index.html