Агентство политических новостей | Юрий Тюрин | 01.08.2007 |
Но Гинзбург мне нравится не только этим.
Товарищу Гинзбургу, называющему себя атеистом, очень ненавистны Православие и Русская Православная Церковь. Гинзбург так прямо и говорит: «эти сволочи церковные хотят заманить души детей…». Такое поведение очень логично для 90-летнего воинствующего атеиста. Хотя, стоит заметить, что почему-то не слышно симметричных ответов академику с противоположной стороны, например: «Это сволочи атеистические опять хотят…» Притом, что с логической точки зрения это был бы полностью справедливо и адекватно: ведь отрицание, как и утверждение существования Бога — это лишь вопрос веры. Но… оппоненты играют по разным правилам, установленным ими для себя, да…
Далее, в другом интервью Гинзбург твёрдо заявляет: «Я противник советской системы и коммунизма». Получается, что атеизм Гинзбурга — это чистое и беспримесное отрицание Бога, «вне всяких идеологий». Но это не значит, что у академика нет позитивных убеждений. Отнюдь.
И дело не только в том, что Гинзбург всё ж-таки верит, что «для человечества всё кончится хорошо». Более интересно другое: атеиствующий старец, не скрывающий своего еврейского происхождения, с большой симпатией относится к религии иудаизма: «Евреи сохранились, как нация, не ассимилировались, как принято считать, в силу приверженности иудаизму, тому, что считали себя избранной нацией, — говорит Гинзбург. — Казалось бы, я должен ассимилироваться. Но это совершенно не так. Я даже помыслить не могу о том, чтобы отречься от своего народа. Каковы причины?»
Далее Гинзбург продолжает мысль в своей юбилейной речи: «Не могу не отметить клерикализм синагоги. В истории евреев синагоги играли большую роль — и не только как молитвенные дома, но и как центры общины. Поэтому в Израиле можно понять государственную поддержку религии — но все хорошо в меру. Еще важнее отсутствие всякого единства в стране, наличие злоупотреблений преимуществами демократии» (курсив мой — Ю.Т.).
И, наконец, академик, являющийся, не забудем, «противником советской системы и коммунизма», в заключение позволяет себе такой вот совсем уж прямой и откровенный пассаж: «Я возмущен поддержкой Арафата и его банды со стороны антисемитских и одновременно прогрессивных „левацких“ сил Запада. И дело здесь вовсе не в моих якобы „антиарабских“ позициях. Сталин и Гитлер решили бы эту проблему за 48 часов — уничтожили бы Израиль или, что менее вероятно, Палестинскую автономию, — но в цивилизованном мире такое недопустимо» (курсив мой — Ю.Т.).
Таким образом, каковы же действительные взгляды на религию академика Гинзбурга и чему, может быть, даже стоило бы поучиться русским национал-демократам у этого ветхого «физика Веселенной», украшенного нобелевскими лаврами?
На самом деле академик Гинзбург для православных русских — это не то же самое, что, скажем, Валерия Новодворская. Новодворская уже немало лет приносит русским безусловную пользу. Шмякнет, скажем, Валерия Ильинична в СМИ очередной комок слизи, навроде «русские — быдло!» — и тут же начинаются шевеление и брожение в русских национальных кругах: «До чего мы дошли, сколько же можно так жить?! Пора нам, русским, наконец консолидироваться!». То есть польза для пробуждения русского самосознания есть несомненно.
Польза от высказываний академика Гинзбурга для русской нации — совсем иного рода. Гинзбург имеет чёткие убеждения, он — действительно атеист и прагматик, и в таком возрасте люди убеждений обычно не меняют. И любовь академика к иудаизму, как и одобрение им государственной поддержки религии в государстве евреев — тоже чистая прагматика. Ведь «евреи сохранились, как нация, в силу приверженности иудаизму… В истории евреев синагоги играли большую роль — и не только как молитвенные дома, но и как центры общины…» и т. д. Гинзбургу не нужно никаких «доказательств бытия Бога» — он просто видит пользу для нации в её исторической религии и религиозных институтах. Вот и всё.
И эта его позиция наводит на определённые мысли. Не стоит ли русским — не только православным, но и всем сознательно мыслящим русским — поучиться этому здоровому прагматизму у академика Гинзбурга? Разве русское Православие и Русская Православная Церковь играли иную роль в истории русских, чем религия, её институты и общины, в истории нации, к которой относит себя престарелый исследователь Вселенной? Не стоит ли русским националистам обратиться наконец к своей истории и вспомнить, что ни одна сила в истории русского народа не играла такой важной объединяющей роли для сохранения русских и их идентичности, как Русская Православная Церковь? Русским национал-патриотам, независимо от их религиозных и прочих взглядов, следует обратиться к Православию и русским традициям хотя бы из прагматических соображений.
На протяжении более чем тысячелетия под благодатным покровом Православия русские неизменно становились всё больше, свободнее и сильнее. Это неоспоримо. Ни почти три столетия монгольского ига, ни последующие войны и катастрофы не сломили духа и не разрушили единства русской нации — до тех пор, пока было сильно Православие и могущественна Русская Православная Церковь в России… И никакие народные силы в истории России не объединялись и не спасали русских и их страну вне Православия, или хотя бы дистанцируясь от православной веры. Всё было строго наоборот: даже в тех ситуациях, когда дело спасения нации брали в свои руки люди, сравнительно далёкие от Церкви, призывы и идеалы этого спасения всё равно формулировались, обретая сакральное измерение, в духе и букве Православия и учения Русской Православной Церкви.
Русским националистам всех направлений, включая «атеистов, язычников, фашистов, сталинистов» и прочих, необходимо признать и помнить этот неоспоримый метаисторический факт.
Подобно академику Гинзбургу, я бы не стал ныне заниматься теологическими теориями и выводить «доказательство истинности религии из объективного бытия нации». Нет, если мы хотим добиться успеха — нам следует с холодным прагматизмом обращаться только к достоверным фактам. И тогда наверняка удастся решить и такие проблемы, как «отсутствие всякого единства в стране, наличие злоупотреблений преимуществами демократии» (говоря словами Гинзбурга), и многие другие не менее важные для русской нации задачи. И не обязательно такими методами «как Сталин и Гитлер, за 48 часов…» Хотя, может быть и так… Надо молиться — и Господь подскажет правильное решение.
Но при этом всем и каждому русскому необходимо изучать Православие, желательно со школьной скамьи, и обязательно участвовать, по мере наличия сил и времени, в жизни и деятельности Русской Православной Церкви. Русские могут сказать «спасибо!» за напоминание об этом именно академику Гинзбургу.