Правая.Ru | Денис Ступников | 27.07.2007 |
Подобострастные фрики униженно обслуживают цивилизацию потребления, кормя её сынов различными гадостями. Сердючки, Песковы, «новые русские бабки», Сергеи Зверевы — сколько их здесь?! «Человек-Собака» Олег Кулик преуспел в этом неблагородном занятии сильнее прочих. Его персональная выставка в ЦДХ — это такое ВДНХ наоборот. Если 20 лет назад дети узнавали о покорителях Космоса по познавательным экспозициям, состоящим из скафандров, спутников и тюбиков с едой, то теперь под потолком Дома Художников подвешен грустный мумифицированный космонавт, жалобно напоминающий о своём тотальном одиночестве во всей Вселенной. Как это похоже на безысходные апокалиптические откровения «правой» группы «Зазеркалье», с неподдельным ужасом описавшей конец космической эры в элегии «Космонавты Мертвы»:
Их выбрало время и космосу черному жертвует,
Так науки алтарь принимал человека мечты,
И в эту мечту о любви человечество верует,
Пока космонавты, пока космонавты мертвы.
Но здесь боль о сданных позициях, тоска по бездарно утраченной Империи, а Кулик, похоже, боли не испытывает. Его переживания в лучшем случае распространяются только на убиенных животных. Увы, экраны, транслирующие бытовое заклание ягнят, своей цели не достигают. Праздные посетители валяются на удобных матрацах возле проекторов и лениво взирают на происходящее. Кулик сам приложил все усилия к тому, чтобы убить в них малейшие поползновения к сопереживанию. Его манекены — предельно отталкивающи. Сколько презрения, отвращения и бестолковой агрессии заложено в фигуре оскаленной теннисистки, запечатленной в прыжке с ракеткой! А чего стоят жирные собаки в разбитой машине на фоне сияющего Храма Христа Спасителя. И это ещё далеко не предел. Как вам, например, обнажённые жених и невеста, за которыми высятся… Царские Врата. Подобная мерзость способна сработать почище самой махровой антирелигиозной пропаганды.
Занятен Кулик лишь тогда, когда пытается ваять себе подобных гордецов-нигилистов. Угрюмый Лев Толстой, загаженный куриным помётом, кажется, действительно имеет отношение к реальности. Особенно к той, где голый Кулик бросается с лаем на немцев, пришедших на выставку картин Пиросмани. Ещё бы. Кулику вообще претит любое проявление традиционного искусства. Российские пейзажи он согласен созерцать только через задницу гигантской пластиковой коровы. Да ладно бы сам! Но и посетителей выставки он заставляет проделывать ровно те же унизительные манипуляции.
В случае с этим, с позволения сказать, художником пословица «всяк Кулик своё болото хвалит» всё-таки не срабатывает. Россия ассоциируется у него с гигантским моргом, где препарировать и экспериментировать можно до бесконечности. Недаром слово «РУССКОЕ», освещённое люминисцентной лампой, излучает фиолетовый мертвенный свет. И кто удивится, что, добровольно лишив себя корней, Кулик совершенно утратил человеческий облик, превратившись в смердящего пса.