Русская линия
Православие и современностьПротоиерей Всеволод Чаплин,
Наталья Волкова
26.07.2007 

Свобода как ответственность

22 июня в редакции газеты «Православная вера» состоялась дистанционная пресс-конференция протоиерея Всеволода Чаплина. Это уже третья подобная конференция, подготовленная информационно-издательским отделом Саратовской епархии совместно с Фондом содействия развитию культурно-просветительской деятельности «Фома Центр». На этот раз разговор саратовских журналистов с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви шел о правах человека.

Правозащитная миссия Церкви

Тема пресс-конференции была заявлена так: «Нарушает ли Церковь права человека?». Ведь разговор о том, как соотносятся сегодня два понятия — свобода и права человека, в нашей стране сегодня идет как никогда остро, зачастую переходя в религиозную плоскость.

Отец Всеволод начал ответ на вопрос объяснением того, что тема прав человека в Церкви возникла не на пустом месте, а как следствие потребности в ее обсуждении многих людей — епископов, священников, мирян, православных политиков и общественных деятелей. Также разговор о правах человека начался по причине того, что между православным вероучением и мировоззрением современного человека возникают конфликты.

В последнее время Русская Православная Церковь на тему прав человека неоднократно высказывалась, отметил отец Всеволод. Например, на X Международном Русском Народном Соборе, который не является сугубо церковной организацией. И документ, выработанный им, известный как «Декларация о правах и достоинстве человека», имеет религиозно-общественный характер. Отец Всеволод процитировал несколько положений «Декларации»:

— «Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом. Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога». Здесь поднимается вопрос этики и ее основания. Что же лежит в основании этики — мода, общественное мнение или образ Божий, который дан человеку при творении?

По мнению отца Всеволода, вопрос об основаниях этики — это вопрос об основании права, и значит, о политическом устройстве общества, вопрос о том, каким образом общество определяет, что такое хорошо, а что такое плохо. Дело в том, что после эпохи Просвещения нас пытаются приучить к тому, что каждое общество может само решать, где проходят границы этики, нам внушают, что этика — это вопрос моды, меняющихся человеческих пристрастий, общественного мнения. Но если это именно так, то получается, что возможно — все. И если большинство сейчас решило, что что-то — это хорошо, а что-то — это плохо, а через неделю поменяло приоритеты, то это значит, что твердых оснований у общества просто нет. Церковь же говорит, что этические нормы заложены в человеке Богом. И они неизменны, потому что их дал неизменный Бог. И даже если большинство говорит иначе, это не значит, что право это большинство, а нормы устарели и их надо упразднить. Отец Всеволод особо подчеркнул, что вопрос о том, на чем основана нравственность, то есть вопрос об основе правовой нормы, имеет прямое отношение к жизни общества, а значит, и каждого из нас.

— «Содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает», — зачитал еще один отрывок из «Декларации» отец Всеволод.- Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это вера, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества.

Отец Всеволод заострил внимание на том, что часто можно слышать, что Церковь — это не правозащитная сила. Но Православная Церковь много веков являлась и является таковой. Она ходатайствовала за несправедливо обиженных, угнетенных и даже оступившихся перед государством. И правозащитная миссия — одно из важнейших дел Церкви. «Поэтому и был при Русском Народном Соборе создан Правозащитный центр, ведь люди часто оказываются беззащитными перед лицом власти и бизнеса. А правозащитники больше защищают Березовского и ему подобных, чем простых людей, безгласных и безвластных».

Борьба за идею

Конечно же, пресс-конференция отца Всеволода не могла обойтись без вопроса о выставке «Осторожно, религия!», о которой до сих пор с негодованием говорят и православные, и светские правозащитники, и по факту проведения которой было возбуждено уголовное дело. По мнению заместителя председателя Отдела внешних церковных связей, выставка была явным нарушением закона. И милиция в первые же минуты должна была ее закрыть, но почему-то этого не сделала…

Отец Всеволод считает, что не нужно кого-то сажать за решетку или репрессировать, но ясное осуждение в адрес организаторов выставки со стороны закона должно прозвучать.

— Почему я считаю выставку «Осторожно, религия!» преступлением? В административном кодексе абсолютно ясно говорится, что разжигание вражды на основе религии, унижение граждан — это правонарушение. Плюнуть в лицо верующим людям, вызвать их реакцию — и все это с шумом, рекламой. Выставка, на которой были представлены кощунственные инсталляции, — это была сознательная провокация. Если икона, имя Христово или имя Мухаммеда дороги кому-то, то какое право имеют другие оскорблять их — вот я чего понять не могу!

По мысли отца Всеволода, оскорбление — это не свобода, а вседозволенность. Ведь организаторы выставки завтра могут прийти в храм и устроить провокации, сказать, что верующие вообще не имеют право на свою гражданскую позицию.

— «Осторожно, религия!» — это не милое искусствоведческое развлечение, а борьба за доминирование в обществе определенной идеи, которая направлена на утверждение полного нравственного нигилизма. Это борьба за власть со стороны этих людей.

Декларация обязанностей человека

Ответ на вопрос о том, не следует ли ввести в мире кроме «Декларации о правах человека» декларацию об обязанностях, отец Всеволод начал с того, что подтвердил: права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, народа, всего человечества.

— Когда мы веруем, мы хотим устроить окружающий мир по нашей вере, — сказал отец Всеволод.- Обязанности человека по отношению к обществу заключаются в том, что он не может себя чувствовать так, словно живет один. Человек зависит от общества, и общество зависит от него. Он связан с окружающими людьми огромным количеством ниточек. И когда человек говорит, что он никому ничем не обязан — это идеология, которая не имеет отношения к реальной жизни, лживая. Если человек остается совершенно один, отказывается от помощи и отказывается помогать — он гибнет.

Нужда во влиянии

Задали отцу Всеволоду вопрос о том, состоится ли все-таки встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским? Не нарушаются ли права католиков, которые не имеют возможности увидеть предстоятеля своей Церкви? Священник ответил, что встреча может состояться только тогда, когда Патриарх и Папа не просто пожмут друг другу руки ради красивой картинки, а когда искренне скажут: «Мы разрешили те проблемы, которые вызывают боль у верующих». Отец Всеволод особо подчеркнул:

— Надеюсь, что мы придем к взаимопониманию и поднимем сотрудничество двух Церквей на качественно иной уровень. Это необходимо в связи с проблемами нравственного кризиса, который нарастает в мире. Наш активный диалог с католиками жизненно необходим для судеб Западной Европы — из-за оскудения веры на Западе, оскудения христианского нравственного призыва. Там нуждаются в мощном влиянии Православия.

О миссионерах
Каким должен быть современный миссионер? Есть миллионы людей, которые не слышали о Боге, о Православии, и к ним надо идти. Жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37; Лк. 10, 2), и многие из делателей недостаточно ясно понимают свою веру. Об этой проблеме отец Всеволод сказал так:

— Призываю православных миссионеров больше читать, увеличивать опыт церковной жизни, учиться на опыте и ошибках друг друга. И понимать, что если мы передаем людям слово Божие, если мы являемся настоящими проводниками, то Слово будет услышано. Наши миссионеры, прежде всего, должны иметь светлый ум и чистое сердце, а также горячую волю к миссионерской деятельности, к проповеди.

Наталья Волкова

Протоиерей Всеволод Чаплин — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. С 1985 года — сотрудник Издательского отдела Московского Патриархата, с 1990 года — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В 1990 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1994 году — Московскую Духовную Академию. Кандидат богословия. Член центральных комитетов Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и Конференции Европейских Церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Член рабочей группы ОВЦС, разрабатывавшей текст «Декларации о правах и достоинстве человека».

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4184&Itemid=4


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru