Россiя | Владимир Кобылинский | 26.07.2007 |
Четыре владыки
«Конечно, надо верить в Бога. Постоянно общаться с верующими и не проникнуться их убеждениями — просто невозможно», — считает Сергей Ражев. Сам он не мечтал с детства быть водителем и Бога особо не признавал.В свое время Сергей служил на подводной лодке «Ярославский комсомолец». После флота стал водителем автобуса, но через полгода уволился. Надоело разгильдяйство: как правило, новичку доставался чуть ли не списанный автобус, который часто ломался, а к механикам без бутылки не подойдешь. Да и коллеги так и норовили умыкнуть что-нибудь даже друг у друга. Не по-людски как-то. Вот на фоне таких грустных мыслей зашел Ражев в храм и увидел там своего знакомого — священнослужителя. Слово за слово, и вот уже молодой водитель читает книги о Боге, ходит в церковь. Как следствие, Сергей устроился кочегаром в епархию, а потом стал шофером.
«Хочу быть ближе к церкви, а потом, я водитель и хотел бы работать по специальности», — сказал Ражев при собеседовании с тогдашним владыкой Платоном. Так в 1993 году Сергей стал шофером номер один Ярославской епархии и, что удивительно, возит уже четвертого владыку. Как правило, водители и секретари меняются вместе с начальником.
Большую часть своей церковно-шоферской жизни Сергей провел вместе с владыкой Михеем. «Мы стали близкими людьми, как отец и сын. Делились житейскими проблемами, но в то же время я не забывал, что он мой начальник». Архиепископ Михей, человек мягкий, интеллигентный, в дороге не разговаривал, музыку не слушал, а беспрестанно молился.
Потом Ражев возил владыку Александра, который временно помимо Ярославской управлял и Костромской епархией, поэтому у него в машине постоянно сидели помощники, и всю дорогу они решали различные проблемы. Нынешний начальник Ражева — владыка Кирилл — человек сравнительно молодой (сан епископа получил еще в 36 лет, а епархию возглавил в 41 год!). Он установил в машине магнитолу и часто слушает духовную музыку, а иногда и светскую.
По мнению Сергея, в новом владыке энергии больше, чем у его предшественников. Кстати, архиепископ Кирилл имеет права и умеет водить машину. Пару раз даже менялись местами с Сергеем, и тот сразу понял, что из владыки получился бы неплохой шофер, который к тому же любит скорость. В отличие от гаишников, которые останавливают машину. Иногда Сергею приходится гнать под 120−140 километров, ведь церковная служба начинается точно по расписанию и опаздывать нельзя. А тут как тут — инспекторы ГАИ, которых не останавливает тот факт, что едет архиепископ на службу. Они и оштрафуют, и от мзды не откажутся. На вопрос корреспондента «Россiи», давал ли взятки Сергей, тот с улыбкой ответил: «Ну, если человек очень просит…» Впрочем, иногда бывало, что и отпускали инспекторы, узнав, кого везет шофер, с напутствием ехать осторожно.
Награда
Судя по тому, что за десять лет ни разу не попадал в аварии вместе с владыкой, Сергей и впрямь водит машину аккуратно. И ездить ему приходится очень много. С архиепископом Михеем Ражев объездил практически все приходы Ярославской области. Больше всего владыка любил посещать Толгжский, Угличский и Переславский женские монастыри. С архиепископом Александром приходилось часто в Кострому наведываться. Домой возвращался часам к 4−5 утра. Благо, что жена Сергея Мария тоже воцерковленный человек — поет в храме — и понимает, что такое служить у архиепископа. Сергей, кстати, в первые месяцы назначения нового владыки Кирилла (с его разрешения, конечно) возил своего старого начальника Михея. Тот по-прежнему продолжал вести службы в храмах. Его приходилось на руках из машины в церковь и обратно перетаскивать.Работа шофера не заканчивается со скрипом тормозов. Мало довести начальника до места работы, так надо еще постоянно быть при нем. Зачастую Сергей присутствует на церковных службах, которые проводит его начальник. «Если он поворачивается и ищет меня глазами, значит, я ему нужен», — объясняет Ражев. Фактически хороший шофер превращается в помощника. «Ставишь машину так, чтобы удобнее ее было к выходу подогнать и начальник долго не ждал, не искал ее, но это уже обычные шоферские хитрости», — улыбается Сергей. Порой приходится и роль телохранителя исполнять, отгораживать владыку от напирающей паствы". Но угроз и оскорблений в адрес начальства Сергей не слышал еще ни разу.
Когда Сергей общается с коллегами, то, естественно, обсуждает близкие ему проблемы. Работа одинаковая у всех, разница лишь в том, что в некоторых других епархиях хорошие отношения с администрацией или меценатами и те за свой счет ремонтируют церковные машины. Ярославская епархия может похвастаться лишь тем, что переславская администрация подарила микроавтобус и какой-то благотворитель прислал из Германии трехсотый «Мерседес» с пробегом в 250 000 километров. А ремонт и обслуживание машин — за свой счет. Поэтому до позднего вечера водители проводят в гараже. Возвращаются домой часам к десяти-одиннадцати. И так каждый день. Проблема заключается еще и в том, что не хватает третьего водителя-сменщика. Не каждый может прижиться в епархии. Да и зарплата четыре тысячи рублей, как у кондуктора в троллейбусе, разве удержит?
«Мне нравится, что люди в церкви делают большое дело для сердца, для души человека, для всей России, которая возрождается и приходит в храм. В этом есть доля водителя, который привозит священника на службу вовремя. У людей праздник, и я в нем участвую», — поясняет свое снисхождение к зарплате Сергей.
А недавно Ражева наградили церковной наградой за десятилетие безупречной службы.
http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7381&Itemid=71