Вода живая | Андрей Григоренко | 25.07.2007 |
— И все же, можно ли говорить, что Церковь в современной России как-то выходит за границы дозволенного Конституцией?
— Конечно, нет. Всё это исходит исключительно от власти. А Церковь — как инструмент. Вообще же нужно разделять понятия «клерикализация» и «синодализация». Клерикализация была на Западе в XIX веке, когда Католическая Церковь боролась за политическую власть и использовала собственные ресурсы в борьбе против партий и против государства. У нашей Православной Церкви нет таких сил. У нас сейчас наоборот государство пытается сблизиться с Церковью и поставить ее в зависимость от себя. За это, естественно, Церкви полагаются льготы и привилегии. Как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает. Уместнее называть это словом синодализация, которое вошло в наш язык еще при Петре I. Церковные мужи сами понимают сложившуюся ситуацию. Но не всегда им удается избежать искушения.
— Каким Вам представляется оптимальное место Русской Православной Церкви в современном обществе?
— В моём понимании роль Церкви — пророческо-судебная. Церковь — часть общества, которая должна «звонить в колокола» и критиковать, что сейчас практически отсутствует. Желая приспособиться к современной политической коньюнктуре, Церковь сегодня идет на уступки. И как следствие — теряет авторитет у истинно верующих. По последней статистике, наблюдается внушительный отток верующих от РПЦ, после того как она начала сотрудничать с государством.
— По-Вашему, православие должно быть государственной, официальной религией или одной из равноправных конфессий?
— Не должно быть никакой государственной религии. Однако занимать очень активную позицию в общественной жизни Церковь просто обязана.
— Как Вы считаете, что следует ввести в качестве школьного предмета — основы православной культуры или историю всех мировых религий?
— Это провокационный вопрос (смеется). Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы мировые религии преподавались. Но нужно найти золотую середину. У того же курса религиоведения могут быть разные модификации. Допустим, в учебниках европейских районов России можно уделять большее внимание православию, а, скажем, на юге России, в мусульманских районах — исламу. Можно, конечно, и по-другому. Вообще, мне кажется, стоит сделать учебник, посвященный основам национальной культуры, который не сводился бы к православному катехизису. Тогда и не будет никаких противоречий, и воевать будет не с кем. Вовсе не голословно утверждение о том, что не должно быть никакой религиозной апологетики в школах и вузах. Это опасно не только для многоконфессионального общества, но и для самой Церкви. Вообще говоря, необходимо соработничество Церкви и ученых. А то получается, что все сидят по своим углам, и Церковь в том числе, и преследуют собственные интересы.
Беседовал Владимир Дукельский
http://news.aquaviva.ru/news.php?readmore=438