Православие на Северной земле | Иеромонах Гавриил (Богданов) | 26.07.2007 |
— Расскажите об отношениях с командным составом полигона?
— С командованием сейчас практически полное взаимопонимание, того, что как мне не обойтись без поддержки начальника полигона и других офицеров части, мичманов и прапорщиков, так и командование должно прибегает к помощи Церкви в воспитании бойцов. Всемерную помощь оказывает генерал Юрий Иванович Соколов. Так, регулярно проводятся нравоучительные беседы с ребятами срочной службы. Если возникают какие-то проблемные ситуации у военнослужащих, меня зовут для общения, оказания помощи. Кроме того, в настоящий момент во всех казарменных помещениях оставлены мои данные и телефон доверия. Люди могут звонить, если у них возникают какие-то проблемы. Понятно, что есть командир части, штатный психолог, но и участие в этом деле православного священника, мы с командованием посчитали необходимым.
Примером таких отношений может служить то, что в этом году последний звонок мы отметили общим молебном, кроплением святой воды. И это несмотря на то, что школа не просто гражданская, а ведомственная, находящаяся под патронажем Министерства обороны России. К тому, же в гарнизоне есть своеобразная Воскресная школа, в которой собирается не 10−15, а 100−150 человек, из офицерского состава, солдат и школьников. Отдача, конечно, большая: ведь ребята, с которыми я полтора года общаюсь, вернувшись, домой в районы Архангельской области, могут больше и не встретить в своей жизни священника.
— о. Гавриил, как течет внутреннее благоустройство приходской жизни?
— Все, слава Богу! Отец Иннокентий (Русских), которого я сменил, чуть менее года назад, оставил замечательное наследство. Сплоченную общину, замечательный клирос. Регент клира, Дионисий, прапорщик из оркестра гарнизона, раньше пел в храмах области, а сейчас милостью Божьей заканчивает консерваторию по классу «Хоровое пение». Но говорить о том, что сделано, и что, быть может, не доделано, может только предыдущий настоятель.
— Сегодня, очень часто со стороны интеллигенции раздаются голоса о том, что организация приходской жизни в военных частях России, Русской Православной Церковью и государством, приведут к углублению и без того сложной внутренней межнациональной ситуации в стране. Мол, ведь армия у нас не только многонациональная, но и поликонфессиональная. Не могли бы Вы прокомментировать подобное заключение?
— Знаете, насчет поликонфессиональности армии я бы не стал говорить. Возьмем, например, нашу военную часть. Среди нескольких тысяч военнослужащих, которые входят в мою зону ответственности, значительную часть составляют военнослужащие срочной службы, которые в основном призываются из глубинки Архангельской области. И говорить здесь о людях, исповедующих иудаизм, ислам и буддизм достаточно сложно.
Что касается офицеров и членов их семей, да у меня есть несколько мусульман. Они заходят ко мне в храм, беседуем. Построить для них мечеть на Новой Земле, в которую будет ходить два-три человека, просто не представляется возможным. Они, конечно, имеют возможность приходить в церковь. Этому я всегда рад. Есть представитель восточных вероисповеданий, он приводит ко мне своих солдат, желающих принять Крещение, и всемерно способствует этому.
Если говорить об инославных верующих, христианских, или, скажем, околохристианских исповеданий… Как, например, говорили мне ребята — «свидетели Иеговы», для них беседы священника с солдатами и матросами, были как «бальзам на душу». Для верующего человека в условиях Новой Земли, того духовного вакуума, который он испытывает, общение с православным священником, лучше, чем его отсутствие. Инославных проповедников у нас по определению быть просто не может, ведь надо понимать: архипелаг — закрытая зона!
Православный приход — семья верующих, духовный глава которой священник, это по сути своей, ячейка Христианского Общества — Церкви, возглавляемой Христом. Приходская жизнь — сослужение в правде и любви Богу. Очень важно, чтобы российские офицеры и солдаты, неся подвиг ратный, защищая Родину, не забывали о подвиге духовном. Строительство церквей в воинских частях России, призвано объединить на основе общей Веры русское воинство, а не расколоть общество, как об этом некоторые думают. Пример совместного несения службы о. Гавриила и военнослужащих Новой Земли — братьев и сестер храма Святителя Николая Чудотворца, вселяет надежду на скорое духовное выздоровление нашей армии.
Беседовал Дионисий Данилов
http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/102