Православие и современность | Зинаида Залесская | 24.07.2007 |
— У Общества пока, действительно, было три председателя, которые, в общем-то, немного отличаются по своей деятельности, но схожи в идейном плане. Практическое наполнение и моей работы, и работы Владимира Павловича Рябушинского, первого председателя Общества, и сменившего его Николая Ивановича Исцеленнова зависело от периода развития Общества, людей, которые в нем состояли в тот или иной момент. Например, в этом году мы устраиваем выставку, посвященную 80-летию Общества «Икона», выставку икон, написанных по этому случаю специально. Они еще не были освящены.
— А не могли бы Вы поподробнее рассказать о своих предшественниках?
— В создании Общества очень важную роль сыграл В.П. Рябушинский, москвич и старообрядец. Это был человек высокоморальный, духовный и при этом — светский. Незаурядный человек. Он и основал Общество в 1927 году. Оно было общественной организацией, не имеющей право ни на какой заработок от коммерческой деятельности. Это очень важно.
Владимир Павлович скончался в 50-х годах, после него председателем стал прекраснейший человек — Николай Иванович Исцеленнов. Сибиряк, окончил Петербургскую академию художеств как архитектор-художник перед Первой мировой войной. Но у него уже тогда была задача — посвятить свою жизнь постройке храмов. И уже будучи студентом (тогда в последние годы учебы в академии студенты имели право осуществлять самостоятельные проекты, но под контролем старшего) он в Петербурге построил два храма в неорусском стиле. Один из них — Феодоровская церковь, которая ныне, кажется, восстановлена после того, как в советское время была превращена в молокозавод.
За рубежом, конечно, не было возможности строить много храмов, но Николай Иванович построил замечательный храм праведного Иова Многострадального — памятник императору Николаю II, царской семье и всем русским людям, в смуте убиенным, в Брюсселе. Он особый, стоит в центре города. Там и иконостас, и Царские врата сделаны нашими людьми, из Общества.
Общество «Икона» было нацелено на создание иконостасов и икон в православных храмах, строившихся после революции за границей. Отсюда цель нашего Общества — изучение и защита икон. Защита как возвращение к каноничному письму. В Париже почти во всех православных храмах иконостасы создавал Н.И. Исцеленнов, а иконы — иконописцы из Общество «Икона».
— В чем секрет долголетия Общества? Какова его цель сегодня?
— Когда после революции Владимир Павлович Рябушинский, историк искусства Павел Павлович Муратов, художники Дмитрий Семенович Стеллецкий, Иван Яковлевич Билибин, писатель Борис Зайцев и многие другие члены-основатели уехали из России, они все были уже людьми зрелыми. В России уже пережили открытие древнерусской иконы. И после эмиграции у них было чувство, что все пропало, жизнь разрушилась. Но у них остались вера и… икона. И имея только это, они прожили большую жизнь. Икона — это благодать.
Знаете, однажды мне один француз задал вопрос: «Происходили ли с иконами, которые написаны членами Общества, чудеса?». Честно говоря, я никогда об этом не думала, а тут вдруг пришел этот человек. Он диссертацию писал. И я вспомнила вот что. В бельгийском городе Льеже стоял православный храм. Два наших иконописца — княжна Львова и Георгий Владимирович Морозов — написали для него иконостас. И в этот храм во время Второй мировой войны попала бомба. Храм разрушился, а иконостас остался целым и невредимым. Талантливый Николай Иванович Исцеленнов построил вокруг него замечательную церковь. Фасад, по которому и не скажешь, что это — храм, выходит на улицу, а с другой стороны открывается церковь в псково-новгородском стиле… Вообще, Николай Иванович был большим знатоком икон. Ему можно было принести икону, а он сразу говорил, откуда она, настоящая ли. Стоящая ли.
Современная жизнь Общества «Икона», конечно же, другая. В начале его задачей было создание храмов и их обустройство. Важным этапом в этом отношении стало основание Сергиевского подворья: бывший протестантский храм был превращен в православный храм Дмитрием Семеновичем Стеллецким, который расписал иконостас — в нем 101 икона.
Когда я приняла председательство от Николая Ивановича (что важно, меня выбрали), то долгое время находилась в растерянности относительно дальнейшего курса Общества. Но всегда верила в Россию. И сегодня здесь есть несколько филиалов Общества: в Ярославле, Иркутске.
Сейчас в Обществе 14 иконописцев, мы, как я уже говорила, готовим выставку. У них — талантливые предшественники: княжна Львова, Леонид Александрович Успенский, мать Мария (Рейтлингер), монах Григорий (Круг). Отец Григорий обладал особым даром, но никогда не нарушал канона. Я не побоюсь сравнить его иконы с творениями преподобного Феофана Грека — по той духовной силе, которая от них веет.
В 1988 году мы тоже устраивали выставку — Бог помог. Она была посвящена 1000-летию Крещения Руси, длилась месяц. На ней выставлялось более ста древних икон, которые нам одолжили коллекционеры, и более ста новых, всех наших иконописцев. Выставка проходила под покровом Божией Матери — главной иконой был образ Смоленской Богоматери, «Одигитрии», которая сейчас определяется как икона Дионисия. А я каждое утро к Ней приходила, на колени становилась и могла так часами стоять. Откуда Ее Господь к нам принес? И потом, с нами был знаменитый Ваннский Спас, который сейчас находится в католической церкви в городе Ванне. В древности этот образ один католический епископ подарил своей родственнице-монахине. Потом член Общества Андрей Грабар, большой знаток иконописи, определил, что икона эта — славянская по письму. И знаковым было присутствие этой иконы на выставке, посвященной Крещению Руси. Чудо…
Теперь наши иконописцы в основном пишут семейные иконы — на рождение ребенка, на венчание. Иконы заказывают и русские, но много заказов от иностранцев. Первые наши иконописцы — люди, которые жили очень-очень бедно, потому что считали, что на иконах нельзя зарабатывать. Сегодня никто не пишет иконы из-за денежной надобности — исключительно из-за желания их писать.
Жизнь Общества изменилась, но цели — те же самые. Главное — каноничность иконописи и правильное исполнение. На это мы обращаем очень большое внимание.
— Встречаются ли члены Общества, общаются?
— Да, конечно, потому что мы все живем одними и теми же интересами. Вообще, характерная черта русской натуры — жить обществом. Просто люди знакомятся, дружат и живут вместе. Это очень важно для нас.
Например, мы в Обществе всегда устраиваем Пасхальную встречу на Светлой неделе. Каждый приносит свой кулич… И потом, желание собираться свидетельствует о том, что Общество существует. Мы делаем по очереди доклады, иногда приглашаем специалистов. Часто кто-то приезжает из России, мы тесно связаны с Русским музеем в Петербурге.
Сама я несколько раз была в Иркутске, в Ярославле. Помню поездку в 1990 году, был такой душевный подъем! Нас из Франции было человек двадцать, и нас всех разобрали по домам. И до сих пор мы все друг с другом знакомы. Ярославль — древний прекрасный город. Бывали мы и в Рыбинске. Там стоял громадный, но совершенно разрушенный собор — без окон, без дверей. Помню, меня посадили посреди него на ящик, я еще думала: «Выживу ли я на таком сквозняке?». А недавно нам сообщили, что собор восстановлен.
Беседовала Наталья Волкова
Зинаида Евгеньевна Залесская — председатель Общества «Икона» в Париже с 1979 года по настоящее время. Родилась в Марселе в 1928 году. Училась в Югославии, окончила Русскую начальную школу в Белграде, а затем Русский девичий институт в Белой Церкви. Высшее образование получила во Франции по специальности «химия». В течение тридцати лет состояла сотрудником Научно-исследовательского института керамических материалов в Париже. С молодых лет занималась общественной деятельностью в русских организациях во Франции. В 1958 году вышла замуж за Юрия Павловича Залесского и в 1963-м вместе с ним совершила первую поездку в Россию, посетила Москву и Ленинград. Осмотр экспозиции икон в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре произвел на нее настолько сильное впечатление, что по возвращении в Париж З.Е. Залесская не переставала думать об иконах. В 1965-м она вступила в Общество «Икона». Глубокое понимание церковного искусства и осознание необходимости постоянной организационной работы сделали З.Е. Залесскую незаменимой на посту председателя Общества. Почти все выставки Общества «Икона» в 70−90-е годы XX века осуществлены при ее неизменном участии.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4177&Itemid=4