Седмицa.Ru | 24.07.2007 |
А. В. Назаренко, А. А. Турилов
АНТОНИЙ (+ 1073), прп., основатель Киево-Печерского монастыря, один из основоположников русского монашества
(Статья из II тома «Православной энциклопедии»)
Сохранившиеся сведения об Антонии довольно противоречивы. В Повести временных лет (ПВЛ; 10-е гг. XII в.) в составе «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь» (под 1051), а также в Киево-Печерском патерике (30-е гг. XIII в.) сохранились существенные следы жития Антония (Патерик содержит прямые ссылки на житие) или, вернее, повести о начале Печерской обители и о ее первых подвижниках, созданной в последней четв. XI в., но впоследствии (между сер. XIII и сер. XVI в.) утраченной (названное житие не следует смешивать с житием Антония, которое вошло в печатный Печерский патерик и представляет собой компиляцию XVII в.). По предположению А. А. Шахматова, следы жития Антония содержались в Начальном своде, созданном в Печерском монастыре в 90-х гг. XI в., откуда и были заимствованы в ПВЛ. Эта «антониевская» традиция в ряде случаев (в частности, в отношении хронологии) заметно отличается от др. печерской традиции — «феодосиевской», т. е. данных жития прп. Феодосия Печерского и некоторых свидетельств летописного Сказания об основании Печерского монастыря, что затрудняет восстановление основных хронологических вех деятельности Антония.
Антоний был родом из Любеча; его мирское имя Антипа сообщается только в одном списке ПВЛ — в составе «Летописца Переяславля Суздальского»; редакция сер.- 2-й пол. XV в. (ПСРЛ. Т. 41. С. 56). Антоний принял монашеский постриг в одном из афонских монастырей (что это был русский монастырь Ксилургу — распространенная, но ни на чем не основанная догадка) и через некоторое время вернулся на Русь. Сведения о 2 путешествиях Антония на Афон (2-е было предпринято якобы вследствие междоусобия после смерти св. равноап. кн. Владимира в 1015) появляются только во 2-й Кассиановской редакции Патерика (1462) и являются следствием стремления редактора преодолеть хронологические противоречия своих источников. Еще более позднего происхождения (XVIII-XIX вв.) местные афонские предания о пострижении Антония в Великой лавре св. Афанасия или монастыре Эсфигмену. Согласно упомянутому реконструируемому древнему житию Антония, преподобный вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее нач. 30-х гг. XI в., когда к нему пришли прп. Моисей Угрин, а затем Иларион, будущий святитель, Митрополит Киевский. В житии Антоний представлен в сане иеромонаха, который сам постригает в монашество и рукополагает во священники; после поставления игуменом Варлаама он удаляется в затвор, где и пребывает 40 лет до самого преставления.
В «феодосиевской» традиции наблюдается совсем иная, хронологически более достоверная картина. Вернувшись на Русь, Антоний не ранее 1051 г. поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на Митрополию свт. Иларионом. Вскоре иноческий подвиг Антония получил известность, и уже после смерти киевского кн. Ярослава Мудрого (1054) вокруг Антония начала складываться община монашествующих, среди которых были постриженики из ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича — Варлаам и Ефрем, будущий святитель, митрополит Переяславский, что вызвало конфликт с князем. Антоний сам не постригал в монахи, а благословлял делать это прп. Никона, т. к. тот имел сан священника («прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну»). Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, Антоний поставил Варлаама игуменом образовавшегося монастыря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, Антоний тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Святой горы. По благословению Антония была построена Успенская церковь над большой пещерой, затем — кельи и ограда, по совету и благословению Антония в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение русских князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между Антонием и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины которого не вполне ясны (Изяслав гневался на Антония «за Всеслава»). Во всяком случае идущее от М. Д. Приселкова представление о наличии в Печерском монастыре своеобразных противоборствовавших «политических партий» («антониевской» — против Изяслава Ярославича и «феодосиевской» — против его брата черниговского, а затем киевского кн. Святослава) надо признать упрощением. Так или иначе в 1069 г. Антоний был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного монастыря, в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался, успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке каменного Успенского собора монастыря, место для которого было чудесным образом указано по молитвам святого. Антоний был погребен в своей пещере.
В отличие от прп. Феодосия Печерского в отношении Антония определенных сведений о времени его канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже даты преставления Антония. Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его житие. Иконы Антония и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288?) изображены предстоящие Антоний и прп. Феодосий. Первое твердое свидетельство церковного почитания Антония вне Киево-Печерского монастыря — посвящение Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Желтикове Успенском монастыре Тверским еп. Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика (ПСРЛ. Т. 11. С. 156). С рубежа XIV—XV вв. в списках Пролога 2-й редакции, происходящих из Северо-Восточной Руси, таких как Спасо-Прилуцкий (Абрамович Д. И. О Спасо-Прилуцком Прологе СПбДА // Новый сб. статей по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 286) и Успенский Прологи (ГИМ. Усп. 3-перг.) 1410−1425 гг., под 7 (реже под 3) мая помещается переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», именуемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония» (нач.: «Князю Ярославу, сыну Володимерю, княжащю в Киеве»). Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились, при том что данная разновидность отличается большой архаичностью состава, указывающей на формирование сборника скорее в домонгольское время. В середине — 3-й четверти XV в., возможно одновременно с написанием службы Антонию, создается и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке житием (нач.: «Великому князю Володимеру Святославичу царствующу в Киеве, при сем бысть блаженный Антние от града Любеча»), также на основе Сказания о Печерском монастыре. Текст помещается под 10 июля и снабжен стихом: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет»; памятник встречается в украинско-белорус. списках XV—XVI вв. Стишного Пролога особой редакции (старший список — Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. N 100. 1496 г. Л. 363−364), к созданию которой, возможно, имел отношение Пахомий Логофет (Турилов. Южнославянские памятники). Даты памяти Антония 7 (изредка 3) мая и 10 июля существовали в традиции XV—XVII вв. параллельно: майская — по преимуществу в Прологе (хотя иногда к ней бывают приурочены и песнопения, напр., тропарь и кондак в сборнике 2-й пол. XV в. книгописца Евфросина — РНБ. Кирилло-Белозер. N 6/1083. Л. 247 об.- 248), в XVII в. она попадает и в печатные издания этого сборника (Сергий. Месяцеслов. Т. 1. С. 349); июльская же — в богослужебных книгах. Окончательно июльская память стала главенствующей не ранее 2-й пол. XVII в. При архим. Варлааме (Ясинском; 1684−1690; впосл. митр. Киевский) установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в 1843 г.- празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских.
В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря Антонию был посвящен один из 4 престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о церкви во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. Около 1522−1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской церкви был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором (1648) нижегородского Печерского в честь Вознесения монастыря. В московском во имя Страстной иконы Божией Матери женском монастыре при трапезной находилась церковь во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящена в 1899).
Мощи Антония почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой святого, рядом расположена пещерная церковь во имя Антония и его келья, описанные в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) 1638 г., где упоминается, что «Москва» пыталась захватить мощи Антония.
Э. П. Р.
Гимнография
В 1459—1461 гг. по благословению свт. Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию (самый ранний список: РНБ. Сол. N 518/537, кон. XV в.). Служба бденная, содержит 2 канона святому, в 7−9-й песнях канонов помещен словесно-буквенный акростих: «Повелением святейшего архиепископа Великого Новогограда влыдыки Ионы благодарное сие пение принесеся великому Антонию Печерскому моею рукою Пахомиа иже от Святые горы» (Спасский. С. 115). В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (также как и в др. печатных Уставах XVII в.) под 7 мая выписано бдение Антонию с указанием о переносе пения последования, если память Антония совпадает с каким-либо праздником Цветной Триоди. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг. В 1-й песне канона прославляются основатели Печерского монастыря — Антоний и прп. Феодосий (Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 364 об.). Вероятно, в нач. XVIII в. была составлена еще одна служба — полиелейная, общая Антонию и Феодосию Печерским, в Минее (МП) она помещена под 2 сент., к ней добавлены 2-й тропарь, 2-й кондак, икос, 2-й канон, составленные свт. Ростовским Димитрием (Туптало). В XIX в. составлены акафисты — общий Антонию и прп. Феодосию (К., 1865) и Антонию (К., 1888; автор — А. Ф. Ковалевский).
Припевы Антонию и Феодосию Печерским встречаются в великорусских нотных (крюковых) рукописях XVII — нач. XX в. В украинско-белорус. нотолинейных Ирмолоях XVII—XVIII вв. помещаются ирмосы и стихиры Антонию. (Ясиновский Ю. Украiнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi Iрмолоi 16−18 стт. / Каталог i кодикологiчно-палеографiчне дослiдження. Львiв, 1996. N 108, 333, 335 и подобны А. и Феодосию Печерским (Там же, N 101).
Ист.: Акафисты и каноны. К., 1686; Патерик Киевского Печерского монастыря / [Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указ.); ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926−19 282 (по указ.); Т. 2. СПб., 19 082. Стб. 144−148, 184−187; Минея (МП). Июль. С. 521; Сент. С. 58; Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 132, 152.
Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 290; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48; Шахматов А. А. Киево-печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС. 1897. Вып. 2/3. С. 795−844; он же. Житие Антония Печерского и Киевская летопись // ЖМНП. 1898. Март. С. 105−149; он же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 257−289; Голубинский. История канонизации. С. 59−60; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв. СПб., 1913. С. 167−178; Розанов С. П. К вопросу о Житии прп. Антония Печерского // ИОРЯС. 1914. Вып. 19/1. С. 34−46; Пархоменко В. А. В какой мере было тенденциозно не сохранившееся древнейшее «Житие Антония Печерского»? // Там же. С. 237−242; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 114−116; Heppell M. The «Vita Antonii», a Lost Source of the «Paterikon» of the Monastery of Caves // Bsl. 1952−1953. T. 13/1. P. 46−58; Bosley R. D. A History of the Veneration of SS. Theodosij and Antonij of the Kievan Caves Monastery from the Eleventh to the Fifteenth Century. Yale Univ: Diss. 1980; idem. A. A. Sachmatovs. These einer verschollenen Vita des hl. Antonij // Sprache und Literatur Altrusslands. Munster, 1987. S. 1−5. (Studia slavica et baltica; T. 8); Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev — the Facts and the Fiction: The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism // СТЕФАНОС: Studia byzantina ac slavica Vladimiro Vavoinek ad annum sexagesimum quintum dedicata. Praha, 1995. P. 637−668 (Bsl. T. 56/1−3) (Библиогр.); Артамонов Ю. А. К истории Жития Антония Печерского // Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3; Турилов А. А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV — 1-й пол. XVI в.: Парадоксы истории и географии культурных связей // Славянский альманах 2000. М., 2001. С. 255−258, 273−274.
И. Б. Черномаз
Иконография
Известно несколько типов изображения Антония: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы Антония и прп. Феодосия Киево-Печерских, которые игумен монастыря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г. (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой — развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся […] въздержанье и не ленмься и[…]а бо о сем Г[…]д помощьника», слева — прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на которой руки Богородицы возложены на плечи Антония и Феодосия. Последний восходит, скорее всего, к украинской гравюре XVII в. Старейший известный образец — в киевском издании «Акафистов» (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от Антония) и Алексия (справа от Феодосия), напр., в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ (Л) Q 339. Л. 173об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский).
При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем собор был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями Антония и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена»); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни. По описанию 1655 г. архидиакона Павла Алеппского, в местном ряду иконостаса церкви Успения Богородицы находилась икона преподобных Антония и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитой модели иконостаса, изготовленной по изволению Никона, Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском монастыре (Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, XVI в. (под записью) киевских писем (Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, Антоний двуперстно благословляет, в левой руке свиток. Антоний вместе с Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в середине — третьей четверти XVI в. (в игуменство прп. Корнилия) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерского монастыря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585−1587 гг. Псково-Печерский монастырь был исключительно богат иконами с изображением Антония. В местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы Антония и Феодосия, вложенные в 1583—1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых «на золоте», в церкви 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе.
В молении перед Богородицей с Младенцем, с видом Успенского собора внизу в центре, преподобные представлены на колоколах Киево-Печерской лавры, 1719−1720 гг., на украинской иконе начала XIX в. (НКПИКЗ), на ростовских эмалевых иконах середины XIX в. и 2-й поовины XIX в. (ЦМиАР). Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы — на иконе конца XVIII в. (Петров. Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской — на иконе начала XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии — на литом складне (выговское литье) конца XVIII — начала XIX в. (ЦМиАР).
Изображение Антония в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол. XV в.: с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» из Кириллова Белозерского монастыря (ГРМ); «Успение Богородицы» из владимирского Княгинина монастыря (ГТГ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» московской работы (ГММК) — везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены «София, Премудрость Божия — Свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские», происходящей из церкви вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя Антония, 2-я пол. XVI в. (ГРМ) — фронтально, в рост, в куколе. Так же Антоний представлен на обороте новгородской таблетки «Распятие Христово — Сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские», 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ) — в нижнем ряду, в числе преподобных; на украинской иконе «Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ); в клейме на офорте «Вид Эсфигменской обители на Афоне» 1847 г. (Гос. лит. музей, Москва) и др.
К единоличным изображениям Антония относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) — по пояс; на иконе начала XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикаревым, — на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе конца XVI в. (ВГИАХМЗ) из церкви во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР).
В композиции «Древо Киево-Печерских святых»: на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архимандрита Иосифа (Тризны) 1655 г., работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПИКЗ) — Антоний и Феодосий представлены насаждающими древо.
В изображении Собора Киево-Печерских святых (известно в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) Антоний представлен, как правило, в центре, перед группой святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: икона 1-й пол. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры? (ЦМиАР) — с развернутым свитком в правой и четками в левой; раскрашенная литография 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ).
Софийский иконописный подлинник 2-й четверти XVII в. предписывает изображать Антония «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» (РНБ. Соф. N 1523. Л. 151, 7 мая); в более позднем подлиннике, 30-х гг. XIX в., упомянуто его преставление: «Погребают его священницы, и диякони, и князи, и народи, стары и русы, всяким подобием» (ИРЛИ. Перетц. N 524. Л. 183 об., 10 июля), указаны варианты надписей на свитках: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыню. Господи, утверди мя на месте сем, да будет на нем благословение Святые горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин» (Л. 155 об., 6 мая), «Любяй Бога ангельское житие поживет, бдя, постяся, поя и моляся присно, по всяком человеце добрая помышляя» (Л. 233 об.).
В Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30, кон. XV в.) под 1051 г. помещена «Повесть об основании Печерского монастыря», где на 5 миниатюрах изображен Антоний в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в сюжетах: пострижение святого на Афоне и его возвращение в Киев (Л. 90 об.); устройство Антонием кельи на берегу Днепра в пещере, где подвизался свт. Иларион, митр. Киевский, и труды преподобного (Л. 91 — вверху); вел. кн. Киевский Изяслав Ярославич испрашивает у преподобного благословения и молитв (Л. 91 — внизу); Антоний поставляет прп. Варлаама во игумены Печерской обители и уходит в пещеру (91 об.); прп. Варлаам, игумен Киево-Печерский, и братия испрашивают у Антония благословение на расширение монастыря, и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92). Некоторые из сюжетов воспроизведены в изданиях Киево-Печерского патерика, напр., 1661 г. (с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Леонтий Тарасевич), где имеются изображения принесения варягом Симоном варягом пояса и венца к преподобным Антонию и Феодосию, успения Антония и проиллюстрировано «Повествование о создании Великой Печерской церкви»: явление Богородицы, Антония и прп. Феодосия «мулярам» во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к Антонию и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа Антонию.
В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы Антония и Феодосия Печерских являлись своеобразной «издательской маркой» (Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные Антоний и Феодосий изображены по сторонам Успенской церкви, рядом с входами в Ближние и Дальние пещеры (Агапит диак. Главизны. К., 1628). Антоний представлен в композиции «Печерская церковь — Виноградная лоза» (гравюра мастера Илии в издании Киево-Печерского патерика, 1661 г.), на рамке титула к «Акафистам» (К., 1663), выполненной мастером Илией, изображены Антоний и прп. Феодосий, «насаждающие древо», — Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: «Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом» (Акафисты. К., 1636); заставка «Богоматерь „Знамение“ с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием» (Триодь Цветная. Львов, 1642) — Антоний без куколя; «Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия», гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); «Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами» (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка «Богоматерь с Младенцем с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия» работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) — в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в «Трубах словес проповедных» Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) — с избранными преподобными на полях. Образ Антония с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680).
Известны аллегорические композиции с образом Антония: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу, — Антоний и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу, — Антоний с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) — в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) — Антоний представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем.
Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3−5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, N 4465. С. 29−33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143−144. N 92; Т. 2. С. 35−36, 65, 492. N 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13−15; Украинские книги кирилловской печати XVI—XVIII вв. / Каталог изданий, хранящихся в ОРГБЛ. М., 1976−1990. Вып. 1−2; Гусева А. А. Старопечатная книга // 1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря // Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200−203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55−56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70−71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 110.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=45 378&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)