Русская линия
Санкт-Петербургский центр изучения современного Ближнего ВостокаСвященник Досифей Анагностопулос24.07.2007 

Интервью с отцом Досифеем Анагностопулосом, начальником пресс-службы Константинопольского Париархата

Греки проживают в Малой Азии уже более трех тысяч лет, причем последнюю тысячу — бок о бок с турками. Грекам в большинстве своем удалось сохранить православную веру, хотя многие церкви Константинополя, в то числе и Святая София были превращены в мечети. В начале ХХ в. на территории современной Турции проживало 4 миллиона православных греков, однако националистическая политика, которую проводил первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк, вынудила большинство из них покинуть страну. В Турции до сих пор встречаются заброшенные греческие деревни. Отец Досифей любезно согласился ответить на несколько наших вопросов, что позволит нашим читателям больше узнать о жизни греческой общины в Стамбуле в настоящее время.

Александр Сотниченко: Отец Досифей, у нас есть к Вам несколько вопросов. И первый вопрос — сколько же всего в Турции проживает греков?

О. Досифей.: В Турции греки проживают преимущественно в Стамбуле, кроме того, еще некоторое количество живет на островах Имрос и Тенедос недалеко от Чанаккале. Всего греков в Турции не более 4 тысяч человек.

A.C.: А сколько греков Стамбуле регулярно ходят в церковь?

О. Д.: Три года назад мы проводили исследования, в результате которых выяснилось, что регулярно посещают церковь около 30% греков Стамбула.

A.C.: Турецкие греки будут ли участвовать в выборах?

О. Д.: Все греки являются полноправными гражданами Турции и участвуют в голосовании.

A.C.: А какую партию они поддерживают в первую очередь?

О.Д.: Я могу предполагать, что и греки, и армяне голосуют в основном за Партию Справедливости и Развития (партия Эрдогана), а также за независимых кандидатов. Однако, в последнее время, особенно после убийства Гранта Динка, значительно возросла популярность левых партий среди молодежи.

A.C.: А велика ли доля греков в бизнесе?

О.Д.: : В Стамбуле всего проживает до 17 миллионов человек. Поэтому на серьезную долю 4 тысячи греков рассчитывать не могут. Греки работают бухгалтерами, инженерами, также занимаются торговлей.

А.С.: Между Московским и Константинопольским патриархатами последнее время довольно напряженные отношения. С чем, по Вашему мнению, это связано?

О.Д.: Я встречался неоднократно с митрополитом Кириллом, недавно патриарх константинопольский Варфоломей тоже встречался с митрополитом Кириллом, и мы выяснили, что никаких разногласий в области вероучения у нас нет. Есть ряд политических вопросов, например, эстонский. В Эстонии есть небольшая община православных эстонцев, которые исторически принадлежали к Константинопольскому патриархату. Сейчас они вновь хотят подчиняться нам, но эти проблемы не должны мешать взаимопониманию и дружбе меду нашими народами. Отношения между патриархиями должны быть братскими.

A.C.: Можно сказать, что сегодня среди православных в России есть две точки зрения: одни главным врагом православия считают ислам, другие — запад. Поэтому Ваше мнение, как представителя православной церкви в мусульманской стране будут очень интересно. Есть ли проблемы у греческой общины с мусульманами?

О.Д.: : Со времен Османской империи в Анатолии вместе проживали православные, армяне, евреи и мусульмане. Разные народы, разные религии научились мирно сосуществовать — так же, как и в Российской империи. Конечно, были и проблемы, но наши народы успешно их преодолевали. Патриарх Варфоломей ведет успешный диалог с мусульманами, он ездил и в Сирию, и в Иран, и в Ливию. Разумеется, никакого богословского диалога меду исламом и христианством быть не может, однако можно и нужно вести диалог по политическим и социальным вопросам. Ислам — это не религия террористов — в Турции терроризм не связан с исламом. Есть такие мусульманские течения в Афганистане, Пакистане, но не в Турции. С 2004 г. в Стамбуле было взорвано две синагоги, однако полиция выяснила, что исполнители хоть и были турками, но образование получили в Пакистане. Антихристианского терроризма в Турции нет. Христианам в России нужно вести диалог с исламом.

На мой взгляд, главная проблема взаимоотношений с западом, с Католической церковью — это униатство. Мы ждем от католиков закрытия униатских церквей — пусть сделают католические церкви! Но и с Католической церковью нужно вести диалог, я думаю, патриарху Алексию нужно встречаться с папой.

A.C.: А православные, которые живут на юге Турции не принадлежат к Константинопольскому патриархату?

О.Д.: : Да, они подчиняются Антиохийскому патриарху в Дамаске, однако, приезжая в Стамбул, они ходят в наш церкви, отдают учиться своих детей в наши школы.

A.C.: А сколько всего в Турции православных?

О.Д.: : Около 15 тысяч человек.

A.C.: Всего 15 тысяч, так мало?

О.Д.: : Да, еще когда я заканчивал лицей в 1960 г., в Стамбуле проживали 120 тысяч греков, и еще в Антиохии (сейчас Хатай А.С.:) 80 тысяч православных, а потом все уехали.

A.C.: А в чем причина этого? У нас многие сказали бы, что в исламе.

О.Д.: : Конечно, не в исламе. Главная проблема — это национализм. У нас был один ученик из Германии, который тоже думал, что ислам является главным врагом церкви. Это не так, именно из-за национализма происходят неприятности между грекам и турками.

A.C.: Большое спасибо, наш центр придерживается тех же взглядов.

Сотниченко Александр

http://meast.ru/?p=298


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru