Русская линия
Религия и СМИ Афанасий Николаев24.07.2007 

Современная религиозная ситуация в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы. Часть 2
Часть 2. Протестанты, католики и новые религиозные движения в Республике Саха (Якутия)

Часть 1

Первые 5 религиозных организаций протестантов, католиков и новых религиозных движений были зарегистрированы Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) в 1992 году. До этого в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века на территории ряда городов и промышленных районов действовали незарегистрированные религиозные группы евангельских христиан (баптистов), христиан веры евангельской (пятидесятников), католиков, некоторых новых религиозных движений.

Они создавались в большинстве своём иностранными миссионерами при финансовой и организационной поддержке иностранных религиозных организаций. Финансирование и руководство этими организациями, несмотря на то, что они формально являлись российскими, фактически осуществлялось из Западной Европы и США.

На начальном этапе они активно использовали некоторых представителей различных диаспор этнических меньшинств. Так, например, укоренение католиков в республике тесно связано с деятельностью общества «Полония», лютеране активно сотрудничали с представителями финской диаспоры, новоапостольцы с представителями немецкой диаспоры, баптисты и пятидесятники с представителями украинской диаспоры.

Уже в это время проявляется ещё одна особенность религиозной ситуации в республике — доминирование в среде протестантских деноминаций новых харизматических церквей. Это было связано, с одной стороны, с отсутствием в Якутии и до и после Октябрьской революции старых баптистских и пятидесятнических церквей, с другой стороны, активной поддержкой западными миссиями именно новых, наиболее агрессивных харизматичеких неопротестанских церквей, прикрывающихся названиями «евангельское христианство», «протестант», «баптист», «пятидесятник».

Они создавали свои опорные пункты в наиболее густонаселённых, стратегически важных и наиболее богатых природными ископаемыми районах республики, где сконцентрирована большая часть населения, развита транспортная инфраструктура, сосредоточена промышленность.

Представители нетрадиционных религиозных организаций активно налаживают контакты с представителями органов власти, средств массовой информации, образовательных, научных, лечебных учреждений, общественных организаций. Таким образом, они расширяли сферы своего влияния, рекламировали себя и организовали вербовку людей в свои организации.

Например, экспансия католиков началась с золотодобывающего Алданского района, затем распространилась на два крупнейших города республики, Якутск и Нерюнгри. Пятидесятники, имеющие руководящий центр в США, создали и зарегистрировали свою религиозную организации в городе Якутске, а затем продолжили свою деятельность в центре алмазодобычи, Мирнинском районе, который, кстати, занимает третье место по численности населения после Якутска и Нерюнгринского района. Бахаи, имеющие свой мировой центр в Израиле, городе Хайфа, начали свою деятельность в Якутске и Нерюнгри. Представители неопятидесятнической харизматической церкви «Слово жизни» с центром в Швеции, в г. Упсала создали и зарегистрировали религиозную организацию в Якутске, а затем начали интенсивно осваивать промышленный Томпонский улус. Адвентисты Седьмого дня, имеющие всемирный центр в США создали и зарегистрировали религиозные организации в гг. Якутске, Мирном и Нерюнгри.

С начала 1990-х гг. представители этих религиозных объединений начали создавать молодежные клубы, спортивные секции, кружки по интересам, театральные студии, внедрять своих людей в образовательные и научные учреждения. Во время ознакомительных встреч, лекций представители этих религиозных объединений отбирали людей, как правило, молодых для последующей работы в своей организации. Наиболее способные к миссионерской деятельности направлялись на учёбу, краткосрочные библейские курсы, получали звание пастора и начинали миссионерскую деятельностью, используя свои связи и знакомства среди местного населения.

Количество членов этих религиозных организаций и групп, как правило, составляет от 3 до 40 человек в улусах (районах). В г. Якутске на 2004 г., по данным журналиста И. Романова, которые организовал журналистское расследование деятельности деструктивных культов, сект в г. Якутске, численность членов религиозной группы «Свидетелей Иеговы» — 80 человек, религиозной организации «Церкви Объединения» — около 40 человек, одной из религиозных групп «неопятидесятников» — около 60 человек, религиозной группы «Церковь Сайентологии» — до 40 человек. В основном это были молодые люди, нередко несовершеннолетние.

Системный социально-экономический кризис 80−90-х годов ХХ века, который привёл к резкому ухудшению материального положения граждан республики, появление чувства неуверенности в завтрашнем дне.

В этих условиях популярность протестантизма, новых религиозных течений была обеспечена организацией детских и молодежных центров, лагерей отдыха для детей, благотворительными акциями и т. д. Причем, зачастую, религиозная пропаганда среди детей и подростков осуществлялась ими скрытно, в тайне от родителей, или сопровождалась введением их в заблуждение неполной информацией о названии, истории и целях своей религиозной организации.

Их успех объясняется также умелым использованием благотворительности, отработанных методов психологического воздействия и религиозной неграмотностью населения. Например, представители Новоапостольской церкви предлагали всем новым членам организацию гуманитарную помощь из-за рубежа, посылки с обувью или одеждой, католики из ордена салезианцев предоставляли своим последователям возможность отдыха в католических молодежных и детских лагерях Польши, муниты предлагали помощь в поиске супругов из числа иностранцев.

К тому же в 90-е гг. ХХ в. средства массовой информации Якутии редко давали критические материалы по религии в целом и по отдельным религиозным организациям по отдельности.

Успехи представителей нетрадиционных религий также объясняется слабостью традиционных религий, тем, что роль верующих в них сводится к пассивному участию в богослужении и соблюдению обрядов из-за наличия жестких уставов и предписаний.

На первых порах нетрадиционные религии уделяли особое внимание работе с образовательными учреждениями и молодёжью. Практически все они старались привлечь в свои ряды преподавателей и студентов Якутского государственного университета, других высших и средних специальных заведений республики, учителей школ. Это было связано, в первую очередь, с пониманием роли системы образования в жизни современного общества. Свидетели Иеговы, муновцы создали свои первые религиозные объединения среди преподавателей и студентов ЯГУ. Муновцы, неопятидесятники, харизматы из «Движения веры», различные организации оккультистов организовывали семинары, курсы, встречи для преподавателей вузов, ссузов, школ г. Якутска. Причём, они, как правило, скрывали свою конфессиональную принадлежность, выдавая себя или за представителей различных молодёжных, женских организаций, как муновцы, или за кружки любителей Библейского чтения, как неопятидесятники, или за специалистов по валеологии, пропагандистов здорового образа жизни, знатоков восточной культуры, как оккультисты. Во время этих занятий, встреч они раздавали свою литературу и добивались внедрения своих учебных программ в программы образовательных учреждений республики. И все они говорили о необходимости воспитания нравственности, высших ценностях, Боге, любви.

По данным Федеральной Регистрационной Службы РФ по РС (Я), улусных (районных) Комиссий по вопросам религиозных объединений на территории республики, МВД РС (Я), Центра помощи жертв деструктивных культов г. Якутска, на территории республики на 1 января 2007 г. действуют более 240 религиозных организаций и групп. Из них более 180 из них относится к нетрадиционным религиозным организациям, к протестантам, католикам, новым религиозным движениям. Причём в период с 1992 по 2007 годы их численность увеличилась в 36 раз — с 5 до 180.

Только в период с 2000 по 2005 годы нашу республику в общей сложности посетили более 200 иностранных миссионеров. Если учесть, что многие иностранные миссионеры не афишируют свои основные занятия и приезжают под видом простых туристов, бизнесменов, журналистов, учёных, то их реальное число значительно больше.

Отмечается использование разнообразных форм работы миссионеров, знакомых с методикой психологического воздействия на слушателей, уклонение миссионеров от контроля над их деятельностью, привлечение малолетних детей к религиозной деятельности, приобретение миссионерами недвижимости через подставных лиц в селах и районах нашего края.

Некоторые иностранные миссионеры под видом религиозной деятельности занимаются сбором разведывательной информации. Так, например, в марте 1999 года в Нижнеколымском улусе был задержан американский миссионер Тимоти Брюс Харрисон в связи фактом незаконного ввоза и использования навигационной аппаратуры GPS для сбора секретной информации. Это связано с тем, что из-за снятия запрета на использование миссионеров в качестве разведагентуры в начале 80-х гг. ХХ века американским Сенатом разведслужбы США активно используют в своей разведывательной деятельности религиозных миссионеров из США, Канады и Южной Кореи действующих на территории России.

Одно из самых опасных и постоянных нарушений со стороны так называемых новых религий — нарушение принципа добровольности, когда вовлекается ребенок в религиозную деятельность без письменного на то согласия обоих родителей.

Имеются факты негативного влияния иностранных миссионеров на физическое и психическое здоровье граждан республики. В частности, в 2005—2006 гг. в Департамент неоднократно поступали обращения с жалобами на деятельность американского миссионера Д. М. Ваншаемелхоута. Жители Среднеколымска считают, что под влиянием этого миссионера в селе отмечены несколько фактов самоубийства молодых людей, посещавших его занятия.

Имеются факты нарушения протестантами законодательства в сфере образования. Так, например, 24 августа 2005 г. в Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС (Я) поступила информация о факте нарушении группой баптистов закона об образовании в п. Зырянка Верхне-Колымского района. Руководитель группы запрещает детям сектантов обучение в школе.

Новой серьезной проблемой является стремление протестантов и иных нетрадиционных религиозных организаций принимать косвенное участие в выборах различного уровня. В ряде субъектов РФ, в частности и на Дальнем Востоке такие факты отмечались в 2003—2004 годах. Такая практика хорошо отработана и активно применяется протестантами и в других странах СНГ. Последний наиболее яркий пример, победа на выборах мэра г. Киева представителя скандально известной Церкви Посольства Божьей участием в «оранжевой революции» на Украине в 2004 году Леонида Черновецкого.

Остро стоит проблема усиления влияния протестантов, католиков, новых религиозных движений на детей и молодежь республики. Они активно организуют воскресные библейские школы, летние лагеря отдыха, организуют вербовку и обучение последователей в своих специализированных учебные заведения, работают с осуждёнными. Интерес протестантов к осуждённым объясняется тем, что бывшие заключённые пользуются авторитетом у значительной части молодёжи и способны вовлечь новых адептов в их организации.

Некоторые религиозные организации проводят работу по воспитанию негативного отношению своих последователей к службе в армии. Так, например, в 2004—2005 годах были отмечены 2 факта отказа от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по религиозным убеждения в Ленском и Мирнинском районах. В одном случае это был член общины евангельских христиан-баптистов г. Ленска, в другом случае член религиозной организации «Свидетелей Иеговы» г. Удачный Мирнинского района.

В 1999 году в г. Якутске отмечен факт смерти 1 ребёнка в результате отказа его родителей, членов религиозной организации Свидетелей Иеговы, от переливания крови.

В 2000 г. во время расследования дела об убийстве сестёр Соловьёвых в г. Якутске, которое по сценарию и исполнению напоминало ритуальное убийство, выяснилось, что одна из девушек-убийц, увлекалась сатанизмом. Было также отмечено несколько фактов осквернения православных церквей сатанистами. В частности, в 2001 и 2003 г. несколько раз была осквернена Преображенская церковь г. Якутска.

В 1999 году несанкционированное массовое выступление с проповедью и песнопениями перед зданием администрации п. Чернышевский Мирнинского улуса группой евангельских христиан — инициативников с участием 2-х граждан ФРГ, в 2000 году конфликт с той же группой в связи с якобы незаконной проверкой паспортного режима сотрудниками милиции весной 2000 г., конфликт в Анабарском улусе в 2003 году, в г. Мирном в 2005 году, Усть-Майском улусе в 2006 г.

Руководители некоторых религиозных организаций, в частности Международного Совета церквей евангельских христиан-баптистов, искусственно провоцируют конфликты с государством для проведения пропагандистской компании о «притеснении и ущемлении прав истинно верующих». Цель — создание образа мучеников за веру, привлечение внимания общественности и вовлечение в свои ряды новых адептов.

Так, например, в период с 20 ноября 2004 г. по 5 июня 2005 года в адрес руководства республики поступило 49 обращений представителей различных организаций Международного Совета церквей евангельских христиан-баптистов в поддержку своего единоверца Дмитрия Эннса, проживающего в г. Мирном, против которого было возбуждено уголовное дело в связи с его отказом давать показания по делу о поджоге его машины гражданином Матвеевым С. Н. 23 июля 2004 года. Из этого обычного уголовного дела был организован международный скандал под предлогом защиты прав верующих.

Открытый конфликт с государством позволяет руководителям подобных организаций проводить пропагандистскую компанию о «притеснении и ущемлении прав верующих». Тем самым они стремятся оправдать перед своими иностранными покровителями расходы на их организацию, приглашение миссионеров, привлечь к себе внимание СМИ, широкой общественности для привлечения в ряды своей организации новых адептов.

Подобные организации превратно истолковывают принципы свободы совести, как одностороннего права свободного, ничем не ограниченного проповедования своих религиозных убеждений без всякой ответственности за свою деятельность, отрицания традиционных религий, в первую очередь православия. Одновременно они отрицают право на свободу слова, выражение другого мнения у своих противников.

Афанасий Николаев — кандидат исторических наук, начальник отдела по работе с общественными и религиозными объединениями Департамента по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия)

http://religare.ru/article43722.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru