Религия и СМИ | Афанасий Николаев | 23.07.2007 |
В начале 90-х годов ХХ века решающее влияние на религиозную ситуацию в республике имели два основных фактора. Во-первых, резкое усиление роли религии в жизни общества, во-вторых, усиление интереса к традиционным, культурообразующим религиям. Первый фактор был связан с системным политическим и социально-экономическим кризисом в стране, появлением идеологического вакуума, второй фактор с развитием национального самосознания, поисками духовно-нравственных ориентиров в новом обществе.
Это нашло отражение с одной стороны, в росте числа верующих, с другой стороны, росте числа религиозных организаций и групп. Так, например, численность только официально зарегистрированных религиозных организаций в период с 1992 по 2006 г. увеличилась с 3 до 108. Численность незарегистрированных религиозных групп значительно превышало число зарегистрированных религиозных организаций.
Статистика верующих в республике 2002−2006
О численности верующих, их религиозной принадлежности можно судить по данным социологических исследований проведённых ГУ «РИКА» (позднее реорганизованную в ГУ «Информационный центр при Президенте РС (Я)») в 2002 и 2006 годах соответственно. Если в 2002 г. 37,1% относило себя к категории верующих, то в 2006 г. — 39,5%. Одновременно несколько снизилась доля тех респондентов, которые соблюдают религиозные обычаи и обряды, но не считают себя верующими с 42.4% до 41.7%. Число атеистов увеличилось с 9.1% до 9.9%. Число затруднившихся с ответом сократилось с 10.8% до 9.0%.Среди верующих жителей республики на первом месте по числу сторонников, Русская Православная Церковь, доля их приверженцев в период с 2002 по 2006 годы увеличилась с 42.7% до 44,9%. На втором месте представители традиционных религий коренных народов Якутии саха и коренных малочисленных народов Севера, в 2002 г. — 28,2%, в 2006 г. — 26.2%. По прежнему велика доля тех, кто не определился со своей религиозной принадлежностью, в 2002 г. их было 25.2%, в 2006 г. — 23.0%. Доля протестантов, католиков, новых религиозных движений в период с 2002 по 2006 г. сократилась с 4.9% до 3.7%, причём доля католиков уменьшилась с 2.1% до 0.4%, протестантов — с 1.0% до 0.9%, и одновременно увеличилась доля последователей новых религиозных движений — с 1.8% до 2.4%. Доля буддистов и мусульман за это время также значительно сократилось: буддистов — с 2.2% до 1.0%, мусульман — с 1.9% до 1.2%.
По данным социологического исследования 2006 г. для жителей республики характерна высокая степень толерантности, терпимости к представителям других религий. 90.9% всех респондентов отметили право каждого на свободу совести.
Других объективных источников информации о степени влияния представителей различных религиозных организаций республики нет в связи с тем, что, во-первых, в законодательстве регулирующем деятельность религиозных объединений не предусмотрено обязательное фиксированное членство в них, во-вторых, представители многих религий, в первую очередь, традиционных (православия, якутских верований, ислама, буддизма) не имеют фиксированного членства, в-третьих, представители тех нетрадиционных религиозных организаций, которые имеют фиксированное членство скрывают эти данные от представителей органов власти.
Религиозная ситуация в Якутии 1990−2006
Эволюцию религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия) в период с 1990 по 2006 годы можно разделить на четыре периода. Первый приходится на 1990−1997 годы, второй — 1997−2000 годы, третий — 2000−2002 годы, четвёртый — 2002−2006 годы. Первый период
Временные рамки первого периода связаны со временем принятия трёх основных законодательных актов, регулирующих взаимоотношения государства и религиозных объединений, законов СССР и РСФСР «О свободе вероисповедания» (1990 год), закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года. В этот период воссоздаётся Якутская и Вилюйская Епархии Русской Православной Церкви (1993 г.), происходит становление мусульманских, буддийских, иудейских религиозных организации республики на базе соответствующих национальных диаспор, постепенное организационное оформление традиционных религиозных организаций саха. Одновременно на территории республики появляются многочисленные иностранные миссионеры, католики, протестанты, новые религиозные движения, которые создают свои религиозные объединения. Уже к 1993 году руководство республики определило свои приоритеты в сфере религии. Во-первых, был взят курс на всемерную поддержку основной культурообразующей российской религии, православия взамен на негласную политическую поддержку своих реформ. Экономическая, финансовая поддержка Якутской Епархии РПЦ осуществлялась при этом не за счёт средств госбюджета, а за счёт внебюджетных средств, средств крупных бюджетообразующих компаний, в первую очередь, за счёт АК «АЛРОСА». Во-вторых, учитывая особенности религиозного самосознания саха, её двойственность, сочетание в нём элементом православной религиозной традиции и древних традиционных религиозных представлений восходящих ещё к центральноазиатскому тенгрианству, создавались условия для свободного развития традиционных религий саха и коренных малочисленных народов Севера. Причём этим организациям, в отличие от православных религиозных организаций, не оказывалась ни политическая, ни финансово-экономическая поддержка. В-третьих, учитывая роль ислама и буддизма, власти республики в целом благожелательно-нейтрально относились к представителям этих религий. В-четвертых, нетрадиционные религиозные организации протестантов, католиков, новых религиозных движений, несмотря на свободу действий, уже к середине 90-х годов вызывали обеспокоенность у властей республики.
По данным единовременного выборочного социологического исследования «Особенности религиозного самосознания населения РС (Я)», проведённого в сентябре-октябре 1993 г. выяснилось, что верующими считали 47% всех респондентов. В опросе приняли участие 1018 жителей городов Якутска, Нерюнгри, Мирного и 18 улусов республики. В период с 1993 по 1997 годы доля верующих продолжает увеличиваться. По данным исследования религиозности городского населения республики в 1997 г. уже 62% русских и 57% саха считали себя верующими.
Благодаря созданию Якутской и Вилюйской епархии в 1993 году позиции Русской Православной Церкви к 1997 г. в республике значительно укрепились. В это время увеличивается число приходов, открываются несколько воскресных православных школ при храмах, создаётся женский монастырь в г. Якутске, организуется ряд миссионерских экспедиций, массовое крещение жителей республики. Руководство Якутской и Вилюйской епархии прилагает усилия по распространению православия среди саха, организует перевод религиозной литературы на якутский язык, возрождает традиции проведения богослужений на якутском языке (сентябрь 1997 г.). Как следствие, доля саха, представителей коренных малочисленных народов Севера среди всех крещёных уже в это время составляла 20%.
В 1994—1996 годах в городах Якутске и Нерюнгри возникли первые мусульманские религиозные организации, начинается строительство мечети в г. Якутске. Ислам в республике исповедовали практически исключительно представители народов Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья, Средней Азии. Ислам, как показывают данные социологических исследований 1997 г., не привлекал русских и саха. Так, например, 83% саха и 79% русских оценили социальную дистанцию в отношении мусульман как «далеко» и «очень далеко».
В 1990—1997 года на территории республики возникают и начинают активно действовать представители нетрадиционных религий, протестанты, католики, новые религиозные движения. Финансирование и руководство ими, несмотря на то, что они формально являлись российскими, фактически осуществлялось из Западной Европы и США. На начальном этапе они активно использовали различные диаспоры этнических меньшинств и их национально-культурные объединения. Так, например, укоренение католиков в республике тесно связано с деятельностью польской диаспоры, общества «Полония», лютеране активно сотрудничали с финской диаспорой, новоапостольцы с немецкой диаспорой, баптисты и пятидесятники с украинской диаспорой.
Уже в это время проявляется ещё одна из отличительных особенностей религиозной ситуации в республике — доминирование в среде протестантских церквей новых харизматических церквей. Это было связано, с одной стороны, с отсутствием в Якутии и до и после Октябрьской революции старых баптистских и пятидесятнических церквей, с другой стороны, с активной поддержкой западными миссиями именно новых, наиболее агрессивных харизматических церквей протестантского толка.
Второй период
Во время второго периода, в 1997—2000 годы осуществлялась перерегистрация религиозных организаций, продолжалась активная деятельность протестантов, католиков и новых религиозных движений по созданию новых религиозных организаций и групп, привлечению в свои ряда местного населения. В это время наблюдалась активизация деятельности Якутской и Вилюйской Епархии РПЦ, православные приходы были созданы в большинстве улусов (районов) республики, продолжалось активное строительство и реставрация православных культовых сооружений. Одним из характерных черт этого периода является повышение конфликтности некоторых религиозных организаций. Наиболее яркими и симптоматичными происшествиями оказались столкновения верующих с государством весной и летом 1999 г. В первом случае религиозная группа называвшая себя «христианами веры евангельской-пятидесятниками», а на самом деле являющаяся одной из харизматических, неопятидесятнических церквей «Движения веры», под руководством Виталия Козаря из Алданского улуса захватила здание администрации г. Алдан и в ультимативной форме потребовала выплаты задолженности по заработной плате. Начавшись как экономический конфликт, вскоре приобрел черты религиозного. Члены этой группы потребовали себя расстрелять, чтобы принять мученическую смерть, мотивируя это тем, что отказываются жить в мире греха. В ходе расследования этого инцидента вскрылись факты многочисленных нарушений уголовного законодательства в этой секте вплоть до убийства ребенка. Руководитель и четверо членов этой религиозной группы понесли уголовные наказания, а все остальные лишены родительских прав. Одной из отличительных особенностей этого периода стало то, что традиционные религиозные организации саха, официально зарегистрированные в Министерстве юстиции РС (Я), как религиозные не смогли перейти перерегистрацию в соответствии с новым Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и продолжали свою деятельность уже, как общественные организации де-юре, и религиозные группы де-факто.
Третий период
Третий период приходится на 2000−2002 годы, с утверждения новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации 10 января 2000 года, в которой отмечается, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров и… культурно-религиозной экспансии сопредельных стран на российскую территорию», принятия постановления Правительства РС (Я) «О религиозной ситуации» 12 февраля 2000 года и до реорганизации органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и выборов органов местного самоуправления в 2002 г. В этот период органы государственной власти в соответствии с установками новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г. активизируют работу по упорядочению взаимоотношений государства и религиозных объединений, противодействию «культурно-религиозной экспансии иностранных государств» и одновременно активизируют сотрудничество с Якутской Епархией Русской Православной Церкви. Они также стремятся наладить более активные контакты с представителями мусульманских и буддийских религиозных организаций. В 2000—2002 годах наблюдается активизация работы Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Саха (Якутия), создаются Комиссии по вопросам религиозных объединений при улусных (районных) администрациях, организуются республиканские мероприятия, посвящённые 2000-летию христианства, обучающие курсы для государственных служащих, ответственных за взаимодействие с религиозными объединениями, происходит систематизация работы по сбору и анализу информации о деятельности религиозных объединений, действующих на территории республики, освещению религиозной ситуации в средствах массовой информации.
В 2001—2002 годах происходит объединение значительного числа религиозных организаций и групп евангельских христиан (баптистов) в Ассоциацию церквей евангельских христиан Якутии (АЦЕХ) под руководством пастора М. П. Трубчика, христиан веры евангельской (пятидесятников) в Союз церквей христиан веры евангельской Якутии под руководством пастора В. В. Федосеенко.
Четвёртый период
Четвёртый период приходится на 2002−2006 годы. Характерными отличительными чертами этого периода являются, во-первых, продолжение активной работы республиканских органов власти по упорядочению взаимоотношений государства и религиозных объединений, во-вторых, систематизация работы по контролю над деятельностью религиозных объединений по линии Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я), а с 2005 года Управления Федеральной регистрационной службы, в-третьих, активизация социальной деятельности религиозных организаций и групп. В апреле 2003 г. Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Республики Саха (Якутия) была реорганизована в Комиссию по вопросам религиозных объединений Республики Саха (Якутия). Был изменён состав членов Комиссии, разработано и утверждено новое Положение о Комиссии. В 2003—2006 годах были созданы и начали активно работать 32 улусные (районные) Комиссии по вопросам религиозных объединений при администрациях муниципальных образований, во всех заинтересованных республиканских министерствах и ведомствах, территориальных управлениях федеральных министерств и ведомств были подготовлены и приняты нормативные документы, регулирующие деятельность религиозных объединений в сфере своей компетенции, назначены ответственные за взаимодействие с религиозными объединениями, продолжалась активная работа с республиканскими средствами массовой информации по освещению религиозной ситуации в республике и негативном влиянии деструктивных культов. В 2004, 2006 гг. в г. Якутске на базе Институте управления при Президенте Республики Саха (Якутия) были организованы республиканские семинары по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями для государственных и муниципальных служащих. Регулярно проводились выездные семинары-совещания по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями в улусах (районах) республики. В 2002—2006 годах Департаментом по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) продолжала осуществляться работа по сбору и анализу информации о религиозной ситуации в Российской Федерации и РС (Я), особенностях вероучения, деятельности религиозных объединений действующих на территории республики.
В 2002 г. при Управлении Министерства юстиции РФ по РС (Я) была создана рабочая группа по контролю за реализацией федерального законодательства из числа представителей заинтересованных министерств и ведомств. Только в период с 2002—2004 года членами этой рабочей группы были проверены 32 религиозных организаций на предмет соблюдения требований действующего законодательства.
В 2004 году происходит смена руководства Якутской епархии РПЦ, наблюдается активизация её социальной деятельности.
В 2003—2005 годах значительно активизировалась деятельность протестантских религиозных организаций на территории республики в связи с созданием в 2003 году Российского евангельского альянса и Консультативного совета глав протестантских церквей России в феврале 2004 года. В 2006 г. в республике был создан Консультативный совет руководителей протестантских церквей, в который вошли руководители религиозных организаций евангельских христиан (баптистов), христиан веры евангельской (пятидесятников), адвентисты седьмого дня. Протестанты республики в это время начинают активно участвовать в организации различных миссионерских экспедиций и евангелизационных медиапроектов, реализуют различные социальные проекты.
Основные проблемы в религиозной ситуации Якутии
Как показывает анализ религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия), в частности, за период с 1991 по 2006 годы, в этой сфере выделяются три основные проблемы:— Идеологический, духовный кризис нашего общества
— Культурно-религиозная экспансия иностранных государств
— Негативное влияние деструктивных культов, сект
Первая проблема обусловлена системным социально-экономическим, политическим кризисом российского общества 2 половины 80-х — 90-х годов ХХ в., отсутствием общепринятой системы морально-нравственных ценностей.
Вторая проблема является следствием первой, политическое и экономическое ослабление страны, открытие границ при сохранении жёсткой конкурентной борьбы за сферы влияния, различиях интересов России и ведущих западных держав обусловили усиление иностранного влияния во всех сферах жизни, в том числе и в сфере религии. Представители религиозных организаций протестантов, католиков, новых религиозных движений в республики стали инструментами культурно-религиозной экспансии иностранных государств. Их деятельность направлена на внедрение чужих западных культурных ценностей, раскол жителей республики по религиозному признаку.
Третья проблема, связана со второй, вернее является, если быть точными, частью её, так как большая часть современных российских деструктивных культов имеет зарубежные корни. Более 70 из 180 с лишним религиозных объединений протестантов и новых религиозных движений отнесены экспертами к числу деструктивных культов, сект. Только в период с 2001 по 2005 годы в Центр помощи жертвам деструктивных культов и нетрадиционных религий г. Якутска обратились с жалобами на противоправную деятельность различных деструктивных культов более 500 человек. Реальное число людей пострадавших в результате противоправной деятельности различных деструктивных культов по всей республике значительно больше.
Афанасий Николаев — кандидат исторических наук, начальник отдела по работе с общественными и религиозными объединениями Департамента по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия)