Русская линия
Нескучный садСвященник Константин Татаринцев21.07.2007 

Вчера была война

Более 12 лет назад, в декабре 1994 года, в России началась война, названная чеченской. Как согласуется участие в ней многих российских солдат, в том числе христиан, с исполнением заповедей «Не убий» и «Возлюби врага»? Эту тему мы затронули на сайте «Милосердие.ru». Многие читатели в своих отзывах оспаривают оправданность этой войны. Мы попросили ответить на их вопросы о. Константина ТАТАРИНЦЕВА, проходившего армейскую службу под командованием чеченского генерала Джохара Дудаева и хорошо его знавшего.

Священник Константин ТАТАРИНЦЕВ окончил Московский энергетический институт, аспирантуру, параллельно получал второе высшее образование на мехмате МГУ. В армии служил под командованием полковника Джохара Дудаева, у которого в тот момент был немалый летный опыт, но сводился он к управлению устаревающей техникой. Будущий о. Константин должен был обучить полковника Дудаева управлять новой техникой. На этой почве отношения офицеров, по словам о. Константина, стали дружескими.

Во время прохождения службы Константин Татаринцев принял Святое Крещение. В 1993 году рукоположен в иереи. Стоял у истоков создания Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, заведовал вопросами образования и просвещения, в настоящее время заведует сектором ВВС, настоятель храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.

— Отец Константин, как же христианину совместить исполнение заповеди «Не убий» с участием в чеченской войне?

— Я не являюсь защитником этой войны.

Джохар Дудаев
Джохар Дудаев
Конечно, война в Чечне и кровавая, и грязная. Как любая война она перемалывает души людей и с одной, и с другой стороны, она является несчастьем для всех, и эта рана будет долго еще заживать. История и Господь рассудит, кто повинен в этой войне — и с одной и с другой стороны. Но это как бы остается за скобками самой войны. Потому что самые страшные грехи: коррупция, бесчеловечный бизнес на крови, о котором говорит Маргарита, совершаются тогда, когда запускается механизм, принимается решение о начале военных действий. Ответственность, конечно, на политиках — на тех, кто уже давно в стороне, в тени, кого уже не покарает закон своей явной или мнимой справедливостью.

Я знал Джохара Дудаева еще полковником, я был офицером, а он — командиром дивизии. Это был советский офицер, блестящий специалист, радеющий за свое дело — дальнюю авиацию, в то непростое уже для армии время. И когда доблестный генерал-авиатор, уйдя в отставку, взял на себя попечение о своем народе — в этом было благое побуждение. Его беда в том, что он попал в условия, когда под влиянием ельцинского призыва брать суверенитета столько, сколько возможно, взбесились многие националистические силы. Сразу возникла клановость, пошел передел собственности. Дудаев, будучи вовлечен в эту политику, отстаивал, как ему виделось, интересы своего народа.

Я помню, как он неоднократно приезжал, предлагал заключить договор, по примеру существующего между Россией и Татарстаном, но не добился доброго контакта с Президентом Российской Федерации, ответом было циничное наплевательство. Чувствуя ответственность за народ, он принял путь войны, диктуемый кланами, и, встав на него, как на рельсы, уже не мог свернуть. Он должен был оставаться до конца знаменем чеченской республики, его очень уважали. Чеченец-генерал — это была большая редкость в Советской армии. Я уверен, что он желал добра своему народу, он не злодей, его загнали на этот путь…

Смысла войны, ее глубинных целей, не понимали даже те, кто отдавал приказы о ее начале. Я помню, как в первую кампанию министр обороны заявлял, что мы, мол, одним десантным полком, одним танковым полком наведем порядок в республике и на Кавказе!

Но когда война началась, кому-то необходимо было поднять на свои плечи ее тяжесть. Люди, которые это сделали, — праведники.

Было бы счастье, если бы этой гнойной раны не было у нашей страны, если бы ее можно было бы лечить терапевтическими (то есть политическими или полицейскими), а не хирургическими методами. Но терпеть сложившуюся ситуацию было невозможно. Ты обязан защищать вверенных тебе слабых. И землю, собранную и политую кровью твоих предков, — передать потомкам не разграбленной. Нельзя списывать со счетов все безобразия, которые творились в Чечне на рубеже ХХ и ХХI веков. Живших там русских преследовали: их изгоняли, делали рабами, над ними издевались, женщин насиловали, — все это должно было как-то разрешиться. Я повторю свою мысль из позапрошлогодней статьи: должно пройти немалое время, чтобы объективно оценить всю ситуацию и сделать окончательные выводы о том, насколько адекватными были те или иные действия российской стороны.

— Но многие уже сейчас, говоря о деятельности армии в Чечне дают оценки, иногда — резко негативные. Некоторые прямо обвиняют ее в преступлениях. Знаете ли Вы о чем-то подобном? Как в таких случаях действует духовенство, окормляющее федеральные войска в Чечне?

— Задача священника в армии — чтобы не было мародерства, грабежа, чтобы люди не озверели, чтобы ненависть не проецировалась на слабых — на женщин и детей. Необходимо помочь солдату осознать свое человеческое достоинство. Как по-суворовски: русские солдаты в бою врага уничтожают, а после боя, сами голодая и замерзая, отдают пленным лучшее. Война — это грязное дело. Когда дурман отчаяния и боли захлестывает солдата, он способен на неадекватные поступки, на жестокости. На исповеди священник призывает душу воспрянуть и не опуститься, не очерстветь.

На иконе святого воина Георгия Победоносца конь чаще всего белого цвета. Это неслучайно. Вступать в брань со злом и победить — через свою веру, мужество, воинскую доблесть и профессионализм — можно только тогда, когда между тобой и злом абсолютная чистота, правда. Как Георгий Победоносец, ты должен быть отделен от того, что является предметом брани, чистотой и правдой. Только на белом коне можно победить зло. Если этого нет, то борясь со злом, незаметно можешь стать источником зла. Так зло множится, не побеждается, а побеждает, и даже те, кто с ним борются, становятся неотличимы от тех, с кем борются. Этот парадокс очень заметен в силовых структурах — мы это видели при разоблачениях т.н. оборотней в погонах: борцы с преступностью сами становились преступниками, да еще обладающими гораздо большими возможностями.

Но все-таки это исключительные случаи, а как правило люди там трудятся очень жертвенные и достойные. Даже молодые ребята, призванные из училища или после школы надевшие военную форму, те, кто был в молодости отравлен роком или какими-то пустыми идеями, после окопов и боевых действий совершенно переосмысливали действительность и домой возвращались уже другими. Неверующие становились верующими, опустошенные — перегруженными ответственностью и умудренными…

— Почему происходит такая трансформация?

— Чем война отличается от любой другой жизненной ситуации? Тем, что очень близка смерть и ты не знаешь, будешь ты жить через час или нет. Молодому, полному жизненных сил человеку в таком состоянии долго пребывать просто так невозможно. Когда видишь смерть по телевизору, когда она где-то далеко — такого не происходит. А когда твой близкий друг разорван гранатой или погиб в пытках, когда видишь угасающие глаза умирающего человека, который испытывает боль, возникает вопрос: ведь это может быть и со мной — и что тогда? Является ли моя личность чем-то большим, чем тело, которое рано или поздно разложится? Будет ли она жить после смерти, и если будет — то в каком состоянии? Или я как растение — сейчас есть, а потом раз — и нет?

Близость смерти у кого-то порождает страх, у кого-то — собранность и ответственность за прожитую жизнь, но всегда это очень глубокое религиозное чувство. Когда перед этой грозной правдой вопрошаешь самого себя: кто ты? зачем ты? — появляется место Богу, которого в обычной суете может и не оказаться. Эти вопросы мы в обычной жизни пытаемся заглушить суетой, громкой музыкой, чередующимися быстро обстоятельствами, телевизором, где все мелькает. На войне есть время и нет этих раздражителей, которые как бы заслоняют человека от самого себя. Там удобнее и остаться с собой наедине, и беседовать с Богом. А если такой диалог состоится, то вопрос: атеист ты или верующий — снимается. Не потому, что получены какие-то знания, а потому что солдат внутренним человеком почувствовал, что есть Некто, Кто дал ему эту жизнь, эту личность. Конечно, когда солдаты возвращаются домой, они снова могут окунуться в суету, но есть нечто такое, что уже незыблемо пребывает в душе, некий опыт, который фундаментально созидает человека как человека, как личность.

— Нет ли у солдат, которые на войне уверовали и переосмыслили свою жизнь, побуждения бросить оружие, уйти в монастырь? Или, например, возлюбить врага своего и пойти брататься с противником?

— Нет, на такой поступок может подвигнуть только экзальтация нездорового человека. Вера — это не только радость богообщения, но и желание исполнить свой воинский долг и ближнего, однополчанина, не подвести. Если ты все в такой экзальтации бросишь, это кончится печально. Кавказцы по своему менталитету уважают тех, кто силен, кто облечен властью или вооружен, — такого готовы слушаться, вести с ним паритетный разговор. А когда видят слабость, ею пользуются, слабый погибнет.

— Но ведь не только однополчанин — ближний? Получается, что верующему солдату приходится одновременно признавать в противнике образ и подобие Божие и все равно убивать его? Как это совмещать?

— Ну, если так рассуждать, можно далеко зайти. Может быть не надо запирать дверь, ведь вор — образ и подобие Божие? Но люди запирают свои дома, чтобы то, что им дорого, не было разграблено. Так же должна быть на замке и граница. А если в дом врывается негодяй, насильник, то у любого отца с любыми самыми гуманными идеями будет желание его остановить, а то и вразумить, чтобы впредь было неповадно. Так же когда насилуют Родину-мать, то у сыновей есть законная потребность и священная обязанность ее защищать

У Ивана Ильина есть такое рассуждение. Когда в руки можно брать оружие, чтобы не просто угрожать, но уничтожить врага? Только тогда, когда ты готов, представ с ним перед Богом, перед Истиной, Которая не зависит от обстоятельств, дать ответ за то, что совершил, и при этом чувствовать правильность и праведность своего поступка. Тогда поступок можно совершать.

— А российские солдаты соответствуют этому требованию?

— Они еще мальчишки, конечно, не всех еще мы согрели, как должно, теплом молитвы, духовным окормлением, многие не поднимаются до таких высот. Но так должно быть, для этого и работает Синодальный отдел.

Армия, безусловно, должна быть вооружена ощущением, что она отстаивает правое дело, наводит порядок в хаосе и противостоит разгулу бандитизма.

— Есть ли перспектива православной миссии среди чеченцев и могут ли православные солдаты быть миссионерами для мирных жителей?

- Миссия должна быть очень тактичная. Раз эти люди причисляют себя к другому вероисповеданию — надо уважать это и не пользоваться преимуществами в положении, не навязывать веру. Надо стараться быть уважительным к любому проявлению того, что для другого человека свято, даже если с твоей точки зрения это является заблуждением. Здесь стоит говорить не о веротерпимости, но о вероуважении. Но если кто-то пытается в христианстве найти ответы на какие-то вопросы, такому человеку помочь, конечно, нужно. Исторически это население не было христианским, но там были казачьи станицы и церкви, и все мирно жили плечом к плечу.

Миссией должна быть сама христианская жизнь; если она кого-то позовет — в этом смысле миссия возможна, а любая навязчивость может наоборот приводить к озлобленности и дополнительным проблемам.

-Можно ли говорить о духовном смысле войны?

— В начале Господь сотворил небо, т. е. духовную иерархию, а потом землю, т. е. мир тварный, в котором мы живем. Война началась между добром и злом еще до сотворения человека, когда архангел Михаил силой оружия ополчил верных Господу ангелов против отпавшего архангела Денницы, которого мы зовем диаволом. Так устроен мир, мы вошли в него, чтобы своими душами восполнить число падших ангелов, число воинов небесных. Война между добром и злом, начавшаяся до сотворения мира, проецируется в него, и наша нынешняя история является продолжением Священной истории. От сотворения мира до апокалипсиса продолжается священная история, и мы участвуем в ней. Сейчас граница между добром и злом проходит не только через человеческие сердца, но и через народы, государства, через все, происходящее на земле. Когда приводятся слова ап. Павла, что наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной, то имеется в виду, что главная наша война ведется в собственном сердце, в своем внутреннем космосе. Но, живя в этом мире, неся ответственность за него, невозможно только благостно созерцать на происходящее, надо иногда выходить из окопа и идти под пули. Это самое высочайшее смирение — пойти навстречу смерти.

Война в любом случае — процесс духовный. Сталкиваются добро и зло; не бывает так, чтобы добро столкнулось с добром. Зло со злом бывает, сталкивается, но только, чтобы соблазнить добро. Чаще все-таки со злом борется добро.

Где проходит эта граница в чеченской войне — определить очень трудно. В Чечне много людей, которые осиротели от военных действий, от бомбардировок; потеряли своих стариков или детей… Кавказский менталитет требует, чтобы кровь родных была отомщена, им нельзя успокоиться, пока убийца близких не наказан. Это толкнуло очень многих чеченцев к вооруженной борьбе с федералами (хотя замечу, что мне очень не нравится этот термин: «федералы»)…

Но мне не хочется давать оценку этой войне. Она состоялась, российские войска противостояли в ней сепаратизму, защищали целостность государства, и ими было явлено много доблести. Еще раз повторю, что любая война — явление духовное, и с той и с другой стороны люди духовно переосмыслили свое бытие, свой внутренний мир и мир внешний.

Война потихоньку затухает. Там уже нет тех боев, как раньше. Жизнь возвращается, восстанавливается экономика. Я слышал в новостях, что построили аэропорт, и даже люди далеких от строительных специальностей собрались, чтобы успеть в срок — ко дню рождения Рамзана Кадырова. Очень много средств идет из России на восстановление — и через налоги, и даже некоторые предприниматели жертвуют. Я знаю, был такой момент, когда милиционеры, отправляясь туда в командировку, брали с собой для школы, для детских клубов аппаратуру, вещи. Возможно, так проявлялось и чувство моральной ответственности русского народа за то, что там произошло.

И если шаг за шагом наступает внешний мир, то я думаю что со временем, после излечения военных ран, наступит и мир внутренний.

Cпрашивал Михаил ЛЕВИН

Хроника конфликта в Чечне (1990−2007)

1990 г.

23−25 ноября председателем Общенационального конгресса чеченского народа стал генерал-майор Джохар Дудаев. Съезд ОКЧН принял декларацию об образовании Чеченской Республики Нохчи-Чо.

1991 г.

19−22 августа Верховный Совет и правительство ЧИР поддержали ГКЧП. 4 сентября после многодневного митинга в Грозном Дудаев объявил о низложении Верховного Совета.

С октября в Чечне оппозиционные Д. Дудаеву политические силы начали формировать народное ополчение.

27 октября Д. Дудаев был избран президентом Чеченской Республики.

С ноября на территории ЧР начался захват сторонниками Д. Дудаева военных городков, вооружения и имущества Вооруженных Сил и внутренних войск.

1992 г.

К 8 июня все федеральные войска покинули территорию Чечни, оставив большое количество техники, вооружения и боеприпасов.

1994 г.

С августа происходили регулярные вооруженные стычки между ВС ЧРИ и силами антидудаевской оппозиции.

25 ноября оппозиция при широчайшей поддержке ВС РФ заняла Грозный, объявила о переходе власти в свои руки и вечером того же дня была разгромлена и изгнана из города. Власти Чечни объявили о задержании около 70 российских офицеров и военнослужащих, принимавших участие в конфликте на стороне оппозиции.

В начале декабря в России началось спешное формирование сводных частей для отправки на Северный Кавказ.

11 декабря части войск МО и ВВ МВД РФ вошли на территорию Чечни.

Начиная с 18 декабря по Грозному многократно наносились ракетно-бомбовые удары.

31 декабря начался штурм Грозного частями российской армии, продолжившийся трехмесячными кровопролитными городскими боями.

1995 г.

С 1 января и до конца войны в августе 1996 на всей территории Чечни шли ожесточенные боевые и полицейские операции.

14−18 июня — победоносный рейд Басаева на Буденновск. 18 июня в результате переговоров между председателем правительства РФ В.С.Черномырдиным и Ш. Басаевым была достигнута договоренность о прекращении боевых действий в Чечне и начале полномасштабных мирных переговоров, с большими или меньшим успехом длившихся до 25 октября.

1996 г.

В ночь на 22 апреля в районе села Гехи-Чу в результате боевой операции ВС РФ погиб президент ЧРИ Джохар Дудаев.

27−28 мая делегация ЧРИ во главе с преемником Дудаева З. Яндарбиевым прибыла в Москву. Состоялись первые российско-ичкерские переговоры с участием Б.Н.Ельцина. Достигнуто соглашение о прекращении боевых действий с 1 июня (практически не исполнялось).

28 мая Б.Н.Ельцин вылетел на Северный Кавказ, где поздравил российских военнослужащих с победой в чеченской войне.

После подведения итогов президентских выборов в России 3 июля боевые действия возобновились в прежнем масштабе.

6 августа вооруженные силы ЧРИ вошли в Грозный. Начались уличные бои. Под давлением обстоятельств Москва пошла на новый виток переговоров с представителями сепаратистов.

30 августа в Хасавюрте А.И.Лебедь и А. Масхадов подписали «Совместное заявление» о принципах, по которым будет в дальнейшем идти переговорный процесс — т.н. «Хасавюртский мир». Был согласован срок подписания политического соглашения между Россией и Чечней — до 31 декабря 2001 г.

31 декабря был завершен вывод всех федеральных войск с территории Чечни.

1997 — 1999 гг.

27 января 1997 Президентом ЧРИ избран Аслан Масхадов.

12 мая 1997 Б.Н.Ельцин и А. Масхадов подписали договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.

В межвоенный период в Чечне продолжалась политическая борьба, иногда принимая довольно радикальные формы (напр., попытка штурма радуевцами телецентра в Джохаре (Грозный) 21 июня 1998). В России в этот период происходит серия терактов, более или менее обоснованно приписываемых Басаеву/Радуеву/Хаттабу. Можно упомянуть взрыв дома в г. Каспийске (ноябрь 1996), взрыв в помещении железнодорожного вокзала в Пятигорске (апрель 1997).

7 августа 1999 около 400 боевиков под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба вторглись на территорию Дагестана.

9 августа 1999 премьер-министром РФ назначен Владимир Путин.

15 сентября территория Дагестана полностью очищена от боевиков.

Осень 1999 ознаменовалась целой серией терактов по стране: ТЦ «Охотный ряд» в Москве, жилой дом в Буйнакске, 2 жилых дома в Москве, жилой дом в Волгодонске.

6 октября Аслан Масхадов ввел в республике военное положение.

12 октября российские войска перешли Терек под предлогом блокирования Шамиля Басаева

23 декабря Владимир Путин объявил о начале мирного этапа операции в Чечне — восстановлении экономики.

2000 г.

1 января Владимир Путин становится и.о. Президента РФ.

1 февраля российская армия окончательно завладела Грозным: из города по минным полям вышло полторы тысячи боевиков

29 февраля российские войска взяли Шатой — последний город, остававшийся во власти сепаратистов. Боевики окончательно перешли к партизанской тактике.

29 февраля — 2 марта 84 десантника из Псковской дивизии погибли в бою у села Улус-Керт, сдерживая прорыв крупного отряда боевиков.

В феврале-марте 2000 г. был арестован Салман Радуев, чьи отряды не принимали участия в военных действиях. Радуев и задержанный впоследствии Турпал-Али Атгериев стали единственными лидерами чеченского Сопротивления, прошедшими процедуру суда в РФ. Оба были приговорены к пожизненному заключению и оба вскоре скончались.

7 июня первая в истории Чечни шахидка — Хава Бараева — на «Камазе», начиненном взрывчаткой, протаранила комендатуру федеральных войск в своем родном селе Алхан-Юрт, фактически восстановив прервавшуюся вскоре после революции традицию женского терроризма в России.

12 июня главой администрации Чечни назначен Ахмад Кадыров

В августе 2000 г. были опубликованы следующие официальные данные: потери федеральных сил в ходе первой чеченской кампании в 1994—1996 гг. составили 3826 погибшими и 17 892 ранеными, 1906 военнослужащих пропали без вести. С начала второй кампании по август 2000 потери федеральных сил составили 2585 погибшими и 7505 ранеными. С 1 сентября 1999 года по август 2000 свои жилища вынуждены были покинуть 502 803 жителя Чечни.

2001−2007

6 октября 2003 Ахмад Кадыров был избран Президентом Чечни (погиб в результате теракта 9 мая 2005).

За период второй чеченской кампании было совершено немало терактов на территории России и Чечни, направленные против представителей российской власти, военнослужащих и простых граждан РФ. Упомянем взрыв рейсового автобуса в Ингушетии (сентябрь 2001), взрывы на рынках в Астрахани (октябрь 2001), Владикавказе (ноябрь 2001) и Самаре (июнь 2004), взрыв праздничного парада 9 мая в Каспийске (2002) и Грозном (2005), захват заложников в Норд-Осте (октябрь 2002), взрыв Дома правительства в Чечне (декабрь 2002) и военного госпиталя в Моздоке (август 2003), взрывы в Москве (июль 2003, февраль и август 2004), в электропоездах в Ставропольском крае (сентябрь и декабрь 2003), захват заложников в Беслане (сентябрь 2004).

В свою очередь в результате боев и спецопераций был уничтожен ряд лидеров сепаратистов: Арби Бараев (июнь 2001), Хаттаб (март 2002), Зелимхан Яндарбиев (февраль 2004), Руслан Гелаев (март 2004), Абу Аль-Валид (апрель 2004), Аслан Масхадов (март 2005), Шамиль Басаев (июль 2006) и ряд других, менее заметных.

Несмотря на неоднократные заявления о практически полном восстановлении контроля над территорией Чечни и разгроме боевиков, столкновения периодически происходят до сих пор, иногда выходя за пределы собственно Чеченской республики.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=38§ ion=12&article=672


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика