Правая.Ru | Павел Троицкий | 19.07.2007 |
Почти сто лет о какой-то государственной поддержке Святой Горы говорить не приходилось и вот, наконец, государство осознало важность Афона для России. 18 сентября 2006 года состоялось заседание Попечительского Совета фонда поддержки русских святынь на Горе Афон. Сопредседателями Попечительского совета были избраны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и мэр Москвы Юрий Лужков. В попечительский совет вошли министр иностранных дел Сергей Лавров, руководитель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, кстати, первый из государственных деятелей посетивший Афон, и представители нескольких крупных российских бизнес-структур.
Особенно важным является участие в этом фонде Полтавченко, неоднократно посещавшего Афон и о проблемах Русского Пантелеймонова монастыря знающего не понаслышке.
Важно также, что крупные компании собираются финансировать проект, от которого явно не может быть никакой коммерческой выгоды. Проблема в том, что греческие организации, ответственные за поддержание Афона, пытаются сами регулировать все денежные потоки, что и составляет основную сложность, о которой могут и не догадываться члены попечительского совета. Так, именно по этой причине затормозилось восстановление сербского монастыря Хиландарь, пострадавшего от сильного пожара. Греческие организации требуют, чтобы помощь из Сербии поступала к ним, а не напрямую, что весьма затруднительно и в финансовом, и политическом смысле.
До этого уже эти организации оказывали помощь русскому Пантелеймонову монастырю. В 2005 году начались работы по восстановлению больничного корпуса и на данный момент работы закончены на 80%. Благодаря поддержки мэрии была сделана кровля над зданием библиотеки, оборудованы библиотечные помещения, в качестве помощи передана современная пожарная техника, которая необходима на Афоне, где пожары наносят существенный урон.
Сегодня всем очевидно, что важно непросто оказывать финансовую помощь Афону, но и следить за тем, чтобы она способствовала укреплению русского монашества. Святейший Патриарх говорил о том, что отношение монахов Пантелеймонова монастыря к Русской Православной Церкви далеко неоднозначно. Да и принимают паломников из России там нередко гораздо менее доброжелательно, чем в греческих монастырях.
Почему возникла такая ситуация? Дело в том, что в 1912 года Греция фактически аннексировала Святую Гору Афон. До этого, после распада Османской империи существовал проект кондоминимума, то есть участия всех православных государств Европы в управлении Святой Горой. Но решительные действия Греческого правительства и Первая мировая война не дали осуществиться этим проектам. В церковном плане с 1313 года Святая Гора подчиняется Константинопольскому патриарху. Вот так со временем получилось, что Афон, по сути дела, управляется из двух разных государств Греции и Турции.
Поэтому Русская Православная Церковь в административном смысле к Пантелеймонову монастырю не имеет отношения. Теперь вспомним о натянутых отношениях между РПЦ МП и Константинопольским Патриархатом о том, что не так давно образовалось новое большое православное государство — Украина? и становится ясно, что проблемы тут неизбежны. Если добавить к этому тот факт, что все афонские монахи должны иметь греческое гражданство, то можно считать, что юридически никакого русского монастыря на Афоне нет. Теперь, кстати, он так и именуется — Свято-Пантелеймонов монастырь, а не Русский Свято-Пантелеймонов монастырь, как прежде. Нашего патриарха на богослужениях здесь не поминают, одним словом, до Киева и Константинополя ближе, чем до Москвы.
Странным является тот факт, что в свое время наши монахи должны были бороться за Свято-Андреевский скит? русскую обитель, построенную исключительно на средства русских людей и исключительно для русских монахов, что было закреплено в первом уставе скита. В 1971 году, в период запустения, когда в самом Пантелеймоновом монастыре было всего 30 монахов, умер последний насельник скита и обитель автоматически перешла в руки греков. Но некоторые из братии во главе с почившим не так давно иеромонахом Ипполитом (Халиным) продолжали борьбу за скит и добились решения, что он будет вновь передан русским, если им удастся собрать десять монахов. Иеромонах Ипполит пришел с этим решением к игумену Пантелеймонова монастыря, но никакой реакции не последовало. От огорчения иеромонах Ипполит навсегда покинул Афон и позже стал игуменом Свято-Николаевского монастыря в Рыльске.
Поэтому и Святейший Патриарх, и хорошо знакомый с ситуацией на Афоне Георгий Полтавченко говорили о необходимости централизовать помощь монастырю: чтобы не вылетали средства в знакомую каждому гражданину России трубу, и чтобы научить руководство монастыря уважать Русскую Православную Церковь и русских паломников без различия: и богатых, и бедных. Нельзя снимать с повестки дня и вопрос о возвращении Свято-Андреевского и Ильинского скитов.
Однако для укрепления русского монашества на Афоне сегодня влияния одной Русской Православной Церкви мало. В качестве примера, можно указать, что наш Патриарх, десять раз обращался к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбами разрешить пополнить братию монастыря русскими монахами и ни разу не получил ответа. Видимо, на Фанаре и в руководстве монастыря есть другие кандидаты.
Примером успешного воздействия представителей светской власти на священноначалие Святой Горы Афон является история с болгарским Зографским монастырем. Там власти также препятствовали умножению братии, до тех пор, пока монастырь не посетил премьер-министр Болгарии. После этого дело сдвинулось с места. Сейчас в Пантелеймоновом монастыре около 70 монахов и послушников, а до революции было около 2000. Представьте себе монастырь, возрожденный в тех размерах… и в его помещениях 30-ая часть от занимавшей его прежде братии.
Но насколько нелегко будет сломить сопротивление и Константинополя, и определенных политических сил в Греции, говорит тот факт, что когда полномочный представитель Российского МИДа в марте этого года только еще собирался отправиться в Грецию и Константинополь для консультаций о судьбе Русского монастыря, в греческой прессе поднялась грязная кампания. Святейшего Патриарха и руководство России обвинили в том, что они начинают наступление на Элладскую церковь. Поэтому нет иной возможности, кроме как задействовать самые высшие круги нашего государства. Скорее всего, только личное обращение Владимира Путина к Греческому Президенту сможет изменить ситуацию.
В качестве первейших задач фонд ставит проведение необходимых реставрационных работ в Пантелеймоновом монастыре, Старом Руссике и Ксилургу. Предполагается заняться восстановлением и некоторых других русских обителей на Афоне.
Речь идет не только об укреплении русского монашества на Афоне, сохранении святынь Пантелеймонова монастыря и древних русских обителей, но и о том, чтобы исторические ценности, рукописи стали доступны для русской науки. Предполагается создать цифровые копии важнейших памятников письменности, хранящихся в библиотеке Пантелеймонова монастыря. В девятнадцатом веке русский монастырь активно занимался сбором древностей, и сегодня необходимо сохранить это богатство. Напомним, что Мариинское Евангелие, написанное на глаголице, было найдено в XIX веке русским ученым Григоровичем в русской обители Ксилургу.
Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда Русская Православная Церковь, чтобы решить фактически свои проблемы, вынуждена прибегнуть к помощи дипломатов. Подобные ситуации случались и в дореволюционный период, но тогда власть была православной. Конечно, форсирование восстановления монастыря может вызвать и негативные процессы. Плоды неудачного строительства теперь часто видишь на Афоне в виде ярких крыш из красной черепицы, из-за чего обители становятся более похожими на виллы. Кроме того, слишком активное строительство вряд ли будет способствовать спокойной монашеской жизни. Надо смотреть за тем, чтобы развитие паломничества, о котором много говорили собравшиеся, не привело бы к нежелательному техническому «развитию» Афона. Сегодня на Святой Горе уже построено несколько вертолетных площадок, строятся современные дороги, по которым легко добраться в любой монастырь с помощью такси. Да и чрезмерно быстрый рост братии опасен, тем более при нынешнем духовном упадке монастыря.
Будем надеяться, что и священноначалие, и государственные структуры будут действовать осторожно и осмотрительно, чтобы не нарушить вековые традиции Святой Горы.