Православие и современность | Роман Павленко | 20.07.2007 |
Малобюджетный, некоммерческий фильм Дарена Аронофски снят так, что зритель ни минуты не задумывается о необходимости спецэффектов, о сложных декорациях и прочей бутафории, так любимой создателями блокбастеров, — этого режиссеру просто не нужно. Важно иное, то, что скрыто внутри, то, что выворачивает наизнанку и не дает вернуться назад, потому что это было бы просто нелогично. «Реквием по мечте» — фильм, который не отпускает даже тогда, когда уже идут титры, когда черную реальность экрана разрывают белые буквенные комбинации. Это фильм о каждом из нас, о том, что каждый в первую очередь выставляет на первый план, чем живет и за что продается. Фильм о жизни в самом страшном ее проявлении, о пугающих формах человеческого бытия, о разрушенной дороге, по которой шагает сбившийся с верного пути странник.
«Реквием по мечте» — это кино о наркоманах, которые выбрали свой путь, каждый по-своему, но идут по нему вместе, потому что поодиночке у них не получится. Это особые люди, рядом с которыми, пожалуй, не очень хорошо смотрится Сара Голдфарб (Эллен Берстин), погребенная под осколками собственной мечты попасть на экран телевизора.
Сюжетно фильм поделен на две части, которые существуют параллельно, но сводятся к единому финалу — небытию, из которого невозможно вырваться. Молодой американец Гарри (Джаред Лето) из Бруклина, его подружка Мэрион (Дженнифер Коннели) из успешной семьи и их общий друг Тайрон (Марлон Уайанс) — три «опытных» наркомана, наслаждающиеся и опьяненные той жизнью, которую ведут. Они не потеряли очень для них важной черты — жажды наживы, причем наживы в традиционно американском понимании, когда успех дела зависит на 45% от собственных усилий, а на 65% - от везения. Цель жизни они видят не в душевной гармонии и внутреннем покое, но только в мутировавшем облике наркотических грез, стремятся получить удовольствие от каждого дня жизни, материальную выгоду и достичь сумасшедшего веселья. Гарри, Мэрион и Тайрон налаживают собственный бизнес по продаже наркотиков в Нью-Йорке, у них все получается, «счастье» преследует их на каждом шагу. Пачка за пачкой в скромную коробку из-под обуви падают зеленые эквиваленты благополучия. Мир для них ограничен рамками единственной идеи — идеи о богатстве как о высшем достижении человечества. Однако стоит заметить, что ни один из них не жаждет власти или поклонения, нет, им важно само обладание деньгами, а не результат их наличия. При этом создатель фильма очень аккуратно касается этого вопроса, сосредотачивая основное внимание на другой реальности, в которой существуют иные приоритеты.
Итак, Гарри и Тайрон успешно продают героин на улицах Нью-Йорка, но в один прекрасный день их хрупкий мир рушится — в связи с бандитскими разборками местных мафиози их «лавочка» прикрывается. Таким образом, не только иссяк источник дохода, без которого, по большому счету, они смогли бы прожить, теперь им неоткуда брать наркотик для себя, что приводит всех троих в жуткое состояние. Для того чтобы заработать деньги и купить героин, Мэрион начинает торговать своим телом, а Гарри и Тайрон едут во Флориду, чтобы там приобрести наркотик по более низкой цене. По дороге у Гарри обостряется гангрена на руке, и он попадает в больницу, откуда его вместе с товарищем забирает полиция. Финал истории — ампутация руки Гарри, полное падение Мэрион и тюремное заключение Тайрона. Чем не реквием?
Но история этих ребят кажется более справедливой по сравнению с историей матери Гарри, Сары Голдфарб. Утонувшая в мире телевизионных шоу уже немолодая женщина внезапно получает приглашение на одно из них, и к своему ужасу понимает, что-то платье, которое было приготовлено на особый случай, ей стало мало. Она сражается с собой, садится на строгую диету, но не может выиграть неравный бой с собой. В поиске быстрого и легкого средства Сара обращается к врачу-диетологу, который прописывает ей таблетки, избавляющие от чувства голода. И, о чудо! Она расцветает, в венах бурлит молодая кровь, заставляя сердце биться сильнее, вес снижается. Но спустя три месяца мы видим иную картину: Сара — старуха с красными глазами и паническим в них страхом. Ее преследует собственный холодильник, а на экране телевизора появляется другая Сара Голдфарб, занявшая ее место в ток-шоу. Еще через два месяца — это живой труп, прошедший не одну процедуру шоковой терапии в психиатрической лечебнице, превратившийся в подобие человека, с трудом осознающего свою принадлежность к роду людскому. Что случилось? Все дело в том, что доктор не предупредил ее, что таблетки, которые он выписал, — наркотик, амфетамины, которые избавляют человека ото всех забот, в том числе и от чувства голода.
Особое впечатление производит на зрителя та форма, в которой подаются эти две истории. Нетрадиционный способ съемок и монтажа, доведенная до абсурда игра со временем и, конечно же, абсолютно выводящая из равновесия музыка создают внутри фильма особую атмосферу, гармонично обрамляющую содержательное его наполнение. Фильм не оставляет равнодушным, он либо захватывает и больше не отпускает, либо сразу отпускает, заставляя выключить экран телевизора на третьей минуте.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4135&Itemid=5