Prokimen.Ru | Игумен Петр (Пиголь) | 18.07.2007 |
Господь изначально заложил в душу человека, как образа Своего и подобия, вместе с неудержимым стремлением к лицу Божию желание блага, красоты, полноты и совершенства, которые являются Его Божественными свойствами. Поэтому неслучайно, что «тоскующее по Богу» человечество, носящее в глубине души искру Божественной славы, живет стремлением к «общему благу», к «изобилию плодов земных», которое, правильно понятое, не имеет ничего общего с безбожной и греховной мечтой об индивидуальном и всеобщем гедонистическом земном комфорте.
Мы ищем правильного пути развития нашего общества, лучшего экономического строя, которые не только обеспечивали бы благополучие, благоустройство земной жизни, но и были бы спасительны, то есть способствовали достижению человеком жизни вечной в Царствии Божием. А единственно правильный путь, идя которым человек приобретает и временное, и вечное благо, — это путь исполнения заповеди Господа нашего Иисуса Христа: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все (то есть материальное благосотояние) приложится вам» (Мф. 6: 33).
Господь и вслед за Ним Его Церковь согласными устами святых отцов указывают на очень существенную, принципиальную ошибку, которая допускается, если на первое место ставится не стремление жить по правде Божией, а стремление улучшить качество жизни именно через достижение комфорта.
Здесь очень важен вопрос приоритетов: что прежде всего? А что второстепенно и прилагается? Из евангельских слов явствует, что благоустройство подается от Господа за стремление жить по Божьей воле, по Его святым заповедям.
Определившись с выбором пути, мы хотим обрести спасительные примеры, образцы для подражания к более успешному его прохождению. «Помянух дни древние, поучихся», — говорится в Священном Писании (Пс. 142, 5). Обратившись к истории Руси православной, мы в изобилии такие примеры находим: это и благочестивые предприниматели-купцы, ктиторы святых обителей, такие, как семья Сушкиных и Иннокентий Сибиряков (многие из них, в мирской жизни соорудив множество храмов, заканчивали жизнь в стенах святых обителей, благоустроенных ими), это и святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, бывший богатым человеком и широким благотворителем.
Яркий идеальный пример для подражания мы видим в Николае Александровиче Мотовилове. Он был симбирским и арзамасским помещиком, современником преподобного Серафима Саровского, тесно общался с ним и сам называл себя «служкой Серафимовым», рабом Божиим и Божией Матери.
Опыт жизни этого человека уникален и особенно важен для нас. Много назидательного можно почерпнуть нам из размышлений о его судьбе и пути. Именно о Мотовилове преподобный Серафим говорил, что если и «десять житий святых угодников Божиих вместе сложить и десять жизней великих светских людей, каковы Суворов и другие, вместе сложить, то и тут во всех их двадцати жизнях еще не все то сбылось», что с одним Николаем Александровичем должно сбыться.
По воспоминаниям близких его людей, Мотовилов, «будучи светским и семейным человеком, проводил духовную жизнь… где бы ни был и чем бы ни занимался, имел мысль, погруженную в Бога». В этом заключается первый и главный принцип духовно-светского образа жизни в миру, где живет подавляющее большинство из нас: исправляя свои обязанности в соответствии с чином и должностью каждого, занимаясь тем делом, которое ему определил Господь, должно иметь постоянно ум в Боге, угождать Ему борьбой с греховными страстями и приобретением добродетелей.
«Мне Господь сказал, — передавал преподобный Серафим Мотовилову, — что у вас в жизни все духовное со светским и все светское с духовным так тесно связано, что ни того от другого, ни этого от того отделить нельзя, и что за всем тем Он Сам изволил назначить вам такую жизнь, и что будущее человечество сим лишь путем пойдет, если захочет спастись, и что на все это есть Его [Бога] собственная воля».
Из этих слов явствует, что жизненный путь самого Мотовилова, светский и духовный одновременно, является символом и образом пути, подражая и следуя которому, может достичь спасения любой человек.
Особенно важно для нас изучение той стороны жизни Мотовилова, которая была связана с его предпринимательской деятельностью. Важно понять, какие качества души в связи с этим он в себе с помощью Божией развивал, какими другими важными, принципами он руководствовался в своих делах.
Мотовилов имел и реализовывал обширные планы, например по устроению Спасо-Преображенского банка и переселению миллионов крестьян из Центральной России в Сибирь. Со всеми вопросами, касающимися этих проектов, он обращался к своему старцу и возвещенное им принимал за волю Божию. Вот что ответил ему преподобный Серафим: «Господь приказал вам сказать, что эта мысль ваша о банке угодна Его благости, и Он Сам положил вам ее по сердцу, и Сам помогал в обдумывании ее. А селить крестьян по Барабинской степи не приказал, а приказал сказать вам, чтобы вы поселяли людей в тех местах, где воздух чист и изъят от всякой заразы и где текут чистые свежие воды. Ибо там им придется жить не сто, или пятьсот, или тысячу годов, но столько, на какое время Господь благоизволит продлить размножение рода нашего человеческого…»
Итак, важнейшие жизненные принципы, как мы видим, — искать исполнить Божию волю, а не своим умом руководствоваться; прибегать для дознания воли Божией к помощи духовно-опытных людей. Страшной трагедией для Мотовилова было пойти по самости и своеволию. На своем опыте он убедился, что последовать своему сердцу вопреки воле Божией — это значит понести страдания, и только через эти страдания и глубокое раскаяние можно возвратиться на правильный путь. Чтобы избежать своеволия, он и обращался к духовному руководителю-старцу, прося Бога вразумить его через старческие слова, возвещавшие волю Божию. Мотовилову сопутствовала добродетель смирения и послушания, подчинения Промыслу Божию, невзирая на возможные последствия для своего положения в обществе. Нужно добавить, что старца своего отца Серафима он почитал чрезвычайно. Однажды преподобный старец Силуан Афонский на вопрос: «Почему в России столько бедствий и нестроений?» — ответил, что все нестроения там, да и любой другой стране, происходят оттого, что перестают слушать старцев, людей духовно опытных, имеющих богопросвещенный разум.
Углубляясь далее в обстоятельства жизни Мотовилова, мы видим, как внимательно относился он к слову, не допускал искажения в передаче информации (в том числе слов своих духовных руководителей) во исполнение сказанного в Евангелии: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37). Добродетель эта называется смиренномудрием.
Мотовилов старался всегда, как сам он об этом говорил, жить и действовать по совести. «Не люблю людей обманывать, а Бога и обмануть нельзя», — прибавлял он.
Далее, Мотовилов стремился к духовной, душевной и телесной чистоте, совершенствовался в этих добродетелях.
Стремился он и к приобретению знаний светских и духовных: был широко образованным, интеллигентным и весьма незаурядным человеком.
Также он имел доброе качество принимать близко к сердцу беды окружающих и глубоко сопереживать ближним. Чувство сопричастности происходящему в нем было так велико, что он даже физически ощущал невзгоды других людей. Так, например, при сдаче Севастополя неприятелю во время Крымской войны Мотовилов был посещен настолько тяжкою болезнью, что его «точно как будто бы раздавило между камней».
Добрыми качествами Мотовилова были упорство, настойчивость и целеустремленность, для него не существовало препятствий при совершении богоугодных дел, он не отступал перед трудностями и всегда шел вперед до конца, когда был уверен, что его дело соответствует правде Божией.
Знаменательны и достойны внимания некоторые высказывания и размышления Мотовилова о себе и о своей жизни. Они говорят сами за себя. Вот некоторые из них.
«Правда Христова должна быть ведома миру во всей ее чистоте и непорочности и Божественной истине».
«Все, что мы по Боге, о Боге и для Бога творим, то должны творить… со страхом Божиим и единственно во славу Его Единородного от Отца, Иисуса Богочеловека, и верных рабов Его».
«Я… всегда твердо и непоколебимо веровал, верую и веровать не престану во все святое Евангелие Христово и во все не только догматы, но и во всякие священные предания и сказания о житиях святых нашей Православной веры Христовой».
«Когда ум затмевается нападениями вражескими, тогда око разумения и рассуждения закрывается и душа сама не в себе бывает».
«Слова Духа Святого истинны, и святы, и непреложны, как Сам Бог».
«Истинный христианин есть неизменный добровольный Христа ради раб всякого православного христианского государя».
«Я, по завету родителя моего, завещавшего мне лучше в лапти обуться, да правды держаться и никогда не изменять истине… решился на возможные страдания, лишь бы только не оскорбить ничем великого иерарха Божия и не солгать на него или, что одно и то же, на святую Церковь Божию».
«При современном ложном направлении человеческого просвещения, выражающем себя мнимым прогрессом и цивилизациею и эмансипациею от всего христианского… меня будут выдавать за сумасшедшего в полном смысле слова, за изувера, за мистификатора, за ханжу и давать прочие поносные эпитеты, придаваемые христианам, боящимся Бога и хранящим заповеди Его, но, как бы то ни было, вручаю судьбу мою вполне Вседержителю Богу». (Подобные обвинения в адрес Мотовилова и его духовного наследия можно услышать и в наши дни.)
«Куда Бог велит, туда и поеду, что Бог велит, то и делать буду».
«Бог — моя надежда, Царица Небесная — мое утешение, и я весь Их и в сей, и в будущей жизни».
Особого внимания заслуживают слова преподобного Серафима, сказанные Мотовилову, что «можно, и в миру живучи, получить такую же благодать, как в отшельничестве», если доброхотно понести такие же труды и подвиги ради Христа, какие несут отшельники.
(Подобную мысль позднее высказывал еще один великий мирянин, философ Константин Леонтьев, и она была им всесторонне рассмотрена и обоснована.)
Таким образом, Евангелие, святые отцы и подвижники благочестии -миряне указали нам те основные принципы, следуя которым можно не только успешно заниматься предпринимательством и устраивать свою земную жизнь, но и совершенствоваться в жизни духовной.
Игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. Иоанна Богослова, сопредседатель Леонтьевского философско-богословского общества, кандидат богословия