Ежедневный журнал | Петр Сахаров | 17.07.2007 |
Предыстория
В первые века христианства богослужению Церкви было свойственно постоянное развитие его внешних форм, хотя самые существенные элементы его содержания сохранялись неизменными. Поскольку в древней Церкви именно богослужение выполняло функцию наставления в вере, оно совершалось на живых языках, и смысл каждого обряда был ясен всем участникам, почти не требуя комментариев.Однако с течением веков участие верующих в богослужении постепенно становилось менее сознательным. У основной массы христиан утратилось понимание его изначального смысла, и многое в нем стало восприниматься как что-то магическое. Богослужение Церкви продолжало усложняться в своем ритуальном символизме. К тому же происходила консервация древних языков (для Запада таким языком была латынь), так что текст богослужения сделался непонятным для большинства его участников.
С начала XX в. в Католической церкви всё сильнее стало проявляться стремление верующих более осмысленно участвовать в богослужении. В середине столетия в отдельных католических общинах Запада начали проводиться осторожные попытки внесения изменений в богослужебную практику (например, использование живого национального языка в некоторых местах богослужения — прежде всего, при чтении Священного писания), сразу же доказавшие свою плодотворность. Тогда же первые шаги в этом направлении стали предприниматься и «сверху»: папа Пий XII учредил комиссию по подготовке литургической реформы, оформившейся в дальнейшем на II Ватиканском соборе (1962−65) и продолженной после него.
Литургическую реформу невозможно рассматривать в отрыве от главной цели Собора — осмыслить миссию Церкви в современном, постоянно меняющемся мире. Подготовка Собора и сама его работа привели к осознанию того, что Католическая церковь в ее исторически сложившемся виде обнаруживает многие принципиальные несоответствия облику первоначальной Церкви; более того, она неспособна плодотворно исполнять в современном мире миссию, возложенную на нее Христом. Собор положил начало существенному изменению всего облика Католической церкви и, в частности, такой важной его составляющей, как богослужение.
Реформа и ее последствия
Главную цель литургической реформы Собор усматривал в том, чтобы все верующие пришли к полному, сознательному и деятельному участию в совершении богослужения. Важным ее направлением стало возрождение воспитательной и катехитической его функции, в чем особая роль принадлежала возвращению в него живых языков. Более заметное место в богослужении было отведено Священному писанию. Многие церковные обряды были пересмотрены таким образом, чтобы верующие явственнее понимали их суть, а их подлинное назначение не вытеснялось чем-то второстепенным.Существенному реформированию подверглось и совершение Евхаристии. В частности, алтарь снова стал тем столом, вокруг которого собирается община для Вечери Господней, а предстоятель евхаристического собрания получил возможность совершать мессу, как и в древности, лицом (а не спиной) к народу.
Литургическая реформа проводилась в Католической церкви довольно плавно, и большинство католиков восприняло ее с энтузиазмом. Тем не менее, говорить о единодушном ее принятии едва ли уместно. Помимо тех, для кого просто было дорого привычное с детства богослужение, среди верующих обнаружилось немалое число принципиальных противников реформы. Зачастую причины конфликта традиционалистов с Ватиканом лежали значительно глубже обряда, коренясь в неприятии в целом II Ватиканского собора и многих вызванных им изменений в учительстве и жизни Католической церкви. Те, кто не драматизировал ситуацию, находили возможность оставаться в полном общении с Римом. Другие уходили в раскол.
Самостоятельные схизматические общины, возникшие в ходе этого процесса, исчисляются десятками. Самое значительное среди них — Братство св. Пия Х. Оно было основано с согласия церковных властей в 1970 г. архиепископом Марселем Лефевром (поэтому его последователей обычно называют лефевристами). Но целый ряд действий со стороны Лефевра привел к тому, что в 1988 г. он был отлучен от Церкви, а его последователи оказались в расколе. С подобными общинами Ватикан продолжал вести переговоры, которые изредка увенчивались восстановлением общения некоторых из них со Святым престолом.
Стремление Рима к нормализации отношений с традиционалистами привели к публикации еще в 1984 г. индульта, с оговорками разрешавшего использовать старый обряд (т.н. тридентский, поскольку он оформился после Тридентского собора в XVI в.). Общины, легально совершающие дореформенное богослужение (их члены именуются индультистами), опекаются Папской комиссией «Ecclesia Dei», созданной в 1988 г. Согласно индульту, служение по старому обряду допустимо только в тех случаях, когда об этом просят группы верующих; решение данного вопроса в каждой отдельной епархии находится в компетенции правящего епископа, который вправе по тем или иным соображениям отказать.
Йозеф Ратцингер, еще задолго до того, как стал папой Бенедиктом XVI, славился как консерватор в вопросах богослужения, известный своей привязанностью к дореформенной мессе, которую иногда сам служил. Ностальгия по старому богослужению нашла отражение в нескольких трудах Ратцингера, где он оспаривал многое из того, что появилось в результате реформы. Впрочем, отдавая Собору должное, он заявлял, что не может идти речи о возвращении к прежнему состоянию богослужения, однако предлагал своего рода «реформу реформы». С момента избрания Ратцингера на Римский престол традиционалисты ждали от него если не возвращения старого обряда в чистом виде, то хотя бы восстановления многих его элементов и максимального исключения новшеств. В то же время, в Ватикане уже давно открыто говорили о том, что готовится какой-то документ, касающийся старого обряда.
Новый документ
Итак, долгожданный документ Святого престола, о котором одни поговаривали с надеждой, другие — с опаской, был обнародован 7 июля. Апостольское послание Бенедикта XVI «Summorum pontificum» представляет собой сухой текст чисто юридического характера, подробно излагающий новые нормы бытования в Римско-католической церкви старого обряда: они вступят в силу с 14 сентября с.г.Motu proprio, однако, предваряется Посланием Папы к епископам всего мира, в котором Понтифик обстоятельно разъясняет саму суть вопроса, высвечивая как позитивное значение литургической реформы, так и возникшие в ходе ее осуществления проблемы. В послании к епископам Бенедикт XVI стремится развеять возникшие среди католиков опасения. Во-первых, новый документ не ставит под сомнение II Ватиканский собор, поскольку все его решения остаются в силе; во-вторых, ввиду особенностей изложенных в нем норм он не сможет привести к беспорядкам и расколам в приходских общинах; наконец, он ничуть не ущемляет авторитета епископов, в чьей власти ранее находилось разрешение на практику старого обряда: им предложено оценить новые правила в действии и через 3 года изложить Святому престолу свои соображения.
Ординарной формой римского обряда по-прежнему остается реформированное богослужение. Но наряду с нею может использоваться и экстраординарная форма — дореформенное богослужение. К тому же речь идет об использовании последней редакции «тридентских» богослужебных книг, вышедших уже на заре литургической реформы XX в. Поэтому, говоря о дореформенном Миссале (книге, по которой совершается месса), Бенедикт XVI называет его не Миссалом Пия V, который обнародовал в 1570 г. первую его редакцию, а Миссалом Иоанна XXIII, при котором в 1962 г. была издана последняя.
Новые нормы максимально расширяют возможности использования экстраординарной формы, не вытесняя при этом ординарной. Теперь группы верующих, желающих иметь дореформенное богослужение, не будут вынуждены рассчитывать на благосклонность своего епископа, а смогут просить об этом настоятелей своих приходов, которые в таком случае должны будут обеспечить им службы старого обряда, не лишая при этом других прихожан реформированных служб. Что до частных месс (без участия народа), то священники вольны будут совершать их в соответствии с любой формой.
Реакция в Католической церкви и вне ее
Отклики на новый документ Святого престола не заставили себя ждать. Среди них и весьма восторженные, и резко негативные. К удивлению, положительные отзывы слышатся как справа, так и слева. Так, например, с письмом благодарности обратился к Папе глава лефевристов монсеньор Бернар Фелле; но и один из наиболее либеральных кардиналов Католической церкви Карл Леман охарактеризовал motu proprio «не как шаг назад, а как вклад в примирение».В то же время видный деятель литургической реформы итальянский епископ Лука Брандолини сказал: «Это самый печальный момент в моей жизни. Реформа, над которой так жертвенно трудились многие люди, вдохновляемые только желанием обновить Церковь, теперь перечеркнута». Глава Епископской конференции Франции кардинал Ж.-П. Рикар высказал опасение, что некоторые священники будут подвергаться давлению со стороны недоброжелателей, рассматривающих Тридентскую мессу как своего рода «тест на лояльность Папе».
Инициатива Папы подверглась также критике со стороны еврейских лидеров и организаций. Их беспокойство вызвали старые богослужебные тексты (в ходе реформы измененные), которые можно истолковать как антисемитские. В частности, в службе Страстной пятницы в молитве за иудеев последние именовались «вероломными». Однако пресс-служба Ватикана еще накануне обнародования Апостольского послания пояснила, что подобные опасения не оправданны, так как богослужение старого обряда совершается по книгам, изданным при Иоанне XXIII, в которых все такие места уже изъяты или изменены.
Говоря о «положительной причине, которая мотивировала решение» написать этот документ, Бенедикт XVI заявил, что «речь идет о достижении внутреннего примирения в лоне Церкви». Только время сможет показать, оправдаются ли надежды понтифика.