Русская линия
Агентство политических новостей Елена Сергеева17.07.2007 

Государственно-церковные отношения на Украине

Политическую ситуацию на Украине сложно назвать стабильной. Многообразие различных движений и организаций в регионах делает карту страны похожей на лоскутное одеяло. А если говорить о религиозной картине, то разобраться будет еще сложнее.

Согласно статистике, приведенной главой Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий Г. Поповым (в мае 2007 г.), в Украине насчитывается около 33 тыс. религиозных организаций. За последние 10 лет их численность возросла в 2,5 раза.

Более 97% зарегистрированных на сегодня религиозных организаций являются христианскими. Половина из них — православной традиции, оставшаяся часть — почти поровну католики и протестанты. Традиционными на территории страны являются три основных православных организации — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, УПЦ Киевского Патриархата, Украинская Автокефальная Православная Церковь; кроме того, существует Украинская Греко-Католическая, Римско-Католическая Церкви, Армянская Католическая Церковь, представлена дохалкидонская Армянская Апостольская церковь, а также протестантские церкви и деноминации — лютеране, баптисты, пятидесятники.

При таком многообразии проблема регламентации государственно-церковных отношений на Украине стоит особенно остро. Принятая в 1996 г. Конституция Украины утверждает право граждан на свободу мировоззрения и вероисповедания, в то же время, церковь отделена от государства, государство от церкви, образование имеет светский характер — школа отделена от церкви. Собственно государственно-церковные отношения продолжают строиться на основе принятого еще в 1991 г. закона «О свободе совести и религиозных организациях». Но за прошедшие 16 лет в социально политической жизни страны многое изменилось.

В этот период предпринимались попытки реформирования законодательной базы. Попыткой переосмысления украинского законодательства на основе норм международного права и международных договоров можно назвать проект «Концепция государственной политики в отношении религии и церкви на Украине» (1997), разработанный Госкомитетом Украины по делам религий. Существует проект «Концепции Государственно-церковных отношений на Украине» (2004), разработанный рабочей группой, в которую входили представители большинства традиционных конфессий Украины, общественных организаций и властных структур.

Попытка реформирования законодательной базы, приведения ее в соответствие с современными религиозными реалиями и международными стандартами произведена в законопроекте «О внесении изменений к закону „О свободе совести и религиозных организациях“», который должен был быть принят уже в январе 2007 года. В частности, законопроект предусматривает внедрение классификации религиозных организаций, предоставление статуса юридического лица религиозным объединением и распространение на них общей гражданской правоспособности.

Детально регламентируются вопросы, связанные с участием религиозных организаций в общественной жизни, разрешается факультативное изучение религиозных дисциплин в государственных и коммунальных учебных заведениях, отменяется специальная разрешительная система по проведению публичных богослужений; студентам и работникам в индивидуальном порядке предоставляется право использовать определенное рабочее время для проведения вероисповеданием обрядов, студенты религиозных и частных начальных заведений уравниваются в социальных правах, а иностранные граждане с украинскими — в правах относительно религиозной деятельности в соответствии с законодательством Украины.

Наиболее остро стоит вопрос церковного имущества. Как отметил в одном из недавних интервью Глава Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий Г. Попов, «около трети религиозных организаций на Украине не имеют доступа к молитвенным домам и храмам». Эту сферу государственно-церковных отношений регулирует принятая еще в 1993 г. Верховной Радой поправка к закону Украины «О свободе совести» о поочередном пользовании храмами.

На основании этой поправки среди религиозных общин возникли серьезные разногласия. На территории страны по-прежнему существует ряд спорных объектов. Показателен пример майских событий в селе Рохманов Тернопольской области, где возник спор между УПЦ Московского и Киевского Патриархата о том, кому должен принадлежать сельский храм Святой Троицы. Два годы назад храм был захвачен представителями УПЦ Киевского Патриархата. Несмотря на принятое полгода назад Высшим Административным Судом Украины решение о принадлежности Московскому Патриархату, храм остается предметом спора.

Впрочем, следует отметить, что относительно некоторых объектов представителям различных религиозных организаций все же удается договориться. Так, с января 2007 г. в селе Берездивцы Львовской области в церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господнего был установлен порядок поочередной службы представителями УПЦ Киевского Патриархата и Украинской Греко-Католической Церкви.

Сложно переоценить роль церкви и религиозных организаций как социально-интегрирующего фактора в жизни украинского общества. Однако, несмотря на международные обязательства, принятые Украиной, правовая база в области религии по-прежнему нуждается в серьезном реформировании. Даже те акты, которые уже были приняты, зачастую носят декларативный характер (особенно это относится к разнообразным Концепциям, разработка которых активно ведется в последнее время).

С момента начала работы Верховной Рады пятого созыва прошел уже год, однако реальных решений в области государственно-церковных отношений пока принято не было. То же пока, к сожалению, можно сказать и о деятельности парламентского Комитета по делам культуры и духовности под руководством В. Яворского.

http://www.apn.ru/opinions/article17406.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика