Интерфакс-Религия | Протоиерей Димитрий Сидор | 17.07.2007 |
Так сложилось, что наиболее последовательными защитниками духовно-национальных интересов русинского народа выступало духовенство. Например, «будитель русинов» священник Александр Духнович в XIX веке был депутатом австрийского парламента, а священник Августин Волошин стал вторым премьер-министром Подкарпатской Руси, а позже — и президентом Карпатской Украины (конфедеративной части Чехословакии).
Лично я имел благословение Церкви быть депутатом Закарпатского регионального парламента, где отстаивал интересы как русинов, так и православного христианства в целом. К счастью, Закарпатский региональный парламент 7 марта 2007 года принял решение о возрождении национальности «русины», запрещенной в 1946 году.
К сожалению, Киев упорно не желает уважать права русинов (так же, как, например, в России не уважаются права кряшен), хотя в августе 2006 года ООН настоятельно рекомендовала Украине признать национальность «русины» в связи с их явными отличиями от украинцев. Вообще же русины считают себя древнерусским народом, который отчетливо помнит себя в течение 1100 лет, оставаясь и сегодня активным участником геополитических процессов.
— Каковы особенности современной религиозной жизни Закарпатья?
— Сейчас примерно 70% жителей Закарпатья считают себя православными, 20% - греко-католиками, есть также заметные общины католиков западного обряда и протестантов-реформатов. При этом более 98% православных общин входят в Мукачевскую и Хустскую епархии Украинской православной церкви Московского патриархата, так что никакого раскола в православной среде у нас нет. Всего в области насчитывается свыше 600 православных приходов и несколько десятков монастырей, поэтому нашу землю называют «Карпатским Афоном».
— В Русской православной церкви очень много священнослужителей — выходцев из русинских земель Карпатской Руси. С чем это связано?
— Русины вообще отличаются высокой религиозностью. Русинский язык очень близок к церковнославянскому, что в принципе снимает проблему богослужебного языка, которая порой возникает в России и особенно на Украине.
Свою роль сыграла и особая тяга к вере у русинской молодежи, которая даже в период разгула государственного атеизма охотно шла в духовные школы Русской православной церкви. И сейчас нам особенно радостно, что одним из главных инициаторов объединения Русской православной и Русской православной зарубежной церкви выступил митрополит Лавр — этнический русин. Кстати, русины сейчас составляют большинство верующих в Польской, Чешских земель и Словакии и Американской православных церквях.
— Какими Вы видите перспективы православного христианства на Украине?
— В 1947 году Карпаторусская автономная православная церковь Сербского патриархата вошла в состав Русской православной церкви. Сегодня раскол в украинском православии нас не затронул, поскольку русины слишком высоко ценят пребывание в каноническом православии. В нем мы и останемся вне зависимости от политических процессов на Украине. Кстати, русины считают раскольников-филаретовцев обычными сектантами, путь которых в Церковь лежит только через покаяние.
— В непосредственной близости от Вас, на равнинах Ровна и Стой, запланировано размещение объектов американской системы ПРО. Ведутся разговоры о создании в Ужгороде главного информационного центра НАТО для Украины. Каково отношение к этому русинов?
— Мне сразу вспомнились восьмидесятые годы прошлого века, когда я выступал против строительства мощного радара возле Мукачево. Мог ли я тогда думать, что вместо советских военных объектов на русинских землях могут появиться американские базы! Большинством русинских организаций принято решение требовать провозглашения Закарпатья демилитаризованной зоной, в которой допустимо размещение только… санаториев и домов отдыха!