Русская линия
Русский дом Владимир Жилкин13.07.2007 

На Святой Земле
Высочайшее решение об учреждении в Иерусалиме Русской Духовной Миссии с целью утверждения на Ближнем Востоке Православия и содействия русским паломникам 1847 год

Изначально, от Днепровской купели, в сердце Православной Руси живёт Святая Земля. В самые трудные для христиан на Ближнем Востоке времена русские люди устремлялись в полные лишений и опасностей путешествия (хождения), чтобы поклониться Гробу Господню, войти в священные воды Иордана и, вернувшись, принести в родной дом палестинскую пальмовую ветвь. Помощь христианам, находящимся в пленении у иноверцев, основание близ Москвы Ново-Иерусалимского монастыря и, наконец, становление Российского государства как всемирной Империи, духовным центром которой по законной преемственности от Рима и Царьграда является святой град Иерусалим — этим жила Российская держава как оплот Святой Руси. В движении России на Царьград настойчиво и властно звучало стремление к святыням Иерусалима. Этот развёрнутый в веках крестовый поход далеко превосходил своим размахом средневековые крестовые походы католического Запада.
Иерусалим. Русское подворье Собор Троицы

В годы наивысшего могущества России Император Николай I открыто включил в контекст российской международной политики вопрос о Святой Земле, принадлежавшей Османской империи. В Святой Земле Россия решительно усилила своё православное присутствие. Неуклонно рос приток русских паломников к Святым местам, и в феврале 1847 года было принято Высочайшее решение об учреждении в Иерусалиме Русской Духовной Миссии с целью утверждения на Ближнем Востоке Православия и содействия русским паломникам, а 31 июля того же года Святейший Синод издал указ о назначении начальника Миссии. Им стал архимандрит Порфирий (Успенский), высокообразованный богослов и известный церковный археолог, неутомимый в исследовании библейских древностей. Архимандрит Порфирий развернул широчайшую православно-просветительскую деятельность среди местного населения, устраивал школы, типографию, в которой на арабском языке печатались богослужебные книги.

Крымская война (1853 -1856 гг.) серьёзно ослабила позиции России на Ближнем Востоке, но прерванное войной развитие миссионерской деятельности Русской Церкви на Святой Земле возобновилось. Численность русских паломников продолжала расти. Их опекали российское консульство в Иерусалиме и Палестинский Комитет, который возглавил Великий князь Константин Николаевич. В Иерусалиме, за пределами старого города был приобретён обширный участок земли, на котором был построен Троицкий собор и приюты для паломников. В местах паломничества православных покупались земельные участки и устраивались странноприимные дома. Эта деятельность приобрела особенный размах, когда Православную Миссию возглавил архимандрит Антонин (Капустин). На посту начальника Миссии он пребывал почти тридцать лет — вплоть до своей кончины в 1894 году. Годы его управления остались в истории Миссии как эпоха её расцвета. Главным содержанием многообразной деятельности о. Антонина в Палестине было грандиозное приобретение Миссией земель, освящённых евангельскими событиями. В этом предприятии о. Антонин пользовался неизменной поддержкой своего друга и духовного сына графа Игнатьева, русского посла в Константинополе, но финансировать приобретение о. Антонином земельных участков в Палестине государство не могло: турецкие законы запрещали приобретение земли иностранцами. Однако Миссии удавалось собирать огромные средства от частных жертвователей, а земельные участки приобретал и немедленно передавал Миссии турецкий подданный Яков Халеби, трудившийся в Миссии православный араб. Действуя так долгие годы, он оказал Миссии неоценимую услугу.

Отец Антонин продолжил начатые архимандритом Порфирием (Успенским) научные исследования палестинских древностей, в ходе проводимых им археологических раскопок были открыты многие библейские древности, в т. ч. остаток стены древнего Иерусалима с порогом Судных Врат. Деятельность архимандрита Антонина помогла преодолеть несогласованность действий Русского государства и Церкви в Палестине. Согласие между ними установилось с преобразованием Палестинского Комитета в Императорское Православное Палестинское Общество, председателем которого стал брат Императора Александра III Великий князь Сергей Александрович. Благодаря ему, рыцарю Православия, государственное присутствие России на Святой Земле стало всецело воцерковлённым и обрело новую активность. Условия русского паломничества улучшались год от года. В начале XX века Палестина принимала ежегодно до десяти тысяч монашествующих и мирян из России. После трагической гибели Великого князя в 1905 году председателем Общества стала его вдова Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Святым мощам преподобномученицы Елисаветы Господь судил упокоение в Гефсимании в храме Св. равноап. Марии Магдалины, на освящении которого она присутствовала вместе с супругом в 1888 году…

Дело архимандрита Антонина на Святой Земле двадцать лет продолжалось после его кончины. Русская Палестина стала самой цивилизованной и благоустроенной частью Святой Земли — благодатным уделом Русской Церкви. Но в 1914 году, когда в войну против России вступила Турция, Миссии пришлось покинуть Иерусалим, её имущество было конфисковано. По окончании Мировой войны Русская Миссия вернулась на Святую Землю, но за ней уже не стояла великая Россия. Была русская эмиграция, которая хранила православную веру и русскую культуру, но экономически и политически была, увы, ничтожна. Когда в 1948 году было образовано еврейское государство, оно, будучи лояльным к СССР, собственность Русской Зарубежной Церкви на своей территории передало Московскому Патриархату (Патриархату — формально, на деле же — советскому правительству). Сорок лет на территории Израиля Православная Миссия существовала на грани выживания, и лишь в 1991 году после посещения Святой Земли Патриархом всея Руси Алексием П паломническое движение возобновилось. С тех пор число паломников из России постоянно растёт, и главным направлением деятельности Миссии в наши дни стало их духовное просвещение.

Промыслительно, что именно на Святой Земле, в молитвенном предстоянии у Гроба Господня преодолевается трагическое разделение Русской Церкви, восходящее к разделению России фронтом гражданской войны. Долгие десятилетия Православная Церковь в Отечестве и Русская Зарубежная Церковь были привязаны к противостоянию в мире «двух систем». Сегодня же беснование антиправославной и антирусской нечисти бессильно остановить начавшееся воссоединение. Единство Русского Православия станет залогом возрождения России, одним из первых шагов к которому будет возрождение единой Русской Миссии на Святой Земле.

http://www.russdom.ru/2007/20 0707i/20 070 703.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru