Православие и современность | Священник Иаков Коробков | 14.07.2007 |
Почему человек, как правило, хочет чего-либо лишь до тех пор, пока этого не имеет? Почему, получив желаемое, мы, словно маленькие дети, спустя несколько минут бросаем яркую игрушку и разочарованно недоумеваем: как вообще мы могли этого желать всеми силами еще вчера? Почему, сколько бы мы ни имели, нам всегда мало? Неужели человеческая жизнь — это только погоня за все новыми желаниями? Древние христианские подвижники говорили: «Человеческая душа — это бездна…». И каждому из нас не понаслышке известны слова «пустота в душе». Что они значат?
Люди стараются заполнить свою жизнь самыми разными занятиями: работой, хлопотами, искусством, развлечениями, азартом, острыми ощущениями… И тем не менее человеку всегда чего-то не хватает, словно все, чем мы заполняем свою жизнь, «проваливается» куда-то, и в душе вновь остается пустота…
В редкие минуты покоя, оставшись в тишине наедине с собой, наверняка каждый не раз задавался вопросом: «Зачем мне это? Чего я ищу, с головой отдаваясь карьере, спорту, музыке? Что мне действительно нужно?».
И как жаль, что не всякий находит верные ответы на эти укоры совести — один решает сменить работу, другой отправляется в кругосветное путешествие или во что бы то ни стало стремится забраться на Эльбрус, третий — в очередной раз очертя голову женится… Да мало ли на свете безумств, способных заглушить голос тоскующей души.
Почему-то мало кто слышит тихий призыв Бога, любящего, всегда ждущего нас и говорящего: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28−29), «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век» (Ин. 8, 51).
Вспоминаемая ранее фраза древних подвижников оканчивается так: «Человеческая душа — это бездна, и лишь Один Бог может ее заполнить». Только в стремлении к Богу, в единении с Ним может найти покой, радость и блаженство человек. Бог есть любовь (см.: 1 Ин. 4, 16), а без Любви невозможно счастье. Бог есть свет (см.: 1 Ин. 1, 5), а вне Света остается только тьма, холод и страх. Бог есть воскресение и жизнь (см.: Ин. 11, 25), а без Него человека пожирает вечная смерть…
В молебном каноне Божией Матери есть слова, словно подытоживающие наши размышления: «Небеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче».
Сколько глубоких мыслей в этом кратком тексте: Господи, Творец всего мироздания и Основатель Церкви (Сам Бог — не люди! См.: Мф. 16, 18), Ты Сам укрепи меня в Твоей любви (ведь истинная любовь — это единственное, ради чего стоит жить, она и есть совершенство. Абсолютная Любовь — Сам Бог!). Вот! В Боге оканчиваются любые человеческие желания: там, где Он — ничего более не нужно, а там, где нет Его — ничто не утолит голода души. Ведь когда мы кого-то действительно любим, то ничего нам не нужно, кроме как быть с любимым, и ничто не утешит в разлуке с ним! «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Господь всегда укрепляет верных Ему. На самом деле Один только Бог всегда и в любом случае любит людей: и стремящихся к Нему, и ненавидящих Его (перед страшной казнью — распятием — Он молился о своих убийцах: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) и еще в Ветхом Завете обещал: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15)). Он один неизменно желает нам добра и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).
Так, может, не стоит нам упорно проходить мимо?…
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4130&Itemid=4