Радонеж | Симеон Новиков | 13.07.2007 |
Спросите этого человека о его вере, о состоянии православных храмов в Чечне, и вы несомненно узнаете много нового и шокирующего для себя, но не в силах будете помочь ничем, так как поймёте, что вы тоже лишь винтик в «большой политике». От рассказов испытавших многое чеченских русских может показаться, что мир — далеко не мирное содружество понимающих друг друга людей, а скорее кипящий котёл бесконечных противоречий.
Интересен нам этот русский человек, ныне живущий в Чечне, претерпевший столько страданий, которые и не снились обывателю в центральной России. Характер его будет резать нам слух порывистой и в то же время осторожной речью, его недоверчивость заставит нас пожать плечами, а обидчивость и гордость поразят нас в самое сердце, привыкших к известной доле хотя бы показного смирения. Это именно тот, кто остался незамеченным и заброшенным в период многочисленных конфликтов на чеченской земле, и словно призрак проводил своё напряжённое существование, надеясь только на Бога и на свою винтовку.
Крепла ли его вера в этот сложный этап жизни? Смог ли русский человек не потерять своё лицо, находясь в тесных рамках иной культуры? Чтобы хоть немного прикоснуться к жизни русских в Чечне, понять их боль, давайте попробуем посмотреть на состояние храмов, на приходскую жизнь, если таковая имеется.
Многие считают, что в Чеченской Республике есть только один православный храм св. архист. Михаила, что в г. Грозном, который построен после окончания военных действий ровно за один год в знак примирения. Но русские живут не только и не столько в Грозном. Большая их часть остаётся на исконно русских территориях, которые без единого выстрела были переданы Чечне в 1958 г. — Наурский и Шелковской районы. Духовная жизнь теплится на этих небольших островках компактного проживания русских и храмовая литургическая жизнь не прекращалась и не прекращается поныне.
В станице Шелковской существует небольшая домовая церковь.
Состояние её, правда, не самое прекрасное: пол проваливается, потолок грозит обрушением, но это не мешает небольшой общине собираться под кров дома Божьего каждое воскресение и в большие праздники, вне зависимости от того — есть священник или нет. Многое претерпел этот приход: и разбитые окна, и отрывание крестов от ограды, и многочисленные новогодние взрывпакеты, бросаемые в храм ради забавы.
В станице Ищерской ситуация похожая, только сам храм немного больше по размеру и не в аварийном состоянии. Не единожды он претерпевал разграбления и разрушения. Лицевой фасад его и теперь обнажает весь ужас того, что довелось перенести храму и его прихожанам: изображения креста густо забросаны комьями грязи. Когда старушки рассказывали о том, как подростки азартно осуществляли это занятие, то не могли сдержать слёз. С большим трудом удалось отобрать у чеченских подростков дароносицу, по которой те бросали камнями. Дароносица вместе с другими священными предметами была похищена из храма и теперь только она одна, деформированная до неузнаваемости, напоминает о былом благолепии и убранстве храма. Вспоминая своё бессилие и беззащитность, прихожанки понимают, что если такая ситуация повторится вновь, то они опять не смогут ничего поделать.
Немного лучше ситуация в станице Наурской, где храм, переделанный из дома культуры, практически не пострадал.
Это было обосновано тем, что прямо напротив располагалось здание военной комендатуры, и в течение всего смутного времени храму обеспечивалась надёжная охрана. Приходская жизнь здесь теплится, пред началом каждой службы станицу оглашает радостный колокольный звон, наверно единственный на всю Чечню, громогласно свидетельствующий о Христе.
Но есть и более печальные картины православных храмов, которые можно видеть, например, в станице Ассиновской и Мекенской. Когда-то, в начале 90-х, в Ассиновской проживало 7 500 русских. Сообща, вместе с местным священником, они ухаживали за своим храмом с красивой архитектурой, но в одночасье всё изменилось. С горных районов стали стройными рядами спускаться чеченцы и понемногу вытеснять русское население, которое до последней капли терпения держалось за справедливость. Их понемногу выживали путём создания тяжёлых условий для существования. Даже постоянные казачьи патрули, установленные местными жителями не помогали справиться с накатывающими волнами агрессии. Среди бела дня у русских отбирали машины, стреляли, избивали. Не станем пускаться в детальное описание многочисленных скорбей, которые претерпели жители станицы ибо на то не хватит и целой книги, а укажем лишь на то, что мы имеем на сегодняшний день. Русское население составляет теперь около 30 человек немощных стариков, которые по состоянию здоровья просто не смогли бы пережить переезда. Храм, претерпевший шквальный миномётный обстрел, превращён в общественный туалет и стены его изнутри исписаны бранными словами. Восстановить его практически невозможно. Печальная картина и в станице Мекенской, где храм почти растащили на стройматериалы, и изменить положение вещей очень трудно, так как русского населения почти не осталось.
Слава Богу, даже в трудные 90-е в Чеченской Республике строительство православных храмов не прекращалось.
Пусть эти попытки были не столь масштабными, но они, несомненно, принесли много душевной пользы. Известно, что в Калиновском полку была построена часовня св.вмч. Георгия, а в Курчалое — военный храм св.блгв.кн. Александра Невского, а так же с Божией помощью поставили часовню и в г. Грозном, прямо напротив здания ФСБ.
Всё, описанное выше не сопоставимо с тем обстоятельством, что количество мечетей в Чечне намного выше. На сравнительно небольшую площадь республики приходится около 400 мечетей. На каждую станицу как минимум строят 5 мечетей, и это заставляет задуматься каждого русского православного человека. Вправе ли мы забыть о том, что в Чечне остаются наши родные? Вправе ли мы забросить оставшиеся храмы? Пусть русских, живущих в Чечне осталось не так много и характер их перемешался с характером горцев, пусть они разочарованы и не желают больше активно заявлять о себе, но всё же нам не стоит отворачиваться от них. Самое малое, что мы можем сделать — это молитвенно помнить их, помнить всё то, что с ними произошло, те страдания, которые так часто несправедливо замалчиваются. Помоги им Господи сохранить веру и православные храмы, пусть даже такие ветхие и немноголюдные, и при всех скорбях не сломаться, дотерпеть до конца.