Татьянин день | Ольга Богданова | 13.07.2007 |
Петр был со Христом практически с самого начала Его проповеди. Он всем сердцем возлюбил Учителя и со времени своего обращения готов был разделить с Ним все тяготы служения. Фарисей Павел был одним из самых рьяных гонителей христиан, пришествия которого с трепетом ожидали последователи Иисуса. Он стал христианином уже спустя некоторое время после смерти Христа.
Когда Павел со спутниками шел в Дамаск, его внезапно ослепил удивительный свет. «Что ты гонишь Меня?» — спросил неведомо откуда исходящий голос. «Кто Ты, Господи?» — испугавшись, спросил Павел. — «Я Иисус, Которого ты гонишь». Можно только догадываться о том, что происходило в это время в душе Павла. Он должен был испытать невероятный страх, осознав, какие неправедные дела совершал, гоня и истребляя христиан. Ослепший, он пришел в Дамаск и там принял крещение. С этого времени начинается совершенно новая для него жизнь. Новая прежде всего в духовном плане. Теперь он стал одним из Апостолов — ближайших учеников Христа, первых христианских миссионеров, которые благовествовали народам о пришествии в мир Искупителя, Сына Господа Бога, претерпевшего крестные муки ради спасения человечества.
Из Павловых посланий и из книги Деяний апостольских мы можем понять, что о сущности христианства Павел узнал от Самого Господа. Неведомым образом он был вознесен до третьего неба (что это за пространство, богословы наверняка сказать не могут) и там узнал всю полноту нового учения. Таким образом, Павел, подобно 12-ти апостолам, перенял апостольство непосредственно от Бога, потому его и называют 13-м апостолом. Но не только из-за этого. Павел, как никто другой, потрудился в деле проповеди. Благовествование было для него единственной желанной деятельностью. Его не страшили муки, не пугала смерть. Он сокрушался только в том случае, когда не мог проповедовать.
Павел не просто сообщал людям о том, что в мир пришел Сын Божий. Он подробно разъяснял им содержание христианства. От апостола Петра нам осталось 2 послания. От Павла — 14.
Проповедовали Петр и Павел совершенно разным людям. Петр нес благую весть прежде всего иудеям, Павел — язычникам. Хотя, поскольку его знали как безупречно знавшего закон фарисея, Павлу нередко предоставлялся случай говорить о Христе в местах собрания иудеев-фарисеев — синагогах.
Не совсем правильно задаваться вопросом о том, кто из апостолов был главнее. По идее они равны между собой. Однако нельзя не увидеть, что Господь особенно отличил и Петра, и Павла. Ни тот, ни другой внешне не походили на роль избранных провозвестников Слова Божия. Что мог поведать людям необразованный рыболов, к тому же трижды отрекшийся от Христа, несмотря на всю свою любовь к Нему? А как можно было предположить, что ученик знаменитейших раввинов, гонитель христиан, больше других послужит Господу в деле проповеди Евангелия? «Пути Господни неисповедимы», — гласит древняя мудрость. И биографии Петра и Павла еще раз доказывают правильность этой идеи. Только Бог, Который «есть любовь», мог знать двух этих людей настолько хорошо, чтобы доверить им такую сложную миссию. Только Он мог разглядеть в глубине их сердец не явленную еще миру искру любви, которая после крещения разгорелась настоящим огнем любви. Апостолов Петра и Павла поэтому сравнивают с огненным столпом, который давным-давно вел израильский народ по пустыне. Как этот столп, верные ученики Христа ведут за собой «новый Израиль» — христиан, благовествуя и указывая им путь ко спасению.
«Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил. Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев. Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви», — пишет об апостолах святитель Иоанн Златоуст.
Как повествует предание, апостолы претерпели мученическую кончину в Риме. Когда император Нерон поджег Рим, чтобы насладиться фантастическим зрелищем горящего города, в поджоге обвинили христиан. Сотни мучеников были сожжены или растерзаны зверями на арене цирка. Говорят, что апостол Петр, тогда бывший в городе, решился покинуть Рим. Когда он вышел из столицы, на дороге ему явился Христос, Который нес на Себе крест. «Я иду в город, чтобы искупить его вину, потому что мои ученики оставляют его», — объяснил Христос. Тогда Петр понял, что ему надлежит остаться и погибнуть в Риме.
Апостол был приговорен к распятию за проповедь Евангелия, но он не считал себя достойным погибнуть смертью Спасителя, поэтому по его просьбе был распят вниз головой.
Павла, как римского гражданина, распять не могли. Поэтому ему мечом отрубили голову. Рассказывают, что вместо крови из его шеи потекло молоко.
Святых апостолов Петра и Павла начали почитать сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святой равноапостольный Константин Великий построил храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. Святой равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар новгородскому Софийскому собору.
В народе день Петра и Павла считается своеобразной границей, обозначающей середину лета. «Петр и Павел час убавил», — говорит поговорка, означающая, что со дня памяти апостолов дни становятся на час короче. В Петербурге примерно со дня праздника идут на убыль белые ночи.