Дух христианина, газета | Дмитрий Морозов | 11.07.2007 |
Эти строки, написанные более века назад замечательным человеком, писателем, мыслителем Сергеем Нилусом находят самый живой отклик в истосковавшемся по небесной чистоте, любви, целомудрию, благочинию и благолепию сердце современного христианина.
В наше смутное время, когда попираются Заповеди Божии, распродается Родина, расхищаются ее богатства, дети судятся с родителями, жены с мужьями, в телевизорах поют и пляшут содомиты, всякая нечисть, уже ничего не боясь, выставляет себя во всех видах и формах, когда все заботы мира устремлены на создание земного благополучия, царства всеобщей сытости и удовлетворения низменных желаний и потребностей, особенно требуется духовная помощь и поддержка исстрадавшейся от земной неправды христианской душе. И отправляется такая душа в путь за помощью по дорогам, которые ведут не только вдаль, но и ввысь, и внутрь самого себя, поэтому дороги эти никогда не закончатся. Это святые дороги России.
И одна из таких дорог ведет в самое сердце нашей Родины, в Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь.
Монастырь, по преданию основанный в XIV—XV вв. покаявшимся разбойником Оптой, располагается на берегу «тихоструйной красавицы Жиздры» неподалеку от старинного русского города Козельска, известного в истории своей героической обороной во времена нашествия татарских полчищ под предводительством хана Батыя.
Земная красота монастыря и его окрестностей воспета многими писателями, поэтами, философами. Очарование оптинской природы тихо, но властно завоевывает сердце паломника и запечатлевается в нем на многие годы. Кажется, что все, что окружает это святое место: и вековые сосны, и липовый лес у скита, и несущая свои скорые воды Жиздра, и необычайные по красоте закаты, какими-то тайными нитями неразрывно связаны со святой обителью, одушевлены силой ныне возобновленной здесь монашеской молитвы. Восстановлены и вновь воздвигнуты во всем своем великолепии храмы, разрушенные за годы безбожной власти.
Однако не красота храмов и построек, цветущих садов и труды сделали этот монастырь в XIX в. известным на всю Россию, а безбрежное и бездонное море оптинского духа, утешавшего не только простых людей, тысячами приходивших в Оптину за помощью, питавшего также и русскую православную мысль.
Про Оптину часто можно услышать, что в этом святом месте «Небо близко», потому что все, происходящее в нем, проникнуто каким-то особым глубоким духовным смыслом. Ведь здесь, несомненно, незримо присутствуют Оптинские Старцы, которые молитвенно испрашивают благоволения Господня и Матери Божией на свою земную обитель. И те, кто со смирением в сердце обращается к этим святым угодникам, прислушивается к их советам, непременно чувствуют благодатную помощь, а оступающиеся на своем духовном пути, но искренне желающие спасения, получают скорое вразумление.
На этой земле от человека нужно лишь одно: твердое намерение жить по воле Божией и неукоснительно исполнять Его святые заповеди. Оптина Пустынь «и есть духовная Родина всех нас, русских людей. И тянутся сюда души вкусить благодати, очиститься от коросты постылого повседневья. Оптина влечет намоленностью духоносных Старцев, неубывной красотой благословенного мира и целебного спокойствия» (Стрижев А. Крины благоуханные).
Преподобные Оптинские Старцы оставили нам, современным христианам, свое драгоценное наследие — духовные поучения, являющиеся путеводной звездой для путешествующих по бурным волнам житейского моря, полном скорбей и тяжелых испытаний.
Преп. Моисей: «Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием».
Преп. Антоний: «Как телу нашему приключаются различные недуги, так и душе. Есть слепота телесная, и есть слепота душевная. Кроме сего у некоторых бывает еще какая-то темная вода в глазах, которыми хотя и смотрят, но ничего не видят. Подобно сему бывает темная вода и в душевных очах, от которой тоже не видят ничего».
Преп. Лев: «Душа человеческая таит в себе много добра. Надобно его только отыскать».
«Без борьбы невозможно обойтись, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в нашей воле, оставьте идти так, как идет, хотеть удержать или поставить на своем — более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить».
«Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику. Не безпокойтесь — свой своего всегда найдет».
Преп. Макарий: «Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем».
«Где мир, там Бог, а где вражда, там сопротивный, от которого избавит нас Господь!»
Преп. Амвросий: «Любовь к Богу доказывается любовию и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются чрез смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будет огорчаться и предаваться гневу, который правды Божией не соделывает».
«Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (ср.: 1 Ин. 3, 15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению».
Преп. Иларион: «Ежели вы свое собственное сердце умиротворите к гневающемуся на вас, то и его сердцу Господь возвестит примириться с вами».
Преп. Анатолий (Зерцалов): «Где Бог — там и мир. И противное само себя показывает: где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие — там и диавол. Где диавол — там и все губительное, гордое, враждебное».
«Опять падаешь духом от всякого дуновения неизбежных в мире скорбей. Да куда ж от них уйдешь? В Киев иль за Киев? Их везде обилие. А честь и слава вечная не тому, кто от них быстро убегает, а кто встречает безтрепетно».
Преп. Иосиф: «Скорби ведут на небо: так устроено Богом для очищения грехов, и недопущения до больших проступков и для получения вечнорадостной блаженной жизни на небе».
«Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим».
Преп. Варсонофий: «Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, — ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру — великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры».
Преп. Никон: «Теперь пришло время испытания, в вере ли мы? Веру может соблюсти тот, кто горячо и искренне верит, кому Бог дороже всего. Сохранить веру может только тот, кто хранит себя от всякого греха по Евагельскому слову: Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша их дела зла… (Ин. 3, 19)».
«На жизненном пути неизбежно встречаются скорби и искушения. К ним нужно быть готовым. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья».
Преп. Анатолий (Потапов): «Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей».
Особенную заботу старцы проявляли о простых людях, простом русском народе, о его окормлении и просвещении. Это широкая благотворительность обители в тяжелые, голодные годы, времена неурожаев и эпидемий, особенная забота и попечительство в тяжелые для нашего Отечества годы и стремление оказать деятельное участие и помощь молитвами и бла-готворениями.
Пришло страшное богоборческое время. В годы безбожной власти святая Церковь претерпевала гонения, поругания, преследования. Разрушались храмы, монастыри превращались в светские заведения, священников, монахов, простых верующих христиан сажали в тюрьмы, мучили, расстреливали, отправляли в ссылку. В эти тяжелые годы православным людям особенно требовалась духовная помощь и поддержка, и поток паломников в Оптину не ослабевал. И Оптинские старцы, как истинные пастыри, делатели нивы духовной, не оставляли своих верных чад в скорбях, утешая их молитвой и укрепляя мудрым, назидательным словом.
«Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет» — писал преп. старец Варсонофий за шесть лет до кровавого мятежа 1917 г., обагрившего русскую землю, а с нею и Оптину пустынь кровью и страданиями православных.
Оптинская земля, по образному выражению преп. старца Варсонофия, как бы политая кровью святых Старцев и низводящая их молитвами благодать на души верующих, в годы большевистских гонений принесла обильный плод «спасительного Божиего сеяния» — целый сонм новомучеников и исповедников. Одним из них стал духовный сын старца Варсонофия, — преподобноисповедник Никон (Беляев). Иеромонах Никон был последним духовником и Старцем Оптиной Пустыни вплоть до закрытия обители в 1923 г.
Прославились в лике святых, бывшие насельниками монастыря, преподобномученики: Евфимий, Лаврентий, Иоанникий, Серафим, Пантелеймон, Рафаил (Тюпин), Пафнутий, расстрелянные большевиками и преподобноисповедники: Севастиан и Рафаил (Шейченко), долгие годы проведшие в тюрьмах и подвергавшиеся непрестанному гонению от безбожных властей. Но что для праведника, любящего Господа Иисуса Христа паче собственной жизни, земные скорби? «Аще хощеши спастися — возлюби страдания!» — писал своей духовной дочери из заточения преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). То, что для мира кажется трагедией, для праведника — Божиим испытанием, которое он с радостью принимает, как возможность проявить свою верность Господу. Так открывается любовь Божия к избранным Своим, про которых сказано в Евангелии, что их награда многа на Небеси (Мф. 5, 12). «Страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение, — писал прп. исповедник Никон Оптинский, — и избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали». Поэтому убийство сатанистом трех оптинских монахов на Пасху 1993 г., случившееся вскоре после открытия монастыря и всколыхнувшее весь Православный мир, только укрепило небесное Оптинское воинство. Множество исцелений и других чудес, происходящих по молитвам еще не прославленных мучеников — убиенных иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима — свидетельствуют о Божией благодати, почивающей в этом святом месте и поныне.
Благодатный покров молитв Оптинских старцев, а также новомучеников и исповедников оптинских — просиявших в лике святых и еще не прославленных земной Церковью — привлекает сюда тысячи паломников. Люди едут за многие сотни километров, только чтобы приложиться к ракам великих русских святых, испросить их помощи на дела и житейские, и духовные. Из городов и деревень, богатые и убогие, зачастую на последние копейки (ведь многие сейчас и у нас, и в Малороссии, и в других, отторгнутых от многострадальной России областей, живут за чертой бедности) — тянутся православные люди к неиссякаемому источнику святости. И, по слову Евангелия «по вере вашей да будет вам», Господь не оставляет их без утешения и помощи.