Православие.Ru | Артемий Ермаков | 10.07.2007 |
Так называемый «Георгиевский патруль», довольно быстро принявший форму молитвенного стояния, впервые позволил общине часовни ежедневно открывать ее для входа людей с 19 до 22 часов, то есть именно в то время, когда молодежь и другие группы населения обычно выходят гулять на улицу. Важно отметить, что в это время большая часть столичных церквей уже закрыта.
Молебны и панихиды первых дней стояния породили интересную потенциально творческую атмосферу на площадке вокруг часовни. Прогнозировавшееся поначалу жесткое противостояние завсегдатаев Ильинского сквера и молодых ортодоксов, несмотря на все провокации, так и не состоялось. Тем не менее возникшее напряжение (открытый конфликт ценностей) привлекает значительное число наблюдателей. Сама форма «Георгиевского патруля» не вызвала серьезных общественных протестов (самые большие претензии высказывались рядом маргинальных сообществ русскоязычного интернета) и была молчаливо принята публикой.
Межнациональные столкновения 22 июня 2007 года (кстати сказать, происходившие на другом конце сквера) привели к временному блокированию всей территории Ильинского сквера милицией. И хотя «патрулирование» временно прекращено, часовня по-прежнему работает в том же режиме. Анализ интернет-дискуссий последней недели показывает, что действия молодежи в Китай-городе привлекли внимание многих, как верующих, так и не религиозных граждан России. Все ждут от православных какого-то следующего шага. Само это ожидание создает весьма благотворную среду для разворачивания площадки широкого неформального общения православной молодежи в центре Москвы.
Хочется подчеркнуть, что, хотя дальнейшие предложения и замечания этой статьи будут касаться, в основном, московских проблем, их было бы целесообразно попытаться использовать в любом крупном городе России. Тем более что актуальность создания такой православной молодежной миссионерской площадки где бы то ни было сегодня трудно переоценить. Дело в том, что места-площадки для встреч («тусовки», «стрелки») давно существуют практически у всех серьезных неформальных молодежных объединений Москвы. Эти площадки играют значительную роль в социализации той части молодежи, которая не удовлетворяется стандартами общения, предлагающимися обществом потребления. В таких местах, к сожалению, часто формируются протестные и, как правило, антигосударственные, антиобщественные и антирелигиозные группы молодежи (скинхеды, готы, ролевики, футбольные и музыкальные фанаты и т. п.), ориентированные не только на активное общение друг с другом, но и на неявную пропаганду своих взглядов путем вовлечения «в тусовку» других молодых людей, нуждающихся в общении.
В то же время православная молодежь столицы остается чуть ли не единственной крупной молодежной группой, которая полностью разобщена и почти не способна без помощи старших создать такую среду общения, которая была бы притягательна для их неверующих сверстников. Как правило, православные молодые люди общаются лишь в рамках своей приходской общины, реже — специально созданной группы по интересам, демонстрируя, с одной стороны, закрытость для новых контактов, с другой — сильное тяготение к уличным «тусовкам», которые живут более «современной и красивой жизнью». Мероприятия, проводимые в последнее время, для православной молодежи Москвы (вечера в «Метрополе», балы «Молодой Руси», молодежные Рождественские чтения, студенческий фестиваль «Вера и дело»), лишний раз доказывают как остроту, так и неразрешенность проблемы создания такой площадки для общения православных молодых людей, которая была бы постоянной, неформальной и, в идеале, самоорганизующейся, то есть требующей от взрослых минимальной помощи и руководства.
Не менее важной сегодня является проблема прямого и свободного общения православной молодежи и ее невоцерковленных сверстников. Эти сообщества растут сейчас параллельно и, как правило, избегают «выяснения отношений», разговоров на серьезные темы. Вести такие беседы, обмениваться впечатлениями почти негде: все ходят в свои «тусовки» и не лезут в чужие. Но если молодой человек, желающий познакомиться с теми же «готами», идет на общеизвестную «стрелку» и находит там своих сверстников, то человек, желающий познакомиться с православными, идет в храм, где молодые люди будут последними из тех, кто его там встретит. Создание специальных «молодежных центров» при храмах и монастырях или даже «молодежных приходов» — не выход. В храме и в монастыре всякого человека, действительно, должны встречать духовно опытные люди, но вот околохрамовая молодежная субкультура вполне могла бы стать той средой, пообщавшись с которой неверующей молодежи захочется прийти в Церковь.
Важно также учитывать, что сегодня многие молодые и зрелые неверующие люди, как и во все времена, ищут встреч и бесед со священниками. К сожалению, встреча в храме для таких категорий людей происходит не так часто, как прежде. Большинство священников загружено текущими обязанностями по организации и окормлению своих приходов. Иной формы общения, кроме исповеди или лекции, приходящим почти не предлагают. Остается звонить со своими вопросами на редкие православные радиостанции, писать их на различные интернет-порталы. Но ведь люди первоначально жаждут именно живого общения, пусть даже внешне беспредметного или бесцельного. Появление специально выделенного священника (или группы духовных лиц), который мог бы в вечернее время в центре Москвы, практически на улице ответить на вопросы прохожих, сказать им какое-то краткое и утешительное поучение, безусловно, привлекло бы внимание и души многих людей к Православной Церкви. Задача апостольской проповеди на площадях, почти неразрешимая в наше время, может быть сравнительно легко решена в уникальных обстоятельствах, сложившихся вокруг часовни-памятника Героям Плевны, памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (на другом конце сквера) или любого другого церковного объекта, расположенного пешеходной зоне центра столицы.
Представим себе, какие направления миссионерской и другой (например, общественной или культурной) работы можно было бы развернуть на такой площадке. Во-первых, она идеально подошла бы для стажировки студентов православных учебных заведений в рамках публичной проповеди на темы своих будущих специальностей (форма проповеди, в этом случае, может быть свободной и творческой, специально «поучать» людей совсем не обязательно). Рядом вполне могут проводиться регулярные раздачи миссионерской литературы и периодики (на такой площадке их ни в коем случае нельзя превращать в распродажу!). Здесь же можно организовать встречи и живое общение с современными авторами православной литературы и периодики и другими личностями, популярными в православной среде; проведение однократных или продолжающихся лекций на исторические, военно-патриотические, литературно-художественные, воспитательные и другие темы (лекции должны быть короткими и предусматривать возможность прямого общения с аудиторией; остро-политических тем поначалу важно было бы избегать); проведение диспутов или дебатов на актуальные молодежные темы (здесь важно также не затрагивать политику, чтобы дебаты не перерастали в митинг, на который необходимо специальное разрешение).
На одном конце площадки в рамках своеобразной «вахты памяти» может происходить ежедневная запись имен и поминовение всех воинов, «за веру и отечество живот свой положивших», а на другой время от времени устраиваться православные стихотворные и певческие конкурсы (опытный регент может даже пытаться организовывать хор из случайных прохожих, доказав им, что молитвы и русские песни могут петь хором любые желающие этого люди). От памятника также вполне можно было бы начинать проведение бесплатных пешеходных экскурсий по Москве, имеющих миссионерские цели. Отдельное большое значение имели бы постоянно назначаемые на площадке открытые заседания-сходки приходских и иных православных молодежных объединений. Для них это была бы неплохая возможность оценить свои силы и привлечь новых активистов из числа «просто интересующихся».
Отдельным блоком в деятельности площадки могли бы статьи социально-благотворительные мероприятия. Например, контакт с местными властями будет особенно легко найден в процессе организации уборки и благоустройства окружающей территории. Такие «генеральные уборки местности» помогут постепенно увеличить сферу влияния площадки и обеспечить ее неформальную легитимность в глазах народа. Ведь не секрет, что тот, кто убирает территорию, в глазах граждан и выглядит ее неформальным, но настоящим хозяином. Проведение регулярных воскресных кормлений нищих и лиц без определенного места жительства — акция несколько более трудоемкая и затратная. Здесь важно не только организовать тщательную уборку одноразовой посуды, но и добиться разрешения местных властей и милиции.
За бортом этой статьи, наверняка, осталось довольно много неосвещенных форм молодежной миссионерской работы и досуга. К примеру, организация тех же открытых вечеров православных знакомств и дней православной молодой семьи. Одним словом, площадка может стать местом проведения самых разных мероприятий, необязательно молодежных, но обязательно неагрессивных и миссионерских по направленности.
Что же необходимо для организации подобной миссионерской площадки? Во-первых, конечно, благословение Церкви и молитва за успех нового начинания. Епархия также могла бы направить специально для работы на площадке одно или нескольких духовных лиц, способных регулярно в вечернее время отвечать на вопросы собравшихся, произносить краткие проповеди и благословлять собирающуюся церковную молодежь. Важно было бы также благословить московские приходские и более крупные молодежные объединения на регулярное проведение различных культурных акций и просто общих собраний именно в этом месте. Ну и, разумеется, нельзя забывать об информационной поддержке и координации большинства проводимых мероприятий, без которых сегодня в крупном городе будет довольно сложно собрать заинтересованных людей.
Важно понимать, что создание площадки может превратиться в довольно скучное или даже прямо вредное дело без предварительного учета тех опасностей и затруднений, которые неминуемо встретятся на пути организаторов. Одним из главных недостатков организации уже в первые дни может стать затягивание начала мероприятий и слабая активность в первые месяцы организации площадки. Именно поэтому такую работу целесообразнее всего начинать летом или, в крайнем случае, ранней осенью. Необходимо максимально использовать сочетание массового интереса к первым событиям и публичным акциям на площадке и длинных теплых дней, благоприятствующих проведению любых собраний на открытом воздухе.
Второй серьезной опасностью может оказаться формализация миссионерской работы. Важно, чтобы ее вели действительно творческие, активные люди, особенно это касается духовных лиц.
Опыт «георгиевцев» наглядно показывает, что организаторы площадки поначалу столкнутся как со спонтанными, так и с сознательно организованными провокациями собирающейся православной молодежи на агрессию. Важно выработать правила разрешения возможных конфликтов и жестко придерживаться их до тех пор, пока православная молодежь не почувствует себя «хозяйкой» всей площадки. В одном ряду с ростом агрессивных настроений стоит и возможная маргинализация площадки. Важно, чтобы постоянный костяк местного сообщества составляли 15−20 сравнительно молодых людей до 40 лет, не позволяющих асоциальным элементам (экстремистам, сектантам, сумасшедшим, бесноватым) захватить влияние в складывающейся среде общения и придать ему болезненно-отпугивающий характер.
И наконец, еще одним серьезным искушением организаторов может стать установка на закрытость площадки. Сейчас даже в среде «Георгиевского патруля» популярны разговоры, что наилучшим завершением его работы стала бы установка высокого забора вокруг часовни. Это заведомо пораженческий вариант развития событий. Вместо того чтобы распространять свое влияние на окрестности и окружающее сообщество, площадка может попытаться «закрыться» от них, но в таком случае она сразу потеряет свое миссионерское значение.
Напоследок хочется еще немного порассуждать о необходимости организации православной молодежной миссионерской площадки. Какую она может принести пользу? Что, в итоге, выиграют люди?
У Русской Православной Церкви появится еще одна уникальная возможность для благовестия людям о Христе; в центре Москвы возникнет бесплатная площадка для миссионерской практики; еще один сравнительно малопосещаемый церковный объект (в данном случае, часовня-памятник, Патриаршее подворье) приобретет высокий общественный авторитет и сможет работать в режиме, аналогичном, к примеру, Иверской часовне.
Православная молодежь столицы, в свою очередь, зарезервирует себе место для постоянных неформальных встреч и общения в свободном режиме и, может быть, лучше осознает свои миссионерские возможности и задачи.
Государство и городская власть тоже, несомненно, выиграют от организации площадки. В центре города (в данном случае — прямо под окнами Администрации Президента) исчезнет еще один рассадник маргинальных, антиобщественных элементов. Молодежный досуг в данном месте приобретет культурные формы и станет примером для подражания на других площадках. У городского коммунального хозяйства появятся добровольцы для благоустройства довольно важной городской территории.
Наконец, гражданское общество Москвы не только обретет еще одну возможность услышать слово Истины «из первых рук», но и найдет на площадке еще одно сравнительно благоустроенное место для проведения культурного досуга.
Некоторым читателям этих строк, может быть, покажется, что перед ними очередной утопический проект, на реализацию которого не стоит тратить времени. Мол, время сейчас такое, что мало кто захочет, рискуя репутацией, добровольно и бесплатно возиться с какой-то площадкой, а если и захочет, то никто ему не позволит. Однако несмотря на видимую фантастичность высказанных предположений, их осуществление сегодня не только возможно, но и крайне необходимо. В конце концов, дорогу осилит идущий.