Комсомольская правда | Леонид Репин | 09.07.2007 |
Даже не верится, что такое тихое место может обосноваться в центре Москвы, в двух шагах от Кремля. Шум огромного города отдаленным гулом сюда пробивается и тут же иссякает, отхлынув от древних стен монастыря. Известно, что Ивановский женский монастырь бытовал в Белом городе, на Ивановой горе с начала XVI века. А основала его, по преданию, Елена Глинская, мать Ивана Грозного. Ну, а дальше судьба старейшей в Москве обители сложилась жестоко и трагически.
В главном во всей Москве женском монастыре в одно и то же время прятались две насельницы государственного значения. И если имя одной знали все — душегубицы Дарьи Салтыковой, то подлинное имя другой было известно лишь избранным. Только с течением времени высветился самый край тайны инокини Досифеи. Княжны Таракановой.
Все дело в том, что было две княжны Таракановы. Та, которую из Ливорно выкрал обольститель граф Алексей Орлов и о которой с самого начала ее появления на страницах русской истории знали, что она самозванка, как предполагается, ставленница поляков, намеревавшихся с ее помощью развязать еще одну смуту в России. Кто, как не родная внучка Петра Великого — первейшая наследница российского престола, а вовсе не Екатерина II? То-то императрица и заволновалась, и отрядила Орлова в Италию…
Из-за нее, этой мнимой Елизаветы, якобы внучки великого государя, и возникла невразумительная путаница в истории. Да еще художник Константин Флавицкий в своей картине отразил последние минуты жизни мнимой княжны Таракановой и вовсе запутал всех. Помните, на тюремной койке мечется растерзанная красавица, тут же мыши снуют, а в зарешеченное окошко хлещет невский поток… Вовсе не так было. Умерла несчастная от чахотки еще за два года до того наводнения.
Ну и кто же тогда та таинственная инокиня Досифея? Вот она-то и есть подлинная княжна Тараканова, принцесса Августа, дочь императрицы Елисаветы Петровны. За то и томилась в одинокой келье до конца жизни, что по самому своему рождению несла угрозу российскому престолу.
Как же судьба свела ее родителей? Ведь пропасть меж ними лежала непреодолимая… Елисавете в то время было всего восемнадцать. Уже лишившись отца и матери, она обратила взор на двадцатилетнего придворного певчего, сына простого малороссийского казака. Голосистого красавца звали Алексей Разум, и судьбе было угодно, чтобы они полюбили друг друга. Зато едва Елисавета стала императрицей, она без лишних проволочек возвела возлюбленного в графское достоинство и тайно обвенчалась с ним в Москве, в церкви Вознесения в Барашах, что на Покровке.
Почему их законная дочь, принцесса Августа, стала княжной Таракановой — тоже есть объяснение. Хотя и нельзя сказать, что бесспорное. Историки предполагают, что фамилия Тараканова произошла от фамилии Дараган, которую носила родная сестра Разумовского Вера Григорьевна, бывшая замужем за полковником Е. Ф. Дараганом и жившая при дворе в Петербурге. Юная Августа росла в их семье. И вместе с детьми Веры получила искаженную фамилию: Тараканова. Это на сегодняшний день единственное объяснение происхождения фамилии, укрывшей прямую, но нежелательную наследницу российского престола.
Инокиня Досифея прожила в Ивановском монастыре до 64 лет и умерла в 1810 году. Только после того, как ее не стало, приоткрылась тайна: ее похоронили в Новоспасском монастыре, в родовой усыпальнице Романовых. Документов о ее жизни в Ивановском монастыре не сохранилось, в клировых монастырских ведомостях она не значилась. А иначе и быть не могло: инокиня Досифея, в миру Августа, содержалась в самой глубокой тайне.
Что касается Салтычихи, собственноручно изведшей 138 человек, то она просуществовала в этом монастыре до 1833 года, ухитрившись родить ребеночка от охранявшего ее солдатика. Чем и тому навредила, поскольку солдата сослали на каторгу. Об их ребенке ничего не известно.
…Судьба старейшего монастыря в советское время сложилась ужасно. В 1918 году в его стенах устроили первый московский концлагерь — пересыльную тюрьму ВЧК. Тихих его обитателей разогнали: кого посадили, кого расстреляли. Есть сведения, что в подвалах монастыря тоже выстрелы регулярно звучали. Но каким-то образом из 300 насельниц семнадцати удалось дожить даже и до 1920 года. Закрыли монастырь официально первым из всех московских.
Только в 2002 году ожила эта древнейшая обитель Москвы.