Русская линия
Правая.RuМитрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)09.06.2007 

«Евангелия Христова светлый списатель»
Проповедь митрополита Владимира, посвященная апостолу и евангелисту Луке, чьи честные мощи прибывают в Россию со святой горы Афон

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Многими талантами обладал с юности святой Лука, и широкий выбор жизненного пути рассти­лался перед ним. Он жил в Антиохии — сирийском городе, славившемся расцветом наук и искусств, где не было недостатка в знающих учителях.

Пытливый, умный юноша, одну за другой пере­листывал он страницы человеческой премудрости. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Но к удивлению всех знав­ших его святой Лука пренебрег «блестящей карье­рой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею — на поиски явив­шегося там Учителя праведности.

В одном из песнопений Церкви Апостол Лука именуется Евангелия Христова светлым списателем. К Свету Высочайшему стремилась его чистая душа, не находившая успокоения в тусклых огонь­ках мирской образованности. Нет, не блистать, не горделиво «самовыражаться» хотел смиренный Лука, но причаститься Божественного Света. Еще в Антиохии этот юноша-грек прозрел в священных книгах иудеев истину о Едином Боге, почерпнул из Ветхого Завета знание о грядущем в мир Искупи­теле. И услышав об Иисусе Назорее, святой Лука безошибочно почувствовал: вот Тот, Кто берет на Себя грехи падшего мира.

Святой Лука стал одним из скромнейших уче­ников Спасителя. Он не был в числе тех двенадца­ти верховных избранников, которые постоянно находились рядом с Сыном Человеческим, могли слышать каждое Его слово, становились первыми свидетелями Божественных Его деяний. Молодой антиохиец словно бы затерялся среди многоты­сячных толп, в отдалении следовавших за Иисусом Христом и ловивших крохи со стола Господня. Однако среди всех этих людей, дивившихся чуде­сам Христовым и возвещаемому им учению Любви, святой Лука был самым внимательным зрителем и слушателем. Как на чистом воске, запечатлевал он в своей памяти священные события, очевидцем которых ему посчастливилось стать.

Сердцеведец Христос не дозволил святому Луке остаться только созерцателем, но уготовал ему трудный жребий благовестника.

Святой Лука оказался в числе тех семидесяти Апостолов, которых избрал Господь… и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, моли­те Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Лк. 10, 1−3).

Апостолы от семидесяти были наделены духов­ной мощью, позволявшей им совершать чудеса: исцелять болезни и изгонять бесов. Апостол Лука с трепетом ощущал в себе эту силу. Приуготовляя пути Господу, проходя по чужим, а порой и враж­дебным городам и селениям, святой Лука закалял­ся и мужал духом. Он достойно совершал дело благовествования, а втайне печалился, ибо лишен был сладчайшего лицезрения Спасителя. Но по возвращении этот смиренный ученик в числе своих собратий был осчастливлен обещанием Сына Божия: тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20).

Но вот миновало для Апостолов Христовых светлое время ученичества и настали дни великой скорби и испытаний. Сын Человеческий был пре­дан одним из учеников, схвачен коварными фари­сеями, распят надменными римлянами. Когда вер­шилась великая Жертва Голгофская, святой Лука среди немногих верных стоял вдали и смотрел на это (Лк. 23, 49).

После смерти Спасителя мир казался Его уче­никам пустыней, из которой навеки исчезла Исти­на и ушла Любовь. Но Милосердный Господь вскоре утешил их, а святого Луку — одним из первых, явившись ему в самый день Воскресения Своего — даже раньше, чем в собрании ближай­ших избранников. Таинственным Спутником пред­стал Спаситель святым Луке и Клеопе на темной вечерней дороге, утишил смуту их разума, изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27), пробудил в них надежду на Свое Воскресение, а затем — даровал им счастливейший миг узнавания Себя, Воскресшего, — и открылись у них глаза (Лк. 24, 31).

С этого благодатного мгновения святой Лука вершил уготованный ему земной подвиг с серд­цем, исполненным немеркнущей радости и Боже­ственного Света. Окрыленный преславным чудом Воскресения Христова, он стал свидетелем и новых Божественных свершений: Вознесения Господня и сошествия на Апостолов Святого Духа Утешите­ля. После Пятидесятницы святой Лука некоторое время оставался в Иерусалиме. Он общался с самовидцами Слова, одиннадцатью избранными Апостолами, и питал свое сердце бесценными под­робностями земного жития Сына Божия. Он посещал домик святого Апостола Иоанна, где жила Пречис­тая Матерь Божия, и слушал сладостные Ее рас­сказы о Рождестве Спасителя мира. Святой Лука стал очевидцем первых великих деяний Христовых благовестников, запоминал чудеса и речи первоверховного Апостола Петра, видел доблестную кончину первомученика Христова святого архидиа­кона Стефана. Так обогащалась сокровищница па­мяти смиренного Апостола Луки — чтобы впослед­ствии излиться в мир страницами боговдохновенных священных книг.

Среди все усиливающихся гонений, которые воздвигали богоубийцы-фарисеи на последователей Христа, святой Лука почел за благо покинуть Иерусалим. Он удалился к себе на родину, в Антиохию, где уже была большая христианская община. Проходя через Самарию, он взял с собой нетлен­ную десницу святого Иоанна Крестителя — руку, под которую некогда подклонил главу Сам Христос Спаситель, благоволивший принять крещение от Своего Предтечи. (В конце XVIII века десница свя­того Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю.)

Святой Лука никогда не стремился первенство­вать, лучшей долей для него было стать учени­ком достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братии во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного Апостола Пав­ла — просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия Апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову.

Всевышний, приуготовляя Апостолу Павлу вы­сочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть — тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юно­сти искусство медицины: лекарственными средства­ми облегчал он страдания своего великого настав­ника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного Апостола Павла, называвше­го святого Луку врачом возлюбленным.

Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за Апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда Апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не поки­нул только святой Лука. В заботах врача возлюбленного находила утешение душа просветителя на­родов, томящаяся предчувствием мучительной кончины. И святой Апостол Павел писал из темницы: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизал­ся, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный… Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною (2 Тим. 4, 6−8; 10).

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых Апостолов. Повод к этому свершению казался незначи­тельным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному Апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста.

Скромными словами открывает святой Лука на­писанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно извест­ных между нами событиях (Лк. 1, 1). Действи­тельно, в те времена было предпринято более сот­ни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской ли­тературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного Апостола от семидесяти, святого Луки.

С благоговейной точностью, дорожа каждой известной ему подробностью деяний и поучений Божественного Спасителя, в трепете и страхе Божием совершал святой Лука повествование евангельское. Красноречивейший из учителей Церкви святитель Иоанн Златоуст говорил: По сравнению с другими писателями Евангелия, святой Лука отличается большею полнотою, с какою он объемлет новоза­ветные события, начиная от Рождества святого Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит. Равным образом и последнее евангель­ское событие — Вознесение Иисуса Христа на небо — святой Лука один рассказал подробно. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком кра­сот литературного слога, отмечает также чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образова­ние, которое он получил в Антиохии.

В родном городе святой Лука овладел и ис­кусством живописца: этот талант он также обратил на служение Всевышнему и Церкви Его. Святой Лука является зачинателем иконописи — зримой про­поведи Слова Божия, хранящей для наших взоров облик Богочеловека Христа, Пречистой Его Матери и святых подвижников Господних. На доске от сто­ла, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, изобразил свя­той Лука прекрасный образ Приснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Это творение вдохновенного святого художника удостоилось бла­гословения Самой Богородицы: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будет. И Православная Церковь взывает к Царице Небесной: Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских сказаний благовестником, и к Тебе Царице принесенной, да сильну соделаеши спас­ти чествующих Тя.

Первая икона Пресвятой Богородицы, создан­ная святым Лукой, в XII веке стала сокровищем Русской Церкви. Для этого чудотворного образа святой благоверный князь Андрей Боголюбский выстроил величественный Успенский собор во Вла­димире. С тех пор эта икона Матери Божией именуется «Владимирская». Шесть раз от Вла­димирского образа Преблагословенной Девы проистекало спасение Руси в годину грозных нашествий. Среди бед и потрясений православный русский народ взывал к Царице Небесной перед Владимирской Ее иконой: Спаси Землю Русскую! — и Милосердная Владычица отводила несчастья. А когда в годину Смуты народное ополчение шло освобождать Москву от польских захватчиков, в русском войске говорили: Лучше нам умереть, нежели предать на поругание Пречистой Бого­родицы образ Владимирский.

Святые православные иконы по смыслу своему неизмеримо выше того, что называется изобрази­тельным искусством. Это не картины, которыми тешится зрение, а окна, отверстые в Небесное Царство. Никакой шедевр художника, демонстри­рующего знание анатомии и пространственной перспективы, не может вызвать тех высоких и свет­лых чувств, какие вызывает созерцание святой иконы в душе молящегося. Предстояние святым образам есть беседа с Горним миром, откликаю­щимся верующему сердцу.

Не эстетическим изыском, а Божественным Откровением был вдохновлен святой Лука, когда создавал икону Матери Божией. Не взрослого Иисуса Христа, Которого он имел счастье лицезреть, изо­бразил первый иконописец рядом с Пресвятой Богородицей. Тайной высочайшей духовности веет от запечатленного святым Лукой образа: Пречис­тая Дева-Мать с Божественным Младенцем. Нет, не человеческим разумением создан этот символ Всеспасающего Рождества и Вселенского Материн­ства, отобразить который впоследствии стремились крупнейшие гении западной живописи — но так и не постигли неземной красоты православной иконы.

В житии Апостола и евангелиста Луки видится полнота служения Всевышнему и ближним. Не толь­ко в уединенных трудах подвизался он, но стяжал и славу благовестника во многих странах у многих народов, так что его называли «вторым Апостолом Павлом». Сам первоверховный Апостол Павел по­ручил смиренному спутнику своему, святому Луке, утверждение Церкви в Македонии. Святой Лука был свидетелем доблестной мученической кончи­ны Апостола Павла в Риме, а затем продолжил священное дело своего наставника. Он пропове­довал истину Христову в Греции, а уже в глубо­кой старости предпринял дальнее Апостольское пу­тешествие в Ливию и Египет. Силой, данной ему от Бога, святой Лука совершал чудеса и словом христианской любви приводил он людей на путь Вечной жизни. И в кончине своей Апостол Лука сподобился последовать жертвенному подвигу Божественного Искупителя: он был распят на вет­вях оливкового дерева язычниками греческой об­ласти Ахаии.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Взирая на подвиг жития Апостола Луки, каж­дый христианин должен понять: Бог наделяет чело­века умом и талантами не для развлечения, расто­чения или тем более обращения их во зло, предмет гордыни или соблазн для ближних. Многими дарова­ниями обладал Апостол Лука — и все свои таланты, приумножив их трудом, он посвятил Всевышнему Дародателю. Как писатель он стал духоносным евангелистом. Как художник он сделался зачинателем священной иконописи. Как врач он облег­чал болезни страждущего Апостола Павла, а впос­ледствии исцелял телесные и душевные недуги множества людей и ныне продолжает врачевать прибегающих к нему с теплой молитвой. Пресветлое небесное счастье заслужил Апостол Лука с помощью своих талантов. Так да последуем и мы святому его примеру, на служение Господу отда­вая все силы и способности свои, чтобы не при­несли они нам погибель вместо спасения.

Святой Лука был смиренен, он старался дер­жаться как бы в тени старших Апостолов, но вот Сам Господь прославил его. Имя святого Луки просияло в созвездии четырех евангелистов, сопут­ствует повествованию о деяниях первоверховных Апостолов, осеняет убранство храмов Божиих, и Святая Церковь воспевает звезду церковную, Луку Божественного. Так не суетное тщеславие, а смиренное служение Высшему приводит человека к истинной чести, простирающейся от земного мира к высотам Небесного Царства.

На протяжении многих столетий от честных мо­щей Апостола Луки проистекали исцеления глазных болезней — вместе с возвращением здоровья к ис­целившимся приходило и духовное прозрение. Так да просветит и нас, грешных, и наставит на благие дела святой Лука, Апостольских деяний сказатель и Евангелия Христова светлый списатель, врач сущий, человеческие немощи исцеляющий и моля­щийся непрестанно за души наши. Аминь.

http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/12 521


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru