Русская линия
Российская газета Михаил Фалалеев09.06.2007 

Благословение святого Луки
В Россию привезут мощи апостола

Событие, которого ждут миллионы православных христиан, произойдет 9 июня: в Москву со святой горы Афон привезут мощи святого апостола и евангелиста Луки. Принесение его честной главы организует Фонд Андрея Первозванного с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Где побывает святыня

Святыня посетит Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Волгоград, Элисту.

К святым мощам смогут прикоснуться верующие не только в России, но и в Белоруссии и на Украине: Минске, Киеве, Запорожье.

Вернется святыня на Афон 12 июля.

Чем славен святой Лука

Святой Лука — один из 70 апостолов, которых Господь послал по двое проповедовать в те города, куда был намерен идти. Они должны были подготовить приход Иисуса Христа в эти, зачастую враждебные, места. Апостолы от 70 были наделены духовной мощью, позволявшей им совершать чудеса: исцелять болезни и изгонять бесов.

Святой Лука стал очевидцем всех важнейших событий. На его глазах произошло распятие Иисуса Христа на Голгофе, одним из первых он увидел воскресшего Спасителя, а затем — Вознесение, слушал Богоматерь, общался с первыми учениками Господа — 12 апостолами, был во время Пятидесятницы с апостолами, когда на них сошел Святой дух. Наиболее почитаемый из учеников

Христа Первоверховный апостол Павел поручил ему учредить церковь в Македонии. Под его же руководством Лука написал уникальное по своей тематике третье Евангелие и «Деяния Апостолов».

Только он говорит о Рождестве святого Иоанна Предтечи, только у него наиболее подробно описывается последнее евангельское событие — Вознесение Иисуса Христа на небо.

Но наибольшую ценность имеет описание в «Деяниях» того момента, когда в умах апостолов произошел психологический переворот: они вдруг поняли, что Христос пришел спасать не только «овец Израилевых», но и все человечество. Именно святой Лука объяснил, почему христианская церковь — вселенская.

Почему святой Лука особо почитается в России

Святой Лука стал единственным художником апостольского братства, основателем иконописи, без которой немыслимо православие.

Иконопись — это зримая проповедь Слова Божия, хранящая для наших взоров облик Христа, Пречистой Его Матери и святых подвижников. На доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой Лука изобразил образ Приснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Это первое его творение удостоилось благословения Богородицы: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будет.

Эта икона в XII веке стала сокровищем Русской церкви. В 1131 году ее привезли из Константинополя святому князю Мстиславу и поставили в Девичьем монастыре Вышгорода. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. Тогда она и стала называться Владимирской. В 1395 году икону впервые привезли в Москву. Шесть раз Владимирский образ спасал Русь от грозных нашествий. Последние несколько лет икона хранится в Свято-Никольском храме Третьяковки.

Другая икона, написанная святым Лукой, — «Черная Мадонна» Ченстоховская, главная святыня Польши. Каждый год около 4,5 миллиона верующих приезжают в монастырь Ясна-Гура, чтобы ей поклониться. По преданию, она была написана на одной из досок дома в Назарете, где жило Святое семейство. Икона в древности находилась на Руси и лишь позднее, после одного из военных набегов поляков, была вывезена в Польшу.

Федоровская икона, тоже кисти святого Луки, являлась молельным образом великого князя Александра Невского. Более того, в память о том, что ею в 1613 году был благословен на царство Михаил Романов, Федоровская икона стала считаться символом прекращения смутного времени и покровительницей царского дома Романовых. Перед ней женщины молятся о благополучном разрешении от бремени.

О чем его молят

Святому Луке молятся в особенности при болезни глаз. После его мученической кончины (он был повешен язычниками на оливковом дереве) о местонахождении его мощей стало известно по тем исцелениям, которые здесь совершались.

Образование врача он получил еще в юности. Позднее, как святой апостол, Лука был наделен и божественной силой исцелять людей. Особенно его искусство пригодилось, когда он стал неизменным спутником святого апостола Павла.

Павел тяжко болел, римляне держали его в тюрьме, жестоко пытали. И святой Лука облегчал страдания, в том числе и душевные, своего великого наставника. Именно тогда Павел назвал Луку врачом возлюбленным: он единственный, кто не покинул Павла до самой смерти.

Святой Лука и впоследствии исцелял недуги множества людей. Продолжает и ныне врачевать приходящих к нему с теплой молитвой.

Что такое мощи

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти.

Почему поклоняются святыням

Как рассказал «РГ» епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, представитель Русской православной церкви за границей, для всякого верующего человека прикосновение к мощам есть прикосновение к телу святого, который получил Божью благодать и наполнен Духом Святым.

— При жизни святость выражается либо в чудесах, либо в мироточениях, либо в исцелении людей, либо в массовом обращении к Богу, — сказал владыка Михаил. — Когда святой преставляется перед Богом, то остается тело умершего — мощи. Самые первые мощи — это были мощи мучеников.

Православная церковь установила почитание мощей по трем причинам.

Во-первых, останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам.

Во-вторых, почитание мощей имеет литургическое значение. Мощи святых являются залогом их участия в молитвах. Вот почему древняя Христова церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика.

Третьим основанием служит учение православной церкви о мощах как носителях благодатных сил. И эта благодать передается людям через святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и после смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам.

Владыка Михаил рассказал «РГ», что в предыдущие века гроб святого был местом паломничества, люди приходили со всего мира. Шли, например, на Афон, на Святую Землю к Гробу Господню. Многие не доходили, гибли в пути. Поэтому подвижники стали сами приносить святыни в другие города и даже страны.

Святой Лука тоже приносил святые мощи. Проходя через Самарию, он взял с собой нетленную десницу святого Иоанна Крестителя — правую руку, под которую некогда подклонил главу Иисус Христос, принявший крещение от своего Предтечи. В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю.

— Несколько лет назад, — поделился владыка Михаил, — у некоторых общественных сил появилась мысль: а почему не привезти такие мощи, которые для России недоступны, но в которых так нуждается русский народ? Этим занялся Фонд Андрея Первозванного. Тогда и меня попросили участвовать в святом деле.

СПРАВКА «РГ»

Сколько было принесений

В 2003 году со святой горы Афон в Россию была принесена стопа Всехвального апостола Андрея Первозванного. Стопа пребывала в России с 25 мая по 29 июня. Ей поклонились более миллиона верующих. Святыня побывала в Москве, Санкт-Петербурге, на Валааме, в Новгороде, Мурманске, Владивостоке, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Севастополе, а также в Киеве и Минске. Мощи святого покровителя русских моряков побывали на всех флотах России.

Уникальным стал семимесячный Крестный ход по епархиям Русской православной церкви с мощами преподобномученицы Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, принесенными из монастыря Марии Магдалины в Иерусалиме. Крестный ход, организованный совместными усилиями РПЦ и РПЦЗ, продолжался с июля 2004 по февраль 2005 года и охватил почти все епархии Русской православной церкви — более 70 епархий.

С 7 июня по 18 июля 2006 года проходил Крестный ход с величайшей святыней православия — десницей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна по 11 епархиям РПЦ, включая Украину и Беларусь. Эта акция осуществлялась совместно Русской православной и Сербской православной церквами. Десница была принесена из Цетинского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Черногории. Ей поклонились около двух миллионов верующих в Москве, Санкт-Петербурге, Гатчине и других городах России.

В Киеве, где принесение десницы совпало с принесением частицы Животворящего Креста Господня, произошло чудо — прозрение слепой четырехлетней девочки.

http://www.rg.ru/2007/06/08/luka.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru