Русская линия
Русское Воскресение Анна Козырева08.06.2007 

Под благодатной сенью Покрова
О почитании Пресвятой Девы Марии

Важнейшим элементом христианского вероучения является почитание Пресвятой Девы Марии, Божией Матери. Оно было установлено в 431 г. на III Вселенском Соборе в Эфесе и подтверждено всеми последующими Вселенскими Соборами. Учение о Богоматери ярко выражено в словах Феодора, епископа Анкирского: «Кто не признает Владычицу нашу Богородицу, тот отчужден от Бога».

Особое покровительство Богородица оказывала двум, доставшимся ей, земным уделам — Иверии и горе Афон. Под Ее святым покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов благодаря Её заступничеству. Особенно стало почитаться чудо знамения Покрова Пресвятой Богородицы, совершенное в 1-й половине Х в., когда Богородица, явившись во Влахернском храме Константинополя, простерла над молящимися белый свой покров, или омофор.

Влахерны — местность в западной части Константинополя, славилась своими святынями. В 474 г. в Богородичную церковь, построенную императором Львом 1 Великим (457−474 гг.), были перенесены из Палестины честные ризы Пресвятой Богородицы. Здесь же вместе с одеждою Богородицы, хранились в златокованом ларчике-ковчежике часть пояса Её и плат-омофор, который Она при жизни носила на своей голове.

Во время всенощного бдения, в воскресный день, 14 октября в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый, вскинув очи свои вверх, увидел вдруг Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоявшую на воздухе и молящуюся. Светом солнечным сиял Её лик.

С замиранием сердца взирал святой Андрей на Пресвятую Богородицу, и, наконец, он осторожно-осторожно, не веря себе и боясь спугнуть видение, спросил своего ученика, блаженного Епифания:

— Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

— Вижу, — Епифаний тихо ответил: — святый отче, и ужасаюсь.

Превозмогая сердечный трепет-страх и замерев смущенной душой, созерцали дивное и невиданное видение Андрей и Епифаний: Богоматерь молилась долгий час, омывая слезами Свое Боговидное и Пречистое лице. Затем Она подошла к святому престолу в алтаре, где, по окончании молитвы, сняв с Себя, блиставшее на подобие молнии, большое покрывало, с великою торжественностью распростерла его над всем стоящим в храме народом.

Блаженный Андрей и ученик его явно лицезрели распростертое в воздухе чудесное покрывало. Немалое время видимым был блистающий омофор, а, после того, как Богородица покинула храм, Покров сделался невидимым. Но осталась благодать, которую испытали все, кто был в храме, и долго еще пребывала здесь.

С тех пор Покров Богородицы становится сначала местным, а затем и общеправославным символом Божией Матери, как защитницы мира — главной Заступницы за людей перед Господом, покрывающей своим Покровом все истинное христианство.

С принятием христианства на Руси культ Божией Матери народом сразу же принимается всем сердцем. В числе икон, вывезенных Владимиром из Корсуни, были три иконы Божией Матери, получивших позднее прозвание Корсунских. Святой князь Владимир, построив в честь Пресвятой Богородице главный храм Киева — Десятинную церковь, град свой стольный посвящает Ей, а в память о торжестве по случаю освящения храма устанавливается первый, собственно Русской Церкви, христианский праздник, отмечавшийся ежегодно

11 или 12 мая.

На Руси изначально отношение к Матери Божией сложилось самое трепетное и ласковое, и совсем не случайно до сих пор Русскую землю называют Домом Пресвятой Богородицы. Ощущение особой близости и особого почтения выльются в самые нежные и трогательные слова, обращенные к Ней в дерзновенной искренности и простоте, как к собственной матери — ласковой и близкой:

Мати моя — Матушка Мария,
Пречистая Дева, Пресвятая,
Свет Мати Мария,
Пресвятая Богородица,
Солнце красное,
Пречистая голубица,

Мати Божжа, богородица,
Скорая помощница,
Теплая заступница,
Заступи, спаси и помилуй…

Именно так, молитвенно, в чистой простоте и глубокой вере, обращаются к Ней в русских народных песнях, но особенно Она близка и понятна страдающему, тоскующему женскому сердцу, а уж сколь искренне и сострадательно воспринимается Ее неизреченная боль за Сына Иисуса Христа. И к кому, как не Ей — такой близкой и родной излить всю свою тоску болезнующего сердца?

«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице!..» «Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых…» — это уже из канонических молитв.

Единственный род любви, о котором старинному русскому человеку не стыдно говорить, — это сострадательная любовь, материнская, или близкая к материнской. В отличие от средневекового Запада, где обожание-влюбленность

Прекрасной Дамы распространялась и на Саму Деву Марию, на Руси Она -только Богородица и никогда не предмет облагороженной чувственной влюбленности. Пресвятая всегда источник исключительно материнской жалости, ведь Она — Матерь Бога, а, значит, и всех людей и всех тварей. И совсем не случайно в русских деревнях еще недавно часто употреблялся в значении «любить» глагол «жалеть»: «он ее жалеет», «она его жалеет», или даже «жалкий мой внучек».

И столь же оправданно и символично, что впервые русская женщина появляется в русской поэзии как Ярославна из «Слова о полку Игореве». Именно она всем своим женским ясновидением сострадает, реально ощущающая раны и жажду своего мужа и его воинов. И также понятна и ясна ее материнская скорбь по утонувшему князю Ростиславу, образно переданная через сострадание самой природы: «уныша цветы жалобою, и древо с тугою к земли приклонилось».

Изначально культ Божией Матери в Киевской Руси подчеркивал, что и Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под Ее благодатный Покров. И Русь, как бы на мистическом уровне прочувствовав особость этого покровительства, с радостью подарила Богородице еще один великий праздник. Удивительно, но праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установленный в первой четверти ХП века Владимиром Мономахом, такого распространение и значения, как на Руси, нигде не имел и не имеет.

Покров — не просто любимейший христианский праздник на Руси. Он реально осязаем, ибо покрываемый, как щитом, Её святым покровом, человек уверен, что останется невредимым от огненных стрел своих многочисленных грехов. И таких щитов для охраны людей у неустанной и милосердной Защитницы имеется тысяча тысяч, потому как Ее молитвы — воистину те несокрушимые щиты, при помощи которых и спасается человек: «яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков».

Самым странным, непостижимым разуму, образом в том видении уже изначально многое переплелось с будущим Руси. Видение было святому

Андрею — славянину родом. Люди, собравшиеся в храме, страстно молились о спасении от полчищ славян-варвар, окруживших стольный град. Чуцдесным образом город спасется, а праздник Покрова со временем будет совершаться в славянских землях.

Хотя в самом Константинополе этого праздника не было, здесь всегда помнили об удивительном видении святого Андрея, а во Влахернской церкви появится чудотворная икона Божией Матери в образе, как Она явилась святому Андрею.

И столь же промыслительно, что рядом с блаженным, как указывает предание, был его ученик Епифаний, который впоследствии, приняв в иночестве имя Полиевкта, станет Константинопольским патриархом и именно он окрестит святую княгиню Ольгу.

Христианские праздники на Руси самым удивительным образом совпали с природным календарем. Всё созвучно и как бы олицетворено самой природой. Вот и Покров — конец осени, начало зимы. Не зря говорится, что «на Покров до обеда — осень, после обеда — зима».

Кружат-кружат над землей первые снежинки, ложатся на остывшую, затаившуюся в легком ознобе, землю. И вот упал на землю плат белый, плат кружевной, пуховой. Спи-усни земля матушка! Спи-усни кормилица!

Покрыта земля. Покрыта в Покров. Снежок легкий-легкий, белый-белый, аж дух захватывает. И давно замечено-примечено в народе, что снежок, выпавший на Покров, обещает счастье, ибо будет новая жизнь радостной и чистой, как этот первый снег. А кому эта новая жизнь обещается? Конечно же, невесте! Это она, ложась спать перед Покровом, помолившись Господу, прибавляла шепотком: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а мою голову платком».

Крепка свадьба на Покров. Отгуляли, отпели-отплясали. Вышла на утро молодая жена в горницу — на голове плат бело-голубой. Ей сейчас простоволосой быть нельзя. Грешно. Она теперь мужняя жена — под его покровом, под его защитой, а семья их молодая под Покровом Самой Пресвятой Богородицы.

Покров Пресвятой Богородицы вошел в жизнь русского народа как народный праздник. Матерь Божия приняла Русь под Свой святой омофор. Повторим, что нет такого праздника на Западе, а на Руси установился он, как явный знак русского православия, для прославления Заступницей Ее нового края-удела — Руси.

Идет Святая Дева по воздуху — «на воздесе», сняв со Своей главы плат-покров и простирает его над всем православным народом.

Ходит Богородица по земле русской. Не застать Ее в Царстве Небесном, ибо постоянно Она среди людей. Среди нас…

Мне и светлый рай стал нерадостен,
небо ясное помрачилося —
ко мне ангелы каждый час несут
слезы горькие, христианские…
И смутилась я, опечалилась!
Теперь к вам пришла в утешение,
помолить за вас с вами Господа…

В руках Богородицы был омофор святой,
омофором тем покрыла Она,
благодатным, души скорбные, — поётся в одной из многочисленных народных песен-сказов.

http://www.voskres.ru/bogoslovie/kozireva.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru