Русский дом | Татьяна Веселкина | 07.06.2007 |
«Я родился в Китае, в городе Хайларе, — рассказывает отец Гавриил. — В 1961 году мои родители переехали в Австралию, и я вырос в Сиднее. Меня и двух моих братьев родители воспитывали в русском духе: в семье отмечали православные праздники, соблюдали посты.
Лет в одиннадцать я почувствовал желание служить Богу, повзрослев, поступил в семинарию в Джорданвилле, духовную колыбель Русского Зарубежья. Через год обвенчался с матушкой Ириной. Потом родился наш первенец — сын Адриан. Сейчас у нас большая семья: сыновья Адриан и Матфей, дочери Ксения, Анастасия и Светлана».
С началом «белой» эмиграции в Австралию одним из первых был построен Свято-Николаевский собор, отметивший своё 80-летие. И ныне православные храмы остаются центрами русских общин, а церковно-приходские школы и по сей день — едва ли не единственное место в стране, где обучают русскому языку.
«Но молодое поколение не всегда достаточно хорошо владеет русским языком, — рассказывает отец Гавриил. — И даже если молодёжь предпочитает церковные службы на церковно-славянском языке, а многие и сами поют на клиросе, то когда приходит время венчаться, крестить детей, часто просят совершить Таинства и требы одновременно на двух языках. Поэтому священники говорят по-русски и по-английски».
Во время Литургии, в воскресные дни и по большим праздникам Апостол, Евангелие и проповедь читаются на двух языках.
Большинство приехавших на родину своих прародителей — духовные питомцы отца Гавриила.
У Ольги Сергеевой в России родился дедушка. Ему было 17 лет, когда он пешком ушёл в Китай. Родители Ольги, узнав о паломничестве, решили поехать всей семьёй.
Именно в православных храмах сосредоточена русская жизнь в Австралии, здесь каждое новое поколение русских австралийцев знакомится с традициями их праотцев. Все важные семейные события начинаются с посещения храма, служится молебен и уже потом празднование продолжается.
И хотя многие дети говорят по-русски с акцентом, но строго соблюдают русские обычаи. При Николаевском соборе в Брисбене есть церковно-приходская школа. Дети занимаются здесь по нескольку часов в неделю, смотрят DVD с русскими фильмами.
Отец Гавриил вспоминает: «Ещё в школе, когда меня называли австралийцем, я оскорблялся. Я — русский человек! Став старше, мне и самому было забавно, что на вопрос: когда приехал из России? Я ничего не мог ответить, потому что никогда там не был. Думал, не дождусь, когда увижу Россию!».
Случилось это в 2001 году.
Трёхнедельная поездка по святым российским местам, даже по австралийским меркам, стоит недёшево. Поэтому молодые паломники заранее зарабатывали деньги, чтобы поехать на родину своих предков.
Прародители Андрея Лещева — из Воткинска республики Коми. Ни его дед, ни отец никогда не были в России. Андрей же приезжает в Россию во второй раз. Была у этой поездки и ещё одна цель: Андрей и его подруга Наташа Черных мечтали обручиться в Санкт-Петербурге.
Большинство молодых паломников в России — впервые, и каждый переживает встречу с незнакомой Родиной по-своему.
«Австралия — молодая страна, — делится впечатлениями Юрий Куликов из Сиднея. — И церкви здесь строили наши деды. А в России многие монастыри были основаны в XV—XVI вв.еках. Как можно было разрушать такие сокровища? С другой стороны, радует, что вновь восстанавливаются храмы и обители».
Николай Коровин живо интересуется процессами, происходящими в российском обществе. Ему не безразлично, как преподаётся в школах предмет «Основы православной культуры».
Николь Финч из известного среди православных русских австралийцев большого семейства Козулиных не успевала удивляться красоте и величию русских храмов: «Сегодня мы видели удивительный Казанский собор в Санкт-Петербурге и не могли предположить, что где-то есть храм больше и красивее. Но назавтра посещали грандиозный Исаакиевский! Такого не встретишь в Австралии».
Но сердца их не оставили равнодушными и тихие, намоленные места: часовня блаженной Ксении Петербургской, некрополь Донского монастыря, где ныне покоится прах генерала Деникина.
«Сотрудники миссионерского факультета Свято-Тихоновского института организуют общение со святынями так, чтобы люди почувствовали жизнь Церкви в России изнутри, — рассказывает профессор Андрей Борисович Ефимов. — И мы, и наши гости понимаем, что Церковь и благодать едины и в России, и в Америке, и в Австралии… Мы видим, как в тяжелейших условиях изоляции от Родины наши соотечественники сохранили Православие, и сами много получаем от взаимного общения. Вот уже не первый год я наблюдаю, что у каждой души своё лицо, своя история, свои отношения с Богом».
«Каждый год я с нетерпением жду поездок в Россию, — вторит отец Гавриил. — И считаю своим долгом привозить сюда потомков русских людей, чтобы видели своими глазами, происходящий в России процесс возрождения святынь.
В настоящее время есть перспектива сделать такие поездки регулярными, но самая заветная моя мечта — организовать паломничество в Россию молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет.
В таком возрасте им нужно увидеть Россию, набраться впечатлений, чтобы подтвердить свою русскость».