Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин07.06.2007 

Православный компонент образования
Преподавание религии в школе продолжает вызывать споры

В московской патриархии ОПК называют светским предметом. Однако юристы готовы с этим поспорить.

В конце мая вновь разгорелись страсти вокруг преподавания в школе «Основ православной культуры» (ОПК). Сначала представитель правительства РФ при Высших судах и член Общественной палаты Михаил Барщевский заявил, что само название предмета ОПК «создает напряженность в нашем многоконфессиональном обществе». «Я уже не говорю о правовой стороне дела: положении Конституции о светском характере нашего государства, об отделении Церкви от школы», — подчеркнул Барщевский. По его мнению, преподавать основы какой-либо религии следует за пределами светских образовательных учреждений, которым не хватает курса «Истории религии» с качественной программой, учебниками и квалифицированными преподавателями.

Московская Патриархия в лице своего юриста Ксении Чернеги дала Михаилу Барщевскому оперативный ответ. Вкратце его можно представить так: в Конституции РФ нет положения об отделении школы от Церкви и не раскрыто правовое содержание понятия «светскость образования», а курс ОПК — светский, что подтверждено двумя письмами Минобрнауки от 22 октября 2002 года и 13 февраля 2003 года. Барщевский же, по мнению Ксении Чернеги, «совершенно безосновательно» ставит знак равенства между «светским» предметом ОПК и Законом Божьим.

«В том виде и объеме, в котором ОПК преподаются в некоторых регионах России, это и есть упрощенный вариант Закона Божьего, — заявил „НГР“ Михаил Барщевский. — На самом деле преподается православие, что недопустимо в рамках государственного образования. Светскость образования как раз означает отделение школы от Церкви. Государство, по Конституции, отделено от Церкви, а образование у нас государственное, достаточно сложить эти два положения вместе. Если же в Московской Патриархии не умеют складывать, пусть учатся на палочках».

В феврале на XV Рождественских чтениях всем желающим предлагалось приобрести учебники и пособия по ОПК. Например, экспериментальное учебное пособие «Православная культура» для начальных классов под редакцией Людмилы Шевченко. «Дорогие дети! В этом году мы поднимаемся с вами на вершину православной культуры. Она поведает нам о великой тайне Пресвятой Троицы и ослепительном сиянии Царствия Небесного Света, в котором человек преображался и возвращался к Богу. В добрый путь!» — приветствуют издатели открывшего книгу третьеклассника. Слова и выражения, явно заимствованные из догматического лексикона («Пресвятая Троица», «преображался»), выделены красным цветом — чтобы лучше усваивались и запоминались. Даже формулы в духе «Разработано в соответствии с рекомендациями Минобразования» не спасают книгу: по содержанию это скорее катехизис, нежели пособие по светской дисциплине.

Учебники Шевченко были опробованы, в частности, в школах Белгородской области, где ОПК преподается с осени 2006 года в рамках так называемого регионального компонента образования. Голоса за упразднение этого компонента все чаще раздаются в Минобрнауки, соответствующие поправки в Закон «Об образовании» правительство намерено передать на рассмотрение в Госдуму. Эти поправки стали бы «лекарством от ОПК», однако их перспективы весьма призрачны. Прежде всего потому, что региональный компонент появился в образовательном стандарте не сегодня и не вчера, используется он не одними лишь «православными лоббистами» на местах.

В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) инициативы министерства вызывают беспокойство. Как считает зампред ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, такого рода решения должны выноситься в ходе широких общественных дискуссий, а не в «бюрократических коридорах». Если поправки будут приняты и дети «лишатся ОПК», неизбежно возникнет общественный конфликт, утверждает он. По словам Чаплина, игнорировать в школе региональную специфику невозможно.

С последним утверждением сложно спорить. Краеведение — исключительно полезный и нужный предмет. Проблема возникает, когда «региональная специфика» по каким-то малопонятным причинам сводится к евангельским притчам, житиям святых и описаниям таинств. Одна совершенно конкретная организация, а именно — Русская Православная Церковь, получает тем самым доступ в светскую школу. Критиков ОПК это беспокоит не меньше, чем угроза конфликтов на религиозной почве, которую, по их мнению, несет в школы благословленный Церковью курс.

Между тем решить проблему педагогических кадров, необходимых для преподавания ОПК в школах, готово прокремлевское молодежное движение «Наши». Как стало известно в минувшую пятницу, движение при поддержке РПЦ создаст специальный «православный корпус». Его представители, имеющие педагогическое или богословское образование, будут обучать школьников основам православия. Предполагаемый руководитель корпуса Борис Якеменко уже пообещал «защищать Церковь и культуру». Желающих помочь РПЦ в ее «нелегком деле» становится все больше.

http://religion.ng.ru/events/2007−06−06/3_education.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru