НГ-Религии | Станислав Минин | 07.06.2007 |
«Общий текст, содержащий минимум самокритики и новых, достойных озвучивания идей, поверхностно анализирующий реальность» — такую нелестную оценку дала изначальному проекту документа мексиканская газета La Jornada. Общее содержание документа — не тайна за семью печатями, сами иерархи говорили о нем на итоговом заседании Ассамблеи. Они обеспокоены тем, что латино- американская беднота покидает Католическую Церковь в массовом порядке, и предписывают духовенству активизировать миссионерскую деятельность. Иначе «отступников» перехватят конкуренты.
Пока на V Ассамблее CELAM заседало «официальное» духовенство, в 20 километрах от Апаресиды, в городке Пиндамоньянгаба, собрались 250 католиков-диссидентов, сторонников «теологии освобождения». Они выражали солидарность с обездоленными и клеймили неолибералов и расистов. Чилийский священник Пабло Ричард заявил газете Jornal do Brasil, что переживаемый официальной Церковью кризис «необратим», а все попытки реформировать ее «бесполезны». Теологи освобождения, как и 30 лет назад, считают, что задача Церкви — активная борьба за реформирование общества.
Для участников Ассамблеи в Апаресиде такой подход неприемлем. Их, конечно, «печалит» социальное неравенство. Они готовы дать «пастырское благословение» проекту Южноамериканского общего рынка и поделиться с его инициаторами «опытом построения единого культурного пространства». Они «обеспокоены» воздействием процессов глобализации на население стран Латинской Америки и даже подготовили послание к участникам саммита G-8 в Хайлигендамме. Но поставленная перед ними задача — не «трансформировать социальную действительность», а «укрепить позиции Католической Церкви».
«В Латинской Америке растет влияние пятидесятников и новых религиозных движений. В Бразилии число прихожан Католической Церкви ежегодно сокращается на 1%», — заявил в своем выступлении на Ассамблее бразильский кардинал Клаудио Хуммес, до недавнего времени — архиепископ Сан-Паулу, ныне возглавляющий ватиканскую Конгрегацию по делам духовенства. Действительно, число католиков в Латинской Америке за последние 20 лет снизилось с 89 до 74%. В свою очередь, число протестантов удвоилось — с 7 до 15%.
«Католическая Церковь в Латинской Америке должна стать сообществом миссионеров», — было заявлено на итоговом заседании V Ассамблеи CELAM. Священники должны «идти в народ». Бедный и неграмотный человек, пусть даже разочарованный в «официальной Церкви», религиознее богатого и образованного. Для него религия — лекарство от отчаяния. Вопрос лишь в том, кто предложит ему это лекарство, — харизматичный протестантский проповедник или католический священник, зачастую не видящий света за пределами своего прихода.
Открывал Ассамблею в Апаресиде сам Бенедикт XVI, и его речь чуть было не произвела эффект, сопоставимый с печально знаменитой Регенсбургской лекцией. Он заявил, что в XV веке европейцы вовсе не насаждали в Америке «чужую культуру», напротив, «коренные жители Америки внутренне искали Христа, не осознавая этого, и охотно приняли Дух Святой». У индейцев Чили, Мексики, Перу, Эквадора, Бразилии, Боливии эти слова вызвали возмущение.
«Представители Католической Церкви того времени, за некоторым исключением, были соучастниками одного из самых ужасных геноцидов в истории человечества», — заявила эквадорская Ассоциация индейцев кечуа. «Папа — хороший богослов, но пару уроков по истории он, кажется, пропустил», — прокомментировал ситуацию бразильский миссионер Пауло Суэсс. «Как мог Папа заявить, что никто не навязывал коренным жителям Америки христианство, если конкистадоры принесли на эти земли кровь, свинец и огонь?!» — возмущался президент Венесуэлы Уго Чавес.
Впоследствии Бенедикт XVI, уже находясь в Ватикане, как водится, сообщил, что его «неправильно поняли». Он признал, что при христианизации индейцев действительно совершались «ужасные преступления». Тем не менее неприятный осадок от речи Понтифика в Апаресиде остался. Миссионерской деятельности католиков он вряд ли поможет.
«Скандал с индейцами» — это не только очередной прокол ватиканских дипломатических служб и симптоматическая оговорка профессора Ратцингера, который никак не может вжиться в роль политика. Это издержки сложившейся еще при Иоанне Павле II модели отношений между Ватиканом и местными епископами. Зондированию почвы и выслушиванию голосов с мест Ватикан предпочитает диктат. То обстоятельство, что председателем Папской комиссии по Латинской Америке является никогда не служивший в регионе итальянский кардинал-аппаратчик Джованни Баттиста Ре, говорит о многом.
Латиноамериканское духовенство нередко позволяет себе реверансы в сторону индейской культуры и даже религии, находя подобную политкорректность эффективной. Так, в представленном Иоанну Павлу II итоговом документе IV Генеральной Ассамблеи CELAM в 1992 году говорилось, что для индейцев «земля — это жизнь, священное место, женское воплощение Бога, объединяющий центр общинной жизни». Как поступили в Ватикане? Вычеркнули упоминание о «женском обличии Бога». Смычки между «истинной верой» и «диким язычеством», видимо, показались Римской курии излишними. Их миссионерской эффективностью было решено пренебречь.
В какой степени принимаемые латиноамериканскими епископами документы отражают их действительную точку зрения — большой вопрос. Бразильская газета Folha de Sao Paolo в конце мая опубликовала интересную статистику. Оказалось, что в 14 бразильских епархиях… вообще нет епископов! Более того, еще 22 епископа достигли 75 лет, то есть находятся на пороге «пенсионного» возраста. Молодые священники избегают повышений, как призывники — повесток из военкомата. Они считают (и не без оснований!), что епископская кафедра лишит их относительной независимости и свободы, поставит под жесткий контроль со стороны Ватикана.
Похоже, в ближайшее десятилетие нас ожидает борьба католиков и протестантов за души латиноамериканцев. Однозначно пророчить Католической Церкви поражение преждевременно. Однако ясно: в такого рода борьбе ни в коем случае не смогут победить консерватизм, упрямство, отсутствие дипломатической гибкости, приспособленчество и подавление инициативы на местах со стороны Центра. Если Католическая Церковь не изменится, если отсылки к решениям II Ватиканского Собора не перестанут служить заменой действительным реформам, Латинскую Америку она просто потеряет.