Правая.Ru | Владимир Добреньков | 07.06.2007 |
Еще одна причина, если говорить о молодежи, состоит в том, что в последнее время состоялось значительное снижение воспитательного пафоса отечественного образования. Современные подходы предлагают рассматривать образование как простую трансляцию знаний, как передачу информации. Считаю это в корне неверным. И призываю академическое сообщество обратиться к российским образовательным традициям, согласно которым наряду со знаниями молодежи преподавались Ценности. Именно аксиологизация образования — эффективная прививка от экстремизма, в т. ч. межнационального.
— Вы упомянули молодежный фактор…
— По роду своей деятельности я нахожусь в постоянном общении со студенческой молодежью и хочу сказать, что межнациональная настороженность не является имманентно ей присущей. Национализм и нетерпримость внедряется в молодежное сознание извне заинтересованными политическими силами. Уверен, что эскалация ставропольской трагедии — также симптом политических спекуляций. Ведь то, что произошло в Ставрополе, может быть чистой случайностью — причина может быть бытовой. Но этому случаю изначально приписывается симптоматичный характер, он априорно раздувается средствами массовой информации как повод для нагнетания на пике электорального цикла социальной напряженности, в особенности в молодежной среде.
На социологическом факультете МГУ учатся представители множества национальностей — армяне, грузины, азербайджанцы, украинцы, белорусы, китайцы. И я горд, что в университетских студенческих кругах я не наблюдаю острых экстремистско-националистических проявлений. Думаю, именно потому, что в Московском университете чувство товарищества и уважения друг к другу по-прежнему — не пустые слова, а основа отношений.
— Какими вам видятся пути выхода из сложившейся ситуации?
— Печальные события в Ставрополе, как, впрочем, и другие факты острых межнациональных столкновений, требуют от общества и государства выработки новых подходов к выстраиванию межнациональных отношений. Причем основываться эти подходы должны на традиционных для России ценностях. Только такие ценности объединяли в прошлом и способны консолидировать в будущем граждан России различных национальностей и вероисповеданий. Глубинный нравственный кодекс един для русского, калмыка, таджика и армянина. Бог, честь и любовь — априорные понятия для любого нравственного человека. Только такие основополагающие ценности, положенные в основу государственной политики сделают очевидным для каждого гражданина смысл сосуществования наций и религий в едином сильном Российском государстве.
Традиционные ценности как основа национальной политики станут эффективным регулятором социальных процессов. Ведь очевидно, что нынешнее общество, регулируемое экономическими инструментами, способно решать межнациональные вопросы только посредством силы. Но сила не в оружии, а в правде, то есть в тех самых Ценностях. Только они способны восстановить в каждом индивиду некую функцию самоконтроля, которая вследствие псевдогуманистических установок была подменена вседозволенностью.
— Спасибо.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы Фонда им. Питирима Сорокина
http://www.pravaya.ru/expertopinion/116/12 475