Русская линия
Русский дом Владимир Жилкин06.06.2007 

Благочестивый Царь
31 мая 1557 года — 450 лет назад родился Феодор Иоаннович, последний русский Царь династии Рюриковичей

В 1598 году со смертью Царя Феодора на Руси прекратилось семисотлетнее правление династии Рюриковичей. Наступила новая эпоха русской истории.

Царь Феодор Иоаннович от первого брака Царя Ивана Васильевича с Анастасией Романовой. После гибели старшего брата в 1582 году Феодор стал наследником московского престола, а когда в 1584 году скончался Иван Грозный, был венчан на царство.

Как он был подготовлен к этому великому и страшному служению? Никак. Современники единодушно свидетельствовали о его физической, душевной и умственной слабости. Царь Иван Васильевич, похоже, и мысли не допускал о царствовании Феодора, все надежды возлагая на старшего сына, и Феодора растили, не утомляя учением. Всякое умственное и физическое развитие болезненного и робкого царевича почиталось и для него бесполезным, и для государства ненужным. Изо дня в день его жизнь была наполнена неизбывным ужасом перед возможностью навлечь на себя гнев отца, но тот своим царским гневом неудавшегося сына не удостаивал.

Таил ли Феодор обиду на отца? Этого не знали даже современники, а мы — тем паче. Зато мы знаем, что он неустанно возносил за отца молитвы от своего чистого и незлобивого сердца. Он рос в опричной «столице» — Александровской слободе, с ужасом и отвращением наблюдая, как глумится над русскими людьми интернациональное сборище наглых и развращённых холопов. Он всё более замыкался в себе и приносил боль своей одинокой души в храм. В своём сердце он сложил знание о том, что его царственный отец, перед которым на земле все трепещут, сам исполнен трепета перед Небесным Владыкой. В постоянном молитвенном предстоянии перед Ним царевич искал и находил спасение и утешение.

Незадолго до своей кончины Царь Иван Грозный обнародовал завещание, в котором царевич Феодор был объявлен наследником престола. Двадцати семи лет он воцарился как единодержавный, неограниченный в своей власти государь. Благодаря опричнине его отец уничтожил могущество старого феодального класса — боярства, в результате чего сложилась система, в которой представители старого боярства всецело зависевшего от воли самодержца, вместе с новой опричной знатью составили высший слой российского общества — группирующуюся вокруг престола элиту. Из неё Грозный составил избранный круг, состоявший из пяти человек, на которых возложил обязанность опекать Феодора и младенца-царевича Димитрия после своей кончины. Виднейшими членами этого «регентского совета» стали Никита Романович Юрьев-Захарьин, родной дядя Феодора, Иван Петрович Шуйский — доблестный воевода и родовитейший князь Рюрикович, которого иностранцы называли первым принцем королевской крови. Был и выдвинувшийся на опричной службе Борис Фёдорович Годунов, брат жены Феодора. Своё положение царского шурина он использовал, чтобы полностью подчинить царя своему влиянию.

Вскоре по воцарении Феодора Годунов стал самым приближенным к царю среди бояр. Иностранцы стали обращаться к нему напрямую, мимо его товарищей по «регентству». Имея повсюду своих лазутчиков, Годунов методично устранял своих реальных и мнимых соперников и, наконец, одолев своего опаснейшего конкурента — князя Ивана Шуйского, стал рядом с Царём как «властодержавный правитель». Похоже, что обстоятельства возвышения Годунова были царю Феодору неведомы, и исчезновения его «опекунов» в ссылках и монастырях он не замечал. А если и замечал, то скоро о том забывал.

Обезопасив себя от всех возможных соперников среди боярства, Борис Годунов добился низложения митрополита Дионисия и возвёл на первосвятительскую кафедру преданного ему Ростовского архиепископа Иова. Так, по прошествии четырёх лет по смерти Царя Ивана Грозного, Годунов стал фактическим правителем Московского государства. На все ключевые посты в столице и провинции были поставлены его приспешники. Годунов стал содержать собственный двор, во всем подобный царскому. На стволе знаменитой московской Царь-пушки был изображён Царь Феодор. В 1586 году, когда пушку отливали, Годунов еще не смел поместить своё изображение рядом с царским, но будь она отлита двумя-тремя годами позже, на ней, наверное, красовался бы и всесильный правитель государства «царский шурин и правитель, конюший боярин, и дворовый воевода, и содержатель великих государств, царства Казанского и Астраханского» — таким титулом величался Годунов в сношениях с иностранцами. При Феодоре Иоанновиче он вёл дела внешнего и внутреннего управления Московским государством подобно умелому и рачительному управляющему при благодушном помещике «не от мира сего». Князь Катырев-Ростовский писал о Царе: «О мирских ни о чем попечения не имея, токмо о душевном спасении». Его жизнь изо дня в день была заполнена богослужениями, долгими келейными молитвами, поездками по монастырям — и за Царём всюду следовала народная любовь. Все видели усердие благочестивого государя в его главном служении — молитвенном предстоянии перед Богом за Русскую землю и православный народ. Это было в глазах народа залогом благоденствия его державы.
Царь Борис Годунов

И в годы царствования Феодора российские государственные дела шли на редкость успешно. Экономическое положение страны заметно улучшилось. Развивались дипломатические и торговые связи со странами Западной Европы, для морской торговли с Западом на Белом море был построен порт Архангельск. На востоке началось освоение Западной Сибири, неуклонно росло русское влияние в Поволжье и на Северном Кавказе. Предметом особого внимания Москвы была южная граница. Активно заселялись и осваивались пограничные южные области (Украина).

Решительно улучшились позиции России на важнейшем стратегическом направлении — западном. После смерти упорного врага Москвы — короля Стефана Батория, военное противостояние России с могущественным западным соседом прекратилось. После успешных военных действий русских войск против Швеции был заключён мир, по условиям которого Россия вернула земли, потерянные в ходе Ливонской войны.

Наконец, величайшим событием царствования Феодора Иоанновича стало учреждение патриаршества. Москва получила соборную грамоту от первосвятителей православных церквей о признании Московского Патриархата, и 26 января (по ст. стилю) 1589 года Московский митрополит был торжественно посвящён в патриархи. Этим историческим актом увенчался трёхсотлетний процесс преобразования Московского княжества в Православную империю.

Поразительно число городов, заложенных и построенных при Царе Феодоре. Многие ли в наши дни знают, что до Феодора на карте России не было Курска, Воронежа, Белгорода, Царицына, Самары, Тобольска, Тюмени, Саратова, Уфы?

Успехи Российского государства в годы царствования Феодора не были плодами его личной деятельности. Заботы Царя не простирались до областей дипломатических отношений и экономической конъюнктуры, но тот же князь Катырев-Ростовский отмечал, что благополучие Российской державы зиждилось на благочестии государя. «И умилосердися Господь на люди своя, и время благополучно подаде, и возвеличи Царя и люди, и повеле ему державствовати тихо и безмятежно, во благонравии живуще».

«Управляющий» при Царе Феодоре — Годунов умело поддерживал вектор развития, заданный государству ближайшими предками Государя. Народ же видел, что за спиной любимого им Государя маячит мрачной тенью всесильный и вездесущий «шурин». На всё способный, он стоял у престола в ожидании своего часа, и, когда от ножа убийцы пал малолетний брат Царя — Димитрий, народ не сомневался, что виновником смерти царевича был Годунов. Вскоре после гибели Димитрия скончался царь. Эти смерти открыли Годунову путь к престолу.

Годунов воцарился — и мрак покрыл Русскую землю. Что же произошло? Ведь тот, кто правил страной при Царе Феодоре, продолжил свое замечательное правление. Тем не менее, изменилось всё. Православная держава потеряла своего благочестивого государя, а на вершине российской жизни утвердилась небожия воля. Последствия этого известны: Россию постигла страшная катастрофа, поставившая её на край гибели. Но путём страданий, подвигов и всенародного покаяния русский народ одолел смуту, и обновленная Россия восстановила преемственность с Благоверным Государем Феодором Иоанновичем.

http://www.russdom.ru/2007/20 0705i/20 070 513.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика