Русский дом | Елена Захарченко | 04.06.2007 |
Как это часто бывает, когда уходит из жизни необыкновенно светлый и добрый человек, словно всё небо сияет, покрывая его своим божественным покровом. Люди всё шли и шли… Священники, сменяя друг друга, — служили панихиды. А утром 5 февраля состоялось погребение с участием сонма духовенства и огромным количеством мирян. Звучали песнопения не только обычного отпевания, то и дело возносилось пасхальное приветствие «Христос Воскресе!». И потому светлое ощущение добра и любви, которое всегда исходило от протоиерея Василия Ермакова, осталось и после его земной кончины. И мы можем теперь не только с усердием, как это положено, читать сорок дней молитвы о нём, но и по-прежнему, как к живому, обращаться к нему за духовными советами. В числе людей, которые прибегали к помощи батюшки Василия, немало литераторов, художников, журналистов. Удивительно светлое состояние отмечено многими, кто побывал в эти дни в храме Серафима Саровского и на кладбище. Могила батюшки буквально усыпана живыми цветами.
Батюшка Василий очень любил радоваться и радовать других, учил сопротивляться социальному злу, бороться с ним, опираясь на хорошее знание законов не только Божиих, которым в практической жизни мы часто, увы, не следуем, но и на законы государственные, гражданские. Он благословлял на жизнь — как на ратный подвиг. В том числе и на работу над некоторыми творческими проектами — книгами, фильмами, картинами. Паломнические поездки он считал наиважнейшими христианскими делами, потому что направлены они нафширокое просвещение людей, на спасительную мысль о помощи ближним, тем самым — и самому себе. Утрата возможности общения с ним — потеря для многих петербуржцев огромная. В том числе и для многих членов нашей Украинской автономии. Мне лично он своими молитвами и благословениями всегда помогал работать над написанием православных книг. И теперь, готовя к изданию новую книгу «Неизвестное море», я хочу посвятить её памяти любимого не только мною священника, обращаясь к нему уже как к предстателю перед Богом за нас в мире ангельском, небесном. Возлюбленный отче Василие, моли Бога о нас! А мы будем возносить о тебе сугубые молитвы, читать Псалтырь за упокой твоей горячей и такой родной для всех нас души. Прости нас за наши грехи, которыми мы отягощали твою жизнь, порой и не осознавая, что каждый наш дурной, неправедный поступок тяжким грузом ложится на твои рамена. Ты теперь оставил нас с ощущением необходимости постоянного внутреннего покаяния перед Господом. Пусть же это чувство бережёт и хранит нас, как и все то доброе, что ты успел сделать для нас, о чём мы будем всегда помнить, храня благодарность в наших душах и понимая глубокую истину, гласящую о том, что для Бога все — живы.
Он действительно видел какую-то главную сущность людей и мог, опираясь на лучшие качества человека, подправить его житейскую ситуацию. Отец Василий всегда учил бороться, не сдаваться трудностям. Вероятно, этому его научила сама жизнь, особенно военные годы, когда он был мальчиком и попал в 1943 году в плен. О своём пребывании в Палдиском лагере для военнопленных он вспоминает в книге «Собиратель Русской Церкви», посвящённой Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Спасли его от фашистского плена протоиерей Михаил Ридигер, отец нынешнего патриарха Алексия II, и священник отец Василий Верёвкин, записавший юношу как члена своей собственной семьи.
Может быть, именно потому, что довелось отцу Василию испытать с детства горе близких людей, таким ясным и светлым становилось его лицо, когда он брал на руки малышей, вдумчиво беседовал с женщинами.
Немало усердия он прилагал и к публичной проповеди в кинотеатре «Свет», где долгое время с большим успехом демонстрировались православные кинофильмы, проходили оживлённые встречи-беседы со священниками. Его выступления по православному радио, телевидению также не оставляли никого равнодушным. Потому что он с болью говорил о тех проблемах, которыми жила Россия.
Из многих литературных и публицистических материалов, оставленных нам в назидание отцом Василием, можно особенно отметить те слова, которые он относил к обязанностям человека. Батюшка утверждал уверенно, что так называемая вольная любовь, небрежность в чувствах — поведение антихристианское.
Непреходящими ценностями отец Василий считал Веру, Семью, Отечество, Труд. Вера в Бога, соблюдение в точности церковных правил и канонов всегда, по мысли батюшки, могут помогать нам отличить добро от зла и прожить каждому человеку свою жизнь так, чтобы душа, получив причащение Святых Христовых Тайн, спокойно отошла в вечные обители Отца Небесного. Как, верим, блаженно отошёл он сам.