Русская линия
Фонд стратегической культуры Андрей Арешев04.06.2007 

Чего ждать России от Запада?

Накануне летнего отпускного сезона дипломатическая активность западных представителей на российском направлении возросла чрезвычайно. Визиты высокопоставленных и не очень американских и европейских делегаций, встречи, конференции, приемы, организуемые по большей части действующими в России западными фондами и связанными с ними российскими структурами, следуют один за другим. В ходе всех этих мероприятий обсуждается самый широкий круг вопросов — от политики Европейского Союза в Центральной Азии до «возрождения тоталитаризма» в России. И как апофеоз этой активности, Джордж Буш пригласил российского президента 1 — 2 июля1 (менее чем через месяц после встречи «восьмерки» на севере Германии 6 — 8 июня) на свое семейное ранчо в Кеннебанкпорте.

Разумеется, причина такой активности должна быть серьезной. Признаки возрастающего давления на Россию по всем направлениям налицо, и это объяснимо: последние месяцы ознаменовались крупными успехами российской политики как в энергетической сфере (достижение договоренности между Россией, Казахстаном и Туркменистаном о строительстве Прикаспийского газопровода), так и в сфере военно-политической (испытательные запуски ракет, способных противостоять развертываемой в Европе американской ПРО). Не забудем отметить продолжающееся противостояние России и Запада по вопросу о Косове (Москва вновь отвергла план Ахтисаари), а также ряд мелких проблем вроде польского мяса…

Пока на Западе нет признаков отказа от линии политико-дипломатического продавливания точки зрения исключительно одной стороны — США (возможности Евросоюза по проведению самостоятельной внешней политики представляются, мягко говоря, весьма ограниченными). Поэтому можно ожидать, что под видом «компромисса» Москву будут и дальше пытаться втягивать в решение тех или иных вопросов в одном-единственном ключе — целиком и полностью на западных условиях и под западным контролем. Упомянутые встречи политиков и представителей экспертного сообщества, явно приуроченные к предстоящим мероприятиям на высшем уровне, это подтверждают. Сами участники этих встреч, высказываясь в кулуарах, характеризовали происходящее на них как диалог глухого со слепым.

Возьмем как пример выступление депутата бундестага, зампреда парламентской фракции ХДС-ХСС А. Шокенхофа на международной конференции «Перспективы развития сотрудничества России и Европейского Союза в сфере европейской политики безопасности и обороны» (Москва, 30 мая 2007 г.). Дополнительный вес его заявлениям придает то, что Шокенхоф — уполномоченный правительства ФРГ по вопросам отношений с Россией. После обычных рассуждений о «стратегическом партнерстве» и «общечеловеческих ценностях» докладчик дал ряд конкретных рекомендаций. Так, он полагает, что необходимо и далее оказывать «совместное» (с Россией) давление на Иран, в рамках которого, Москва, как он сказал, должна прекратить поставки иранцам не только ракетных технологий, но и… систем ПВО. Подобное «указание» абсурдно само по себе, ибо поставки чувствительных технологий двойного назначения весьма жестко регулируются и внутренним российским, и международным законодательством, а торговля оборонительными средствами ПВО вообще не ограничена ни одним международным документом. Однако Шокенхоф считает для себя возможным рассуждать о том, что следует и чего не следует делать Москве.

Далее, касаясь Косова, германский представитель не менее императивно заявил: проблема должна быть решена на основе плана Ахтисаари, что соответствовало бы и интересам России. Как говорится, комментарии излишни. Еще Шокенхоф выговорил Москве за то, что она недостаточно активно борется с терроризмом в Черноморском регионе (!). И это — на фоне попустительства западных держав, превращающего Косово в криминально-террористический анклав. Ну, и понятно, что американские военные базы, спешно разворачиваемые сейчас на Черном море (в Болгарии и Румынии), предназначены вовсе не для борьбы с терроризмом, у них другие задачи…

А еще России предлагается посотрудничать с Евросоюзом в Конго, Судане и Ливане. Что же касается постсоветского пространства, то «ЕС будет участвовать в урегулировании замороженных конфликтов, независимо от того, станут ему помогать или нет». Никто не задается вопросом, а стоит ли европейцам вообще браться за постсоветское пространство, когда они не знают, как решить многочисленные этнополитические проблемы у себя дома…

Ни одна подобная конференция не обходится без обсуждения проблемы размещения в Европе элементов американской ПРО. Вот и в докладе германского уполномоченного по России прозвучало безапелляционное утверждение: Россия, мол, прекрасно знает, что 10 противоракет, размещаемых в Восточной Европе, не направлены против нее и не способны нейтрализовать российский ракетно-ядерный потенциал. О том, что эти противоракеты — часть глобальной системы по периметру российских границ, элементы которой планируется разместить в том числе в космосе, Шокенхоф предпочел не упоминать, — то ли принимая выслушивающих его российских экспертов за идиотов, то ли в надежде, что таким объяснениям, если их повторять бесконечно, в конце концов, поверят. Необходимость размещения элементов американской ПРО в Европе обосновывается теперь еще и… возросшей неуправляемостью террористов-смертников (которые, видимо, собираются приобретать межконтинентальные баллистические ракеты). Здесь мы имеем дело с логикой бесконечной, самовоспроизводящейся гонки вооружений, и если ей следовать до конца, то единственной угрозой Европейскому Союзу является распространение оружия массового поражения с территории России (не относиться же всерьез к ссылкам на Иран или тем более Северную Корею). И все это не мешает твердить о «совпадении интересов"…

Возникает впечатление, что не только «новые», но уже и «старые» европейцы вполне смирились с присутствием на их территории американских противоракет и прочей военной инфраструктуры. Ну, что ж, это их сознательный выбор. Поэтому вряд ли стоит удивляться результатам опроса ВЦИОМ, проведенного после последнего саммита Россия — ЕС в Самаре: уже 65% респондентов рассматривают Европейский Союз как потенциального противника. О США и НАТО и говорить нечего…

Европейцы усиленно намекают: Россия, мол, зависит от них гораздо в большей степени, нежели они от нее. И действительно, пока дело обстоит именно так: страны Евросоюза импортируют 44% потребляемого ими газа из России, тогда как мы гоним в Европу аж 67% добываемого у нас газа. Ситуацию нужно постепенно менять. Она и будет меняться, если учесть рост потребления газа российскими потребителями, а также динамично развивающиеся энергетические рынки стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. И точно так же, развивая сотрудничество в энергетической сфере с Германией, приходится не забывать, что ФРГ была и остается крупнейшим военно-политическим союзником США в Европе.

Несмотря на то, что Москва все явственнее обретает во внешней политике собственный голос, оснований говорить о «неуступчивости» с российской стороны нет. Напротив, иногда приходится наблюдать уступчивость сверх меры. Мы по-прежнему идем на компромиссы, порой довольно спорные. Примеры? Пожалуйста.

Полномочия РФ по ведению переговоров с Ираном делегируются Хавьеру Солане, выступающему на встречах с Али Лариджани представителем «евротройки» (Франция, Германия, Великобритания). Целесообразность такого шага крайне сомнительна, учитывая, что разница между позициями Соланы и Вашингтона по «иранскому вопросу» если и есть, то обнаружить ее можно разве что под микроскопом большой силы.

Со стороны России продолжается техническое содействие операции НАТО в Афганистане, хотя с тех пор, как американцы утвердились в этой стране, количество производимого там героина выросло в десятки раз. При этом российские предложения по нормализации ситуации в Афганистане, как можно понять, давно выброшены в мусорную корзину. Представитель Германии заявил, что в ближайшее время ЕС планирует крупную полицейскую миссию в Афганистане, однако имеющейся опыт (заметим, военного, а не полицейского) присутствия в этой стране оптимизма не внушает. В то время, как через территорию Российской Федерации продолжается свободный транзит сил и средств НАТО в Афганистан, Москва питает себя одними надеждами на подвижки в вопросе о российском транзите (в том числе и военном) в Калининградскую область…

Подобные примеры можно множить. Пока что у Москвы, несмотря на все старания, взаимовыгодного сотрудничества или хотя бы нормального диалога ни с Вашингтоном, ни с Брюсселем не получается. И, судя по всему, не получится, если на Западе по-прежнему будут, как в 1990-е годы, отвергая принцип равенства партнеров, снисходительно растолковывать российским представителям, в чем на самом деле должны состоять интересы России.



1 http://www.rbcdaily.ru/2007/06/01/focus/278 305

http://www.fondsk.ru/article.php?id=770

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru