Столетие.Ru | Анна Толчинская | 02.06.2007 |
Он считал этот вариант самым безопасным именно потому, что полет совершался над вражеской территорией. Даже в том случае, если немецкая разведка узнает о предстоящем полете, никому не придет в голову, что самолет полетит по такому опасному маршруту.
Такое предложение Голованова вызвало в Кремле резкий протест: «Как? Через вражескую территорию? Не может быть и речи…» Но Сталин в конце — концов согласился с таким вариантом.
Даже сам Голованов не знал тогда, кого предстояло вести.
Дело было в том, что президент США Франклин Д. Рузвельт предложил Сталину послать в ближайшее время в Вашингтон наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова, на что 20 апреля 1942 года был дан ответ:
«Советское Правительство согласно, что необходимо устроить встречу В.М. Молотова с Вами для обмена мнений по вопросу об организации второго фронта в Европе в ближайшее время. В.М. Молотов может приехать в Вашингтон не позже 10−15 мая с соответствующим военным представителем. Само собой понятно, что Молотов побудет также в Лондоне для обмена мнений с Английским Правительством».
Летчикам, как вспоминал Пусэп, сообщили «под величайшим секретом, что наше правительство, якобы, закупило у союзников партию бомбардировщиков и что нам предстоит в ближайшее время перебросить в Англию экипажи ГВФ для перегонки этих самолетов в Советский Союз. Нас же посылают для того, чтобы выяснить, насколько этот маршрут пригоден для этой цели и как мы сумеем его преодолеть».
Пробный перелет прошел успешно. В самолете находился так называемый дублированный экипаж: два командира-летчика, два штурмана, два радиста. Вел машину Сергей Асямов, Пусэп летел в качестве дублера.
Пе-8 успешно пролетел над территорией Швеции, Норвегии, Балтийским и Северным морями и приземлился на английском аэродроме.
Для командира экипажа Сергея Асямова это оказалась последняя посадка в жизни…Он вскоре погиб при катастрофе британского самолета, где летел пассажиром. Обратно самолет вел бывший его дублер — Пусэп.
Ему и поручили везти в Англию, а оттуда в США (с посадкой в Исландии) Вячеслава Молотова.
19 мая 1942 года самолет стартовал, экипаж успешно справился с поставленной задачей, доставил наркома в США и привез обратно.
Как просто это звучит… Многочасовые полеты в кислородных масках, при низкой температуре. Один из моторов вышел из строя над морем, атака вражеского ночного истребителя, зацепившего очередью антенну радиокомпаса — все это было с экипажем во время полетов в Англию и США.
Родившемуся в Сибири эстонцу (его родители вместе со многими соплеменниками переселились в Сибирь до революции, чтобы обзавестись землей) очень пригодился богатый опыт полярного летчика. Еще в 1937 году Пусэп участвовал в безуспешных поисках пропавшего в Арктике летчика Сигизмунда Леваневского. Вместе с известнейшими летчиками он прокладывал сложные трассы над просторами советского Севера, неоднократно встречался с О.Ю. Шмидтом и И.Д. Папаниным.
С первых дней войны Пусэп — военный летчик, участвует в первых налетах на фашистскую столицу — Берлин, защищает Ленинград. Интересно, что много летавший над морем Пусэп совершенно не умел плавать. Впрочем, где-нибудь в районе Земли Франца — Иосифа это никакой роли в спасении летчика в случае катастрофы не играло…
После успешной доставки Молотова Герой Советского Союза Пусэп — командир полка АДД, летавшего на Пе-8, самом мощном отечественном бомбардировщике, выпускавшемся в очень небольших количествах.
Элитный полк был на особом положении и вылетал по приказу Ставки Верховного командования. До него объект бомбила авиация «помельче» — например, самолеты Ил-4, Б-25, Б-20Ж, Ли-2. А потом летели Пе-8 с большими бомбами для особо важных объектов. В полку 5-тонные бомбы называли «Мария Александровна», в честь полной заведующей полковой столовой.
На вопрос — кто такой Пусэп, и почему его память следует увековечивать, можно ответить — это летчик, выполнивший особо сложное задание, которому доверили везти наркома иностранных дел над вражеской территорией, это командир элитного воздушного полка.
Анна Толчинская, старший научный сотрудник ЦГИА Москвы
http://stoletie.ru/minuvshee/70 531 130 654.html