Русская линия
Столетие.Ru Татьяна Корсакова02.06.2007 

Островок нормальной жизни
В православных гимназиях учат добродетели

Учитель православной гимназии говорит то, что должно быть преподано любому ребенку, едва он покидает колыбель: «Чти отца твоего и матерь твою…», «Не убий», «Не укради"… Произносит постулаты, делающие человека человеком. И вот теперь уже мы зададим себе вопрос: а все ли дети в самом раннем детстве узнают от родителей или от учителей обычной школы эти самые основополагающие истины? Боюсь, что этот вопрос останется без ответа… И только малочисленные православные гимназии стараются сохранить в своих стенах и душах своих учеников негасимый свет вечной мудрости.

Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского, служившего Богу в этих местах во второй половине XIII века, была открыта в Рязани в 1995 году. Инициаторами стали как родители, так и педагоги — встречный поток. Но сколько же препятствий пришлось преодолеть будущему директору гимназии о. Николаю Сорокину, который сейчас уже возглавляет Рязанскую духовную семинарию, педагогам Г. Н. Девятовой, Т.И. Зверевой, Т.Д. Шишковой и другим радетелям идеи, чтобы она все-таки осуществилась! Очень много сил приложил епископ Иосиф, который сейчас возглавляет Ивановскую и Кинешемскую епархию. Обращались и к митрополиту Симону, который возглавлял тогда Рязанскую епархию, и к ныне покойному архимандриту о. Авелю (схиархимандриту Серафиму), настоятелю Иоанно-Богословского монастыря, что в селе Пощупово рядом с есенинским Константиновом… Конечно, о. Авель молился, давал благословения тем, кто ходил по кабинетам чиновной братии, по-человечески волновался за них. Но однажды взял все бумаги, необходимые для открытия гимназии, приложил к мощам святителя Василия Рязанского, и всё в одночасье решилось. Обыкновенное православное чудо.

С тех пор, в память о том событии и в соответствии со своей христианской совестью педагоги и священники рязанской православной гимназии ежедневно совершают чудо возвращения современных русских ребятишек в благодатное русло отечественной православной традиции, прекрасно представляя, какие мощные бесовские силы противостоят этим усилиям.

А тут вот островок нормальной жизни, где в почете искренность, дружелюбие, уважение к старшим и друг к другу, и при этом необыкновенная жажда знаний, о чем свидетельствуют успехи гимназистов как в конкурсах юных богословов, так и на физико-математических и прочих светских олимпиадах областного и всероссийского уровня.

На зануд эти живые и веселые мальчики и девочки ну никак не походят — и по коридорам носятся, и смеются заразительно, и поют так, что заслушаешься, а уж какие страсти разгораются на конкурсе «Юный богослов»!

Поди вспомни, в каких краях земли русской и при каких обстоятельствах была обретена та или иная икона Пресвятой Богородицы, процитируй, да поточнее, Священное Писание, определи, из каких трудов отцов церкви взято высказывание, которое возникло сейчас на большом мониторе компьютера… Дети ревнуют, наблюдая за любимыми преподавателями: за чью команду он или она болеет? А как умно и точно составляют приветствия друг другу, выбирают девизы для команд…

Словом, хорошие дети. И я рискну предположить, что хорошие вот по какой причине: им с самого раннего детства известно слово грех. Не орали на них дома в православных семьях: «Прекрати сейчас же мучить кошку!», «Чтоб я твое вранье слышала в последний раз!», «Как тебе не стыдно отнимать деньги у маленького!» А тихонько так говорили: «Сынок, нельзя — грех это!» Даже и любви родительской в этих негромких словах больше, чем в крике.

Понятия греха и добродетели здесь обсуждаются на школьных уроках, то есть заучиваются, как молитвы или математические формулы, а значит, запоминаются навсегда. Другие дети, в других школах оказываются обделенными таким нравственным образованием.

Правильно сказал один из чиновников: «Православная гимназия — бриллиант в короне муниципального образования».

У них нет проблем с набором. Более того, в начальной школе — уже девять лет даже конкурс на поступление.


Директор гимназии — священник, и он при приеме обычно задает вопросы по православию, например, спрашивает: «Какие вы, дети, молитвы знаете?» Просит прочесть «Отче наш», «Богородице», «Верую"…

Кроме того, у православной гимназии есть предшкола, которая работает уже три года. Называется красиво и точно — «Зёрнышко». Приходят сюда четырехлетние детки. Занимаются два раза в неделю. Главное здесь — беседы со священником, хотя педагоги приветствуют и современные методы работы, например, «Абэвэгэдейку», «Веселый счет», занятия по прикладному искусству.

— Чем же отличаются ваши дети от других? — прошу сформулировать я проблему заместителя директора гимназии Тамару Дмитриевну Шишкину.

— Наши… сопереживают больше. Кроме того, понимая, в чем грех, они научаются покаянию. А так — дети они и есть дети: и балуются, и дерутся, и дразнилки всякие придумывают…

— Ну ладно — старшие. Но для маленького-то что грех?

— Непослушание. По отношению к родителям, к учителям. Бывает, что обидят друг друга. Бывает, что наябедничают (а это и неправда, и осуждение). Провинившийся ребенок переживает, идет на исповедь. Они задают вопросы: а является ли такой-то проступок грехом? Иногда приходится отвечать самим учителям. Но хорошо, если рядом батюшка. Дети знают, что по духовным вопросам следует обращаться к батюшке. На нем благодать Божья, он быстро эти вопросы разрешит.

Дети — это губки, которые впитывают все, и мы должны сказать им, что православный христианин должен оценивать свою жизнь по одному закону, и лучшего закона, чем десять заповедей Божьих, еще никто не придумал. Это основа, за которую должен держаться человек.


…Торжественные литургии, акафисты, молитвы — все это ребенок получает с самого начала и регулярно. Детей здесь приучают благодарить за хлеб, за соль — за то, что Бог все это дал человеку. Весь уклад жизни в гимназии направлен на то, чтобы ребенок вырос достойным христианином, не только знающим заповеди, но и старающимся жить по ним.

А таких дел немало. Ребята поздравляют с церковными праздниками больных детей, ездят в детский приемник к оступившимся детям и подросткам, помогают Иоанно-Богословскому монастырю.

Много вопросов дети задают священникам. Особенно те, кто сами собираются стать священнослужителями (немало ребят после окончания православной гимназии идут в Рязанскую духовную семинарию) или поступить на теологическое отделение Рязанского государственного университета. Бывают и трудные вопросы, на которые пытаются найти ответы вместе.

Конечно, не все дети собираются посвятить себя богословию или служению Богу. Но Бог все-таки навсегда поселяется в их душах.

Господь дает человеку свободу выбора: либо идти дорогой добра, либо дорогой в противоположном направлении. В православной гимназии сразу показывают человеку, какой путь верный.

http://stoletie.ru/project/70 531 135 901.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика