Фонд стратегической культуры | Петр Искендеров | 31.05.2007 |
«Статус-кво не может продолжаться», — заявил 28 мая новый министр иностранных дел Франции Эрве Моран. А в качестве доказательства министр не постеснялся напомнить о кровавых антисербских погромах в Косове в марте 2004 года. Эти события, по его словам, показали необходимость скорейшего определения статуса края. Обратите внимание: не наказания виновных, не разоружения албанских боевиков, не предоставления местным сербам реальных гарантий безопасности, а предоставления Косову независимости. Ведь именно этого требует внесенный в СБ ООН проект французской резолюции.
Генсек ООН Пан Ги Мун, просидевший в своем кресле менее полугода, также торопит Совет Безопасности по Косову. «Я надеюсь, что Совет Безопасности одобрит резолюцию как можно быстрее, и я тороплю его сделать это. Я лично попросил поддержки со стороны определенного числа руководителей стран, представленных в Совете Безопасности», — заявил он на днях. Экс-глава МИД Южной Кореи, к сожалению, не объяснил, почему он не призывает СБ ООН так же быстро потушить очаги напряженности во всех остальных «горячих точках».
Главная причина подобной спешки заключается в том, что именно по Косову симпатии и антипатии Запада определены максимально четко и основаны на далеко идущих финансовых и геополитических расчетах, перед которыми меркнут как задачи миротворчества, так и основополагающие нормы международного права.
На одной чаше косовских весов — активные лидеры албанского преступного мира, контролирующие проституцию, торговлю людьми и наркотрафик не только на Балканах, но и во многих странах Европейского Союза. Их политическим прикрытием занимается проалбанское лобби, влиятельное в Европе и США. Достаточно вспомнить бывшего главу ЦРУ этнического албанца Джорджа Тенета. Особо трогательное отношение к албанским сепаратистам Косова демонстрирует НАТО. Ведь именно террористы из «Армии освобождения Косова» (АОК) в начале 1999 года инсценировали якобы массовый расстрел мирных албанцев в косовском селе Рачак, дав тем самым Западу искомый повод сорвать мирные переговоры в Рамбуйе и начать бомбардировки Югославии. В ходе бомбардировок АОК и штаб-квартира НАТО поддерживали тесные контакты — совместно нацеливали ракетно-бомбовые удары и готовили сухопутную операцию.
На другой чаше весов — сербы, которых Запад вот уже более 15 лет рассматривает как общебалканское зло. За это время не было ни одного конфликта с сербским участием, в котором Запад проявил хотя бы видимость объективности. Даже когда в 2000 году в южносербской Прешевской долине вспыхнул вооруженный мятеж местных албанских экстремистов, поддержанный боевиками АОК, западные политики, дипломаты и военные обрушили весь свой гнев на Белград, якобы не желающий договариваться с албанцами общин Прешево, Медведжи и Буяновца. А 5-километровая демилитаризованная зона было создана натовцами на границе Косова и остальной Сербии именно со стороны последней. Туда не имели право входить силы югославской армии и сербской полиции, албанские же боевики продолжали беспрепятственно пересекать косовскую границу.
Поэтому никто и не ждал, что США, ЕС и НАТО будут всерьез считаться с интересами Белграда в Косове. Однако действительность превзошла все ожидания. Сегодня Запад готов просто проигнорировать Сербию, в состав которой согласно резолюции СБ ООН N 1244 от 10 июня 1999 года, входит Косово. А как иначе расценить заявления госсекретаря США Кондолизы Райс по итогам ее недавнего визита в Москву? «Мы считаем, что Сербия, — сказала г-жа Райс, — должна интегрироваться в Европу, вот почему мы выступили в поддержку инициативы „Партнерство во имя мира“, принятой в Сербии в рамках сотрудничества с НАТО. Мы считаем, что Сербия и Косово могут оставить свое прошлое позади и двинуться дальше в будущее». Заодно г-жа Райс дала понять, что считает важным сотрудничество постпредов России и США при ООН Виталия Чуркина и Залмая Халилзада — того самого Халилзада, который до этого своего назначения служил политическим рупором агрессии США против Ирака в должности посла Белого дома в Багдаде. Именно Халилзаду принадлежит фраза о том, что «окончательное будущее и Косова, и Сербии заключается в интеграции в ЕС», а чтобы добраться туда, Косову «необходима поднадзорная независимость». Что же касается судьбы «плана Ахтисаари», то, по словам г-жи Райс, США делают все для того, чтобы «и российская сторона поняла, что существуют четкие, серьезные гарантии для сербского меньшинства».
Вот, оказывается, в чем сегодня главная загвоздка по Косову! Надо убедить Россию, что план, предоставляющий Косову независимость, «четко и серьезно» гарантирует права косовских сербов. А о том, что этот документ грубо нарушает международно-правовой статус Сербского государства, госсекретарь США умалчивает. Обещания позаботиться о сербах Косова нужны ей для того, чтобы обосновать надругательство над правами самой Сербии. Перенеся такой ход мысли на американскую почву, мы получим следующее: если жители Техаса мексиканского происхождения что-то не поделили с потомками местных ковбоев, то эта проблема должна решаться исключительно в пределах штата, без какого-либо вмешательства федеральных властей, конгресса и Белого дома.
А что же Европейский Союз, которому Вашингтон навязывает новую независимую державу наркодельцов и торговцев «живым товаром»? В Брюсселе своя «косовская религия», которая выглядит как правило «трех нет». Вот что заявил не так давно госминистр МИД Германии, — страны председательствующей в 2007 году в ЕС и в «большой восьмерке», — Гернот Эрлер: «В самом начале переговорного процесса по Косову Контактная группа достигла консенсуса о принципах решения проблемы в виде трех „нет“: нет разделу Косова, нет его присоединению к другим странам и нет возвращению к положению до 1999 года, когда Косово было частью Сербии». На этом основании ЕС оказал полную поддержку «плану Ахтисаари», который, как признавали в частных беседах с автором этих срок российские дипломаты, на самом деле готовился в Брюсселе.
Что на это сказать? До 1999 года Косовский край входил в состав Сербии на правах автономного края наравне с Воеводиной. Таким образом, решение Контактной группы означает лишь пересмотр данного статуса, что отнюдь не равнозначно независимости Косова. Более того, в преамбуле к резолюции СБ ООН N 1244 говорится, что Совбез «вновь подтверждает приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославия и других государств региона в том виде, как они установлены в Хельсинкском Заключительном акте и Приложении 2».
Заглянем в Приложение 2. Там записано, что основой «разрешения косовского кризиса» должен стать «политический процесс, направленный на достижение соглашения о временных политических рамках, предоставляющего Косову существенное самоуправление, полностью учитывающего соглашения, достигнутые в Рамбуйе и принципы суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославия и других стран региона, и демилитаризацию АОК». И никакого упоминания о независимости Косова от Сербии!
Призывая СБ ООН принять «план Ахтисаари», США и ЕС тем самым предлагают Объединенным Нациям дезавуировать свои прежние решения. Факт беспрецедентный в мировой практике! Никогда ранее ООН не принимала решений, идущих настолько вразрез с ее же предыдущими документами.
Впрочем, западному сообществу привычно прилагать к Косову «двойной стандарт». Лондонское совещание послов великих держав в 1912—1913 гг. потратило немало сил, чтобы провести новые границы на Балканах и в том числе — разграничение между Сербией и Албанией. Однако не успели высохнуть чернила на лондонской бумаге, как западные столицы обрушились на Сербию с нападками за якобы ее нежелание найти конструктивное решение остающихся проблем. 2 сентября 1913 г. великие державы сделали жесткое представление Белграду с требованием открыть для населения Албании свободный доступ в города Джяковица и Дибра (находящиеся на территории Косово, или, как тогда говорили, Старой Сербии). А вот аргументы сербского правительства в пользу скорейшей нормализации обстановки в самой Албании и недопущения нападений албанских отрядов на сербскую территорию остались без ответа. Далее последовали уже отдельные представления держав Тройственного союза (Германии, Австро-Венгрии и Италии), австрийский ультиматум и все прочие акции из того антисербского арсенала, который сейчас востребован вновь.
Почти сто лет назад российской дипломатии удалось отстоять интересы Сербии, убедить, а то и принудить западные державы уважать законные интересы Белграда, да и свои собственные. Сегодня Запад пытается отправить на свалку истории не только те усилия России, но и коренные принципы международного права. Если Россия и сегодня найдет в себе силы защитить суверенитет и территориальную целостность Сербии, она подтвердит историческую преемственность своей внешней политики и спасет весь мир от правового беспредела. А это поважнее дружбы с Джорджем Бушем или боязни еще больше поссориться с Евросоюзом.