Церковный вестник | Валерия Ефанова | 31.05.2007 |
Сюжет сказки навевает множество ассоциаций. Девочка Настя живет с бабушкой и тяжело больной матерью на даче: отец оставил их, и Настин мир словно дал трещину, через которую утекают счастье и радость. Но однажды девочка получает волшебный подарок — мелок, с помощью которого можно открывать двери в иные миры и через них добраться до Дерева в Саду, чьи цветы могут вернуть здоровье ее маме. Подзаголовок повести Ирины Куликовой — «Сказка для детей и взрослых».
Повестью «для больших детей и маленьких взрослых» открывается новый сборник Максима Яковлева «Ничего не бойся». Кроме этой повести, давшей название всей книге, в нее вошли еще пять произведений.
Главный герой повести — мальчишка, обнаруживающий способность подражать любым голосам, обладатель редкого актерского таланта. Но как любой инструмент, этот данный Богом дар можно использовать как во зло, так и во благо. И никогда не знаешь, как оно обернется: и вранье может послужить чьему-то спасению, если этого пожелает Творец человеческих душ.
В историях Максима Яковлева искусство рассказчика нераздельно слито с бескомпромиссной верой в правду, в необходимость морального императива любых поступков. Это рассказы для семейного чтения, рассказы о семье, ее поисках и обретении. Недаром этот сборник — плод объединенных усилий издательства «Православная семья» и «Фома Центра».
Новая книга Никоса Зерваса под названием «Кадеты Точка Ру» — продолжение его нашумевшего романа «Дети против волшебников» (см. ЦВ N 5 и 10, 2006). На первый взгляд, это вещь более чем далекая от сказки. Если главной претензией к первой книге Зерваса было несоответствие «взрослого» содержания и лексики формату детской книжки, то ко второй это применимо в меньшей степени, в первую очередь потому, что книга адресована юношеству, и ничего детского в ней отыскать просто невозможно. Погони, перестрелки, заговоры и их раскрытие — вот основное ее содержание. Колдуны по-прежнему злоумышляют против нашего Отечества, на просторы которого и переносятся боевые действия, и так же, с переменным успехом, им противостоят кадеты Суворовского училища.
Любое общение с тем, кто не разделяет твоих убеждений, но к кому волей или неволей приходится обращаться, накладывает на обе стороны неизгладимый отпечаток. Никос Зервас забрался в «стан врага» очень глубоко, что, с одной стороны, дало ему способность очень ярко описывать скрытую мыслительную работу «черного» разума, а с другой, сильно повлияло на то, каким взглядом смотрит на мир сам писатель.
Герои Зерваса ведут беспощадную борьбу с волшебниками и колдунами. Это восстание сказочных героев против самой сказки, против ее логики и законов. Иван Царицын по прозвищу Иван Царевич, мечтающий об Империи и Монархе, становится воином, одним из подчиненных совсем другой системы, которую он, совершенно по сказочному нарушая все запреты, пытается взломать изнутри. Но книга завершается, не доводя историю до кульминации, и значит, с главным героем и его друзьями мы расстанемся еще не скоро.
Мальчик Митька, герой дебютной повести Максима Солохина «Сказки для старших» (издательство «Лепта»), ни о какой войне с колдунами и не мечтает — для него было бы достаточно, если бы ему удалось избежать постоянных нападок местной шпаны. А мечтает Митька о том, чтобы самому стать волшебником…
Но не торопитесь клеймить за банальность детское желание чуда, дайте истории развернуться до ее истинных границ. Максим Солохин пишет о том, о чем просто не принято говорить вслух. И автору удается невероятное — передать словами те вещи, к которым человек приходит опытным путем, через море ошибок, потерь и разочарований…
«Сказка для старших» — это притча в духе восточной философии, диалог о боевых искусствах, но в первую очередь это история о том, как молитва изменяет жизнь человека. Или, говоря словами самого автора, «история о том, как молитва Иисусова вторглась в судьбу мальчика и властно утвердилась в ней».
Сегодня мы живем в мире, в котором рациональные и практичные бизнесмены перед важными сделками советуются с личными экстрасенсами и магами. На смену научному позитивизму советской эпохи пришло абсолютно магическое восприятие мира. В этом мире восточный календарь уживается с христианскими обрядами, а амулеты носят на одной цепочке с нательным крестом.
Очевидно, что обществу потребления навязывается инфантилизм. Это проявляется в падении уважения и внимания к старости, в стремлении всеми силами сохранить молодость, но главное — в самом менталитете людей, не желающих брать ответственность за других и полностью погруженных в погоню за новинками глобального супермаркета развлечений.
«Быть как дети» призывает нас Сам Спаситель. Но остаться в этом изменившемся мире ребенком — не значит сохранить веру в сказки. Задача намного сложнее: сохранить веру в истинного Бога.